6-й и 7-й тома биографического словаря «Русские писатели. 1800-1917» могут не выйти в свет...
Рецензия
Через 8 лет после выхода 4-го тома биографического словаря "Русские писатели. 1800-1917" и неоднократно нависавшей над проектом угрозы закрытия издательство "Большая Российская энциклопедия" наконец выпустило 5-й том. На сегодняшний день у нас нет более полного, адекватного и неидеологизированного литературного словаря. При этом он снова на грани закрытия. Минувший год, объявленный Годом русского языка и Годом чтения, никак выходу 5-го тома словаря не помог. Работа была завершена на деньги издательства, а на выпуск 6-го и 7-го томов средств не осталось.
Словарь "Русские писатели. 1800-1917" — издание абсолютно уникальное и необходимое как воздух не только отечественной гуманитарной науке, но и простым читателям. Особенно школьникам и студентам. Дело в том, что на сегодняшний день нет ни одного адекватного справочника. Выпущенная в 1962-78 годах "Краткая литературная энциклопедия" (КЛЭ), во-первых, так засорена идеологией, что если вынести за скобки все реверансы в адрес Коммунистической партии, в сухом остатке оказываются скупая биография писателя и устаревшая библиография. Во-вторых, у КЛЭ были иные задачи — представить всю литературу от Гомера до современности и от американской словесности до индонезийской. Понятно, что Достоевскому или Чехову в ней уделено необходимое, но отнюдь не достаточное место.
"Литературный энциклопедический словарь" (ЛЭС) и того короче и по другому принципу выстроен. Все. Больше школьнику и студенту заглянуть некуда.
Идея выпустить издание, в которое вошло бы максимальное количество неангажированных биографий, появилась в начале 1980-х. В первом томе, вышедшем в 1989 году, в статьях об Адамовиче, Ахматовой идеологии нет. Только полезная информация. Это был внеидеологический продукт — едва ли не единственный в советскую эпоху: биографические справки с вкраплением краткого анализа творчества писателя. Новый тип биографического издания без "идеологических заклинаний".
Кстати, для этого был введен принцип, который до сих пор соблюдается: цитируются только современники писателя, а не современные литературоведы. В крайнем случае, пишется: "См. подробнее там-то". В общем, словарь заложил новые основы русской биографики и стал не только историко-литературным, но и общественным событием.
Кроме того, в словарь включены не только собственно беллетристы: понятие "писатель" авторами предельно расширено. Например, в 5-й том вошли и авторы путевых записок вроде Пржевальского или Семёнова-Тян-Шанского, и военные писатели вроде Скобелева, и мемуаристы, и "пишущие" врачи. Нашлось место даже таким курьезным персонажам, как литератор-дилетант и графоманка Елизавета Сентимер с дидактическими стихами. Например, о зависти: "О зависть, зависть злая!/ Воистину она зверь/ C кровожадными кохтями./ Она лишь хлопнет ушами/ Затворится к счастью дверь!".
По составу авторов 1-2-й тома были абсолютно непревзойденными. Это было единственное место, где можно было так писать. Со словарем сотрудничали Юрий Лотман, академик Михаил Гаспаров, Роман Тименчик, академик Александр Лавров, Николай Богомолов. Значительная часть современных филологов свою профессиональную деятельность начинали именно в "Русских писателях": Андрей Зорин, Александр Осповат, Никита Охотин, Олег Проскурин, Андрей Немзер — те, кто сейчас представляет отечественную русистику.
У истоков словаря стоял покойный академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, к которому ездили с вопросом: издавать сначала XVIII век или XIX? Он сказал, наверное, все-таки XIX, хотя по нему нет систематизированной библиографии, а значит, на плечи филологов ложилась дополнительная нагрузка.
Тогда все это задумывалось и осуществлялось на государственные деньги — было издательство "Советская энциклопедия" и вопрос о финансировании не возникал. Теперь главная претензия издателей к редакции словаря "Русские писатели" в том, что работа идет медленно, а проект невыгоден: слишком долго готовить к печати, небольшой тираж, высокая цена. Но если речь идет об академических справочниках такого рода, то иначе все равно не получится. Словарные статьи аккумулируют большой объем первичной информации, что требует постоянной сверки с источниками, большая часть которых находится в архивах. С другой стороны, срок полезного пользования такими изданиями — столетие, в отличие от бестселлеров, которые пишутся за месяц, продаются за полгода, а через следующие полгода благополучно забываются.
