Заклад, словен. залог, есть сугубого разумения: 1) Разумеется, когда два споруются в каком обстоятельстве и кладут заклад между собою. Оной известной и неизвестной, известной, когда един подлинно знает, что так есть или было и оное точно доказать может, яко в 3 Ездровой книге..., глава, прение, что сильнее всего, или гисторическое, например, что Петр апостол в Риме не был, утверждается Деянием апостольским и многими послании святаго Павла, а паписты позднейшими гисториями для утверждения их власти утверждают, что был, и оное законом может решиться, что спорящей неправо должен заклад платить. Другое неизвестное, например, если оба из обстоятельств настоящеих будущее хотят утверждать. Например, Франция или Англия в нынешней войне будет счастие иметь. Таковые почитаются за отважные игры, и в некоторых государствах законами отрешены и суда не дается. 2). Заклад в каком сумнительстве для безопасности во уверение дается, яко в договорах с неприятели или опасными подданными до исполнения договора или для сохранения верности дают залоги, что татарски зовем аманат, или в заемных деньгах кто что закладывает до срока. Оное разделяется на двое: ручной или письменной заклад, которые и во обстоятельствах разнятся, но то по разсуждению лживников права естественного общее есть, что заимодавец хотя заклад велик берет, но по просрочке не может по справедливости более из онаго удержать, как цена данных его денег и законнаго роста по просрочке счисляется. Противно тому, должник не может недостойным закладом долгу освободиться, и что оной не стоит, столько по справедливости должен и с уставным ростом доплатить, о чем устав царя Иоанна I весьма ясно имеем, а оной при сочинении Уложения 1669 г. пропущен. Естьли же должник не в состоянии все долги заплатить и все его имение будет на роздел должником положено, тогда имеющий заклад имеет только настоящие без роста деньги получить или заклад, если более не стоит, оным довольствоваться, о чем в Уставе банкротском 1741 году ясно показано.