Подобные «трёхзначные» юбилеи всегда создают повод для переоценки наследия юбиляра. Энциклопедия — дело хорошее. Но по сей день, если не весь Л. Гумилёв, то, во всяком случае, его Пассионарная теория этногенеза остаётся как бы непризнанной, не всерьёз воспринимаемой (по каким-то причинам...) официальной исторической наукой. А между тем, нет другой теории, столь достоверно (если достоверность измерять состоявшимися и происходящими историческими фактами) объясняющей закономерности возникновения, развития и гибели полиэтнических сверхгосударств. Во всяком случае, если рассматривать историю российского суперэтноса, то с момента его возникновения и по сей день, всё происходит по Гумилёву. И если и дальше будет так, то российский суперэтнос исчезнет с карты мира как системообразующий фактор.
Не в этом ли причина некоего забвения официальной наукой некоторых воззрений учёного? Не в этом ли причина того, что по сей день Лев Гумилёв как бы не воспринят в полной мере обществом, оставаясь для большинства соотечественников (в отличие от многих других учёных-мыслителей) некоей «тёмной лошадкой»?