Диспута, латинское, прение словесное или письменное междо двемя персоны происходит. И хотя таковые прения о многих и малых собственных делах происходят, но более разумеются диспуты междо филозофы и богословы, иногда же и в гистории в делах неясных. Одни происходят от расколов или различных мнений, когда один другаго неправости обличает, а свои правости изъясняет и доводами утверждает, другие в школах между студенты и учениками, когда кто исчет произвождения в магистры или докторы, то избирает сам или ему от професора дается о какой вещи изъяснить и доказать. Противо же ему избирается другой, которой те предложения будет порочить и доводами отвергать. Сей зовется опонент. Но когда оной совершенно правость докажет, тогда те диспутации печатаются. И на такие диспуты имеются права, что они притом хранить должны, а имянно главное прилежать, токмо самую истинну изыскивать, а ложь и неправые прежния мнения опровергать, доводить ясными, а не притворными доводы, а наипаче предлагающему или диспутанту, ибо противоречителю, или опоненту, дается воля всякие иеретические мнения возобновлять и утверждать, дабы диспутант, все оные опровергая, паче ум поосчрял. Наипаче же в том мудрое наставление президующаго профессора споспешествовать должно, и оному не быть свирепым вепрем, яко некоторые для утверждения своей власти за меч и огонь хватались, притом весьма хранить тихость незлобие и учтивые поступки, дабы не дать огорчения и соблазна слышателем. И как сие великие в себе пользы имеет, не токмо диспутующия, но и слышатели ум в суждения поощряют, правда изъясняется, а ложь низвергается, и сие же и учащимся подает великую охоту, ибо продажею тех диспутацей приобретают себе и довольной прибыток. Сие наиболее у лютеран и кальвинистов в вольности состоит, и хотя у папистов употребляемо, но в богословии весьма редко, для того что они многих догмат от письма святого утвердить не могут и на такие их диспуты оные яснейшими доводы опровергать с поношением не медлят.