Подробно о злоключениях "Русских писателей" "Неделе" рассказал член редколлегии словаря знаменитый филолог, специалист по русской литературе XIX века, первый лауреат Новой Пушкинской премии (2005), лауреат Премии Александра Солженицына (2007) Сергей Бочаров.
Член редколлегии словаря "Русские писатели" Сергей Бочаров:
"Бьемся за словарь уже семь лет"
Но ведь мы хорошо знаем, что это значит, — практически он закрыл этот словарь так же, как другое подобное издание — "Отечественная история". Но за "Отечественную историю" как-то не поборолись, а за словарь "Русские писатели" мы стали биться.
В "Известиях" было опубликовано открытое письмо группы академиков: Аверинцева, Топорова, Иванова, Лаврова, Николаева, Гаспарова в октябре 2001 года, которое сыграло свою роль. Поднялась волна. У этого словаря уже была огромная аудитория, и планы закрытия проекта удалось сорвать. А весной 2002 года Александр Исаевич Солженицын написал письмо президенту страны.
Как говорила мне Наталья Дмитриевна, Солженицын не хотел ни с какими просьбами обращаться к власти. Но тут он обратился — единственный раз. Написал письмо. Утром письмо забрали, а уже днем Путин позвонил Александру Исаевичу и сказал, что все будет в порядке. Пообещали выделить 15 млн рублей до завершения издания и еще 15 на печать. После этого началось движение.
В июле 2002 года Матвиенко, которая тогда была в правительстве, дала распоряжение в три министерства: культуры, образования и печати — изыскать средства. Образование отказалось сразу, Минпечати взяло на себя обеспечение типографской части работы, а Швыдкой, который тогда был министром культуры, выделил 2,5 млн рублей.
Год после этого ждали денег. В октябре 2003-го поступил первый транш — как раз те самые 2,5 млн. Но к концу 2004 года деньги кончились. В начале 2005 года Кравец издает указ о ликвидации редакции. С 15 марта сотрудников уволили. Тогда опять поднялся шум, образовался "временный коллектив", и он уже доводил при минимальном финансировании 5-й том до издания.
Но ведь два последних тома "Философской энциклопедии", "Мифы народов мира" и словарь "Русские писатели" — это же лучшее, что за все годы существования издательства было выпущено! А им это не нужно. Сейчас снова нет денег, хотя я думаю, администрация издательства понимает, что завершать издание придется. Видимо, хотят сделать это малой кровью.
Сейчас руководство издательства ведет речь об одном томе, хотя в один том не уложиться. Нужны нормальные два тома: во втором — конец алфавита и справочный аппарат".
КЛЭ без БЛЭ: главные словари и энциклопедии ХХ века
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — самая крупная дореволюционная русская универсальная энциклопедия, выпущенная акционерным издательским обществом "Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон".
Состоит из 86 томов (82 основных и 4 дополнительных), выходивших в течение 1890-1907 годов. Ежегодно выходило в свет 4-5 томов тиражом 30 тыс. экземпляров.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона имел устойчивую репутацию одной из лучших в мире универсальных энциклопедий. Он не только не уступал немецкому "Брокгаузу", французскому "Ларуссу" или английской "Британнике", но даже превосходил их широтой тематического охвата и глубиной изложения новейших (на начало XX столетия) научных сведений.
Русский биографический словарь (в 25 томах) издавался под наблюдением председателя Русского исторического общества А. А. Половцова с 1896 по 1918 год. Считается одним из самых авторитетных русских биографических источников конца XIX — начала XX века.
Большая советская энциклопедия (БСЭ). В 1925 году в соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР было учреждено акционерное общество "Государственное научное издательство "Большая советская энциклопедия" (затем "Советская энциклопедия", в настоящее время — "Большая Российская энциклопедия"), и началась работа по подготовке первого издания энциклопедии.
Всего с 1926 по 1947 год было выпущено 65 томов. Первое издание БСЭ готовилось при непосредственном руководстве и участии Н. И. Бухарина и других видных партийных деятелей, многие из которых позднее были "развенчаны" и репрессированы.
Частично этим объясняется то, что работа над вторым изданием началась сразу же после завершения первого. Тома второго издания начали выходить в 1950 году. По 1958 год вышли 50 основных томов и один дополнительный, в котором содержались главным образом биографии видных советских деятелей, репрессированных ранее при Сталине.
Третье издание БСЭ в 30 томах выходило в 1969-1978 годах. Всего вышло 30 томов (24-й том в двух книгах, вторая целиком посвящена СССР). По сравнению с предшествующими оно наиболее свободно от идеологических наслоений.
Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ) в 9 томах, вышедшая в издательстве "Советская энциклопедия" в 1962-1978 годах, содержит более 10 тысяч статей. Анекдотичность ситуации в том, что в предисловии к первому тому сказано, что энциклопедия названа краткой, поскольку "не является исчерпывающим сводом литературных знаний", и что создание фундаментальной литературной энциклопедии — "дело будущего", однако более полная — или "большая" — литературная энциклопедия впоследствии так и не была издана.
Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС, М.: Советская энциклопедия, 1987) содержит систематизированные сведения о терминах и понятиях, используемых в литературоведении, фольклористике, литературной критике, а также частично в лингвистике, психологии, эстетике и других смежных областях.
В издание также включены обзорные статьи о развитии национальных литератур, литературных школах, течениях и направлениях, а также справочные статьи о наиболее значительных литературно-художественных журналах, издательствах, писательских организациях и других составляющих литературного процесса.
Ответственный редактор "Большой Российской энциклопедии" Сергей Кравец:
"Проект, конечно, важный, но крайне убыточный".
"Несомненно, продолжать мы это издание будем, но сейчас издательство "Большая Российская энциклопедия" целиком сосредоточено на выпуске собственно "Большой Российской энциклопедии". Поскольку ниоткуда, кроме как из издательства, мы денег взять не можем, — ждём подписания контракта на 2008 год на "Большую Российскую энциклопедию". С доходов от которой будем делать и "Русских писателей".
Я к словарю "Русские писатели" всегда относился как к замечательному культурному проекту. Удручало только одно — проект растягивается на годы, и в течение нескольких лет издательство должно гарантировать людям его обеспечение. Я встречался и с Сергеем Бочаровым, и с другими членами редколлегии. Мы находили общий язык, но этого мало, у издательства должны быть возможности. Предлагал опираться на академические институты, потому что главная беда этого издания в том, что тексты готовятся очень долго.
"Большая Российская энциклопедия" — это акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству. Это значит, что у государства, кроме изъятия прибыли, никакого интереса в нас нет... "Русские писатели" — очень важный, но крайне убыточный проект, за который его со всех сторон шпыняют, никакой поддержки не оказывают. Чтобы начать работу над 6-м томом, мы должны быть уверены, что все будет сделано в определенные сроки, порядка двух лет, и что издательство в течение этого срока не будет вынуждено прекратить работу из-за отсутствия средств".
Руководитель редакции словаря "Русские писатели" Михаил Эдельштейн:"Закончился том, закончился контракт, который не продлевается, так как не найдены деньги, а поскольку формально редакции словаря "Русские писатели" не существует, то издательству "Большая Российская энциклопедия" уже не требуется ничего официально закрывать. Говорят, что мы существуем за счёт "Большой Российской энциклопедии", что мы съели прибыль издательства за два года. Но дело в том, что мы тоже издание "Большой Российской энциклопедии".
Кроме того, как оказалось, словарь "Русские писатели" даже по нынешней невероятной цене 1890 рублей успешно продаётся. Из 5000 экземпляров за эти три месяца уже продано больше тысячи. Поначалу речь шла о том, чтобы деньги, вырученные от продажи 5-го тома, пустить на подготовку 6-го, но никто не ожидал таких темпов продаж. А сейчас почему-то к этой теме больше не возвращаются. Хотя денег, полученных от продажи 5-го тома, хватает уже на год нашей работы, если не больше.
Подготовка следующего тома стоит примерно 6,5 млн рублей при зарплатах сотрудников 15-18 тысяч. На печать нужно меньше миллиона. Сейчас в редакции стоит вопрос смены поколений — из первого состава осталось фактически два человека, нужно найти ещё