Далматов монастырь, в Ысецкой провинции епархии Тобольской, на левом берегу реки Исети, ниже Колчеданскаго острога 30 верст, построен одним монахом, называемым Долмат, которой был священником. Демиан оной впал в раскол и, оставя жену з детьми, ушел в сию тогда пустыню, где, построя в земле малую избушку, жил лет 10. Но по нужде пришел в Тобольск, бывшим архиереем от заблуждения обращен и, уведав, что жена его умре, постригся и в том месте, испрося у татар земли часть, зделал монастырь и собрал монахов человек до 12. Где два разы от татар воровских разграблен и жилище сожжено, но другие татара для его добраго жития паки ему построить помогли, давая ему коней и скот, а притом его и охраняли. Он уведав, что его сын был женат и овдовел, постригши его, назвал Исааком. И тако сей монастырь чрез лет 70 более созидал, а притом в близости построил женский монастырь, токмо весьма крепкаго содержания, ибо ни едина монахина не токмо из монастыря вытти, но ниже, кроме церковных служителей, никого видеть не может, и те священник и причетники не определяются меньше 60 лет. Они имеют пропитание от того Долматова мужескаго монастыря, должны все прясть, ткать и шить, а притом сирот девочек обучать. По смерти того Долмата сын его Исаак был игуменом, а последи архимандритом. Устав их таков: 1). Что все, архимандрит и протчие, должны за одними столом и одну пищу есть; ежели архимандрит болезни ради итти не может, то 2 или 3 старцы с ним и то же самое, что протчие, есть должны. Летом все, кроме немочных, должны на пашне, жнитве и сенокосе работать, ибо крестьян собственных не имеют, но монахов бывает 50 и более. И если кто впадает в тяжкое погрешение, два раза смиряют, а в третий преступившаго закон изгоняют и уже никогда не примут. 2). Всем приходящим, кто б откуда ни был и когда ни пришел, во весь день стол и пища готова, и на день хлеба в путь дают. 3). Понеже многие приходят к ним работать, то оным дают монастырское платье и пищу, доколе кто работает, и для того у них работников вольных без найма бывает человек по 50 и более, пашню пашут, жита и сена собирают, скот пасут и доят, котораго они немало имеют и каждогодне продают. 4). Имеют училище для младенцев и обучают грамоте всех приходящих младенцов с пропитанием монастырским без мзды. 5). Больницу не токмо для монахов, но и для всех странных с постелями и пищею содержат, и оным монахи служат, токмо лекарей и лекарств не имеют. 6). Пития пьянаго ни постороннему, кто б ни был, кроме вина краснаго яко для церкви, не пущают, а довольствуются квасом и мед ставленной без хмеля. Объявленной архимандрит Исаак жил во оном более 40 лет, умер в 1724 или 5, и сей монастырь великой каменной от трудов своих и вольнаго подаяния создал, на что бы не меньше 50000 рублев требовалось. При оном монастыре декабря от 26 осмь дней бывает ярманк немалой, от чего и монастырю доход добровольной великой приносится. Мне во оном случилось быть первое при архимандрите Исаакии с губернатором князем Черкаским 1721 г., когда он ему губернатору, мне и одному из служителей позволил в женский монастырь в церковь токмо войтить и стариц видеть, где их было с 40, но игуменья объявила, что еще больных и молодых в келиях до 30, всего 73. В 1736 году паки был я, но тогда старцы архимандрита за нарушение закона изгнали и архиепископ принужден определить инаго по их избранию.