Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Вотяки

Информация Первая русская энциклопедия, написанная в 1744—1746 гг. историком и государственным деятелем В. Н. Татищевым
 Лексикон

Вотяки, народ сарматской в провинции Вятской, сами зовутся ари, еже значит крайний или дальний: они о себе по преданию, зане письма и закона не имеют, сказывают, яко остяки и проч., что в древний времена жили в земли Сувома, то есть в Воднистой земле, как Финляндию и Поморию называют. Верою идолопоклонники, равно как вогуличи, но понеже деревнями великими живут и с рускими всегдашнее обхождение имеют, того ради они в молитвах и приношениях жертв всегда больше чины с некоторыми благоговении хранят, поутру и ввечеру, подобно чювашем и черемисам, отворя двери, на небо взирая, 3 поклона кладут. Опасаются весьма ногою порога дотронуться, разумея еже бог токмо, входя, на порог становится, токмо выходя, верхней или сторонней колоды рукою с поклоном дотыкается. Они о боге сказывают, что их старые и благочестные люди часто видят, он стар, сединами украшен, борода большая, и оной тем их стариком повелевает, где, когда и о чем молиться, какую жертву приносить. И они по объявлению такого старика, обвестя всем ближним, со всяким усердием исполняют. Такие молитвы отправляют они при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево, тоже и терн, якобы бог некогда, веселяся, оным руку уколол. Обыкновенные великие празднества: новой год, как у вогулич, да осенней, когда жита собирают, и новолуние усмотрят, между тем поминки, и от их презвитеров или старшин когда повеленное отправляют, и при оном иногда неколико, иногда одну скотину на жертву приносят, мясо все, сваря, сами поедят и довольно медом упиваются, кости все в землю закопают, токмо голову, и из ног кости да кожу на том дереве повесят. Но понеже христиане часто такия кожи унашивали, того ради ныне они их изтыкают ножами, чтоб ни в какое дело не годилось. Они тем деревьям, когда ему случится мимо итти, с поклонением головы честь отдают. Молитвы у них краткие, вначале благодарят бога за что-либо, другое просят, чтоб они все были со скотом и пчелами здравы или чтоб нивы плодородием, пчелы медом, реки рыбами одарил, затем о здравии государя и если доброй воевода, то и за него; да все очень кратко и просто, например: боже, дай здоровье и ум царю; ум разумеют премудрость к правлению; боже, дай мне меда, или скота, или иное что довольно, а я и тебе уделю, и пр.