Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Рост потока информации как проблема энциклопедий

RSS
Рост потока информации как проблема энциклопедий, Комментарии к новости
 
М-м-да-а... Современная картина мира в области образования полярно иная. И — увы! — этот самый «Fachidiot» — реальный продукт сегодняшней школы всех уровней, особенно дистанционного формата.  :(  
Однако здесь не обозначена ещё одна проблема — фиксации и научного цитирования этого самого «потока сознания информации». К счастью, несмотря на бурное развитие безбумажных форматов, в научной среде до сих пор остаётся авторитетным опубликованный источник. Но, похоже, полиграфия сегодня уже бессильна...  :(
Изменено: YA_HELEN - 13.12.2021 16:15:12
 
Цитата
YA_HELEN пишет:
М-м-да-а... Современная картина мира в области образования полярно иная. И — увы! — этот самый «Fachidiot» — реальный продукт сегодняшней школы всех уровней, особенно дистанционного формата.
Однако здесь не обозначена ещё одна проблема — фиксации и научного цитирования этого самого «потока сознания информации». К счастью, несмотря на бурное развитие безбумажных форматов, в научной среде до сих пор остаётся авторитетным опубликованный источник. Но, похоже, полиграфия сегодня уже бессильна...
Ну давайте по пунктам.
Первое. Полиграфия уже бессильна, потому как она просто неудобна. Да, есть еще желание посидеть с книжечкой, но куда интереснее накачать кучу книг на один гаджет.
Второе. Авторитетность — это тоже понятие сменяемое. Ранее это была статья в энциклопедии, сейчас это может быть статья в онлайн-журнале. Например, в медицинском — Lancet.
Третье. А что полярно не так с образованием? Законы физики или химии отменены?  :)
 
Добросовестно прочитав пространный текст о знании, я почему-то вспомнил средневековые баталии теологов о том, сколько ангелов может поместиться на острие иглы. Почему так? Наверное потому, что прогресс общества связан не столько с накоплением знания, сколько с его структурированием. Само по себе накопление знания ничего не дает, кроме, разве что, возможности отдельным людям демонстрировать свою исключительность. Польза от знания возникает лишь тогда, когда оно, во-первых, обретает внутреннюю структуру (это достигается благодаря тому, что на основании имеющегося знания формируется теория), а, во-вторых, когда теория предлагает определенные модели для практики. Разумеется, это в самом общем виде, но без этого, как говорится, – никак. Взять хотя бы представленный здесь текст. Что мы видим: от общих рассуждений о роли знания плавно переходим к вопросам культуры, затем к образованию, а потом еще опираемся на Зиммеля (причем в той мере, в какой он дал свое социологическое понимание денег), а в промежутках вспоминаем несколько важных энциклопедических изданий и известных мыслителей. Что в итоге? – Вопрос запутан до невозможности. Если же внести в это дело структуру, то есть отсечь социологию от экономики, а заодно еще и от философии, то можно получить хотя бы какое-то приемлемое поле для рассуждений.
Кстати, не согласен с автором буквально с первых же строк, где он говорит о том, что современное общество – это общество знания, поскольку оно базируется на науках. Общество базируется на науках очень давно. Достаточно вспомнить Фридриха Великого, чтобы получить самое общее представление о том, какое влияние на практику уже тогда имела наука. Современное общество стали называть обществом знания потому, что наука стала его производительной силой, а выражаясь языком экономики, – превратилось в фактор производства. Вот, у кого этот фактор развит, тот и лидер, а у кого нет, тот – периферия. Да тут можно до бесконечности спорить и критиковать. А все почему? Потому, что в рассуждениях нет четко выстроенной логики. Вот такое у меня мнение (в конспективном варианте).
 
Цитата
lisss пишет:
Полиграфия уже бессильна, потому как она просто не удобна. Да, есть еще желание посидеть с книжечкой, но куда интереснее накачать кучу книг на один гаджет.
Кстати, продолжающиеся сокращаться тиражи печатных изданий, и энциклопедий в том числе, прямо об этом говорят. Когда никаких гаджетов не существовало, тиражи измерялись десятками и сотнями тысяч экземпляров. А сегодня энциклопедий и других бумажных книг по-прежнему много, однако их тиражи чаще всего незначительны. Тысяча экземпляров — это уже хорошо, а ведь бывает и пятьсот, и даже сто экземпляров.
 
Странно, что так воспринимается: все же чем больше информации, тем больше данных для составления энциклопедий. :o  Хотя, конечно, «механической» работы становится больше...
 
Цитата
Лилия Тумина пишет:
Цитата
lisss пишет:
Полиграфия уже бессильна, потому как она просто не удобна. Да, есть еще желание посидеть с книжечкой, но куда интереснее накачать кучу книг на один гаджет.
Кстати, продолжающиеся сокращаться тиражи печатных изданий, и энциклопедий в том числе, прямо об этом говорят. Когда никаких гаджетов не существовало, тиражи измерялись десятками и сотнями тысяч экземпляров. А сегодня энциклопедий и других бумажных книг по-прежнему много, однако их тиражи чаще всего незначительны. Тысяча экземпляров — это уже хорошо, а ведь бывает и пятьсот, и даже сто экземпляров.
Ну так, а в чем проблема, перейти в онлайн? Начать не просто печатать свои издания, а публиковать их для широкой публике в Сети, причем не просто как тексты, а в формате файлов для электронных книг по типу fb2 и иже с ними? Более того, если уж очень хочется заработать денег, то можно и продавать эти файлы через популярные ресурсы вроде Литреса или Сторитела. Это и дешевле в производстве, и для масс доступней.
 
Речь не о полиграфии. Нет никакой разницы в каком виде будет информация. Статья о смещении понятий в связи с расширением количества научной информации и информации в целом. Сейчас необходимо менять понятийный аппарат в образовании и требования к образованному человеку. Есть попытки это сделать, но светлые мысли настолько искажаются чиновниками, что мы в который раз оказываемся у разбитого корыта.
 
Не стоит научному сообществу льстить себе по поводу «множащихся знаний» и проблематичности их объединения в доступные энциклопедические знания. Во-первых, объем существенных или действительно актуальных знаний растет гораздо медленнее, чем, к примеру, вычислительная мощность компьютеров. Во-вторых, узкоспециальные справочники необходимы лишь узкому кругу специалистов. В целом, проблема скорее в грамотном составлении учебников, представляющих эти знания, для того, чтобы в дальнейшем молодые специалисты могли без труда пользоваться уже конкретным узкоспециальным энциклопедическим изданием.
Читают тему (гостей: 1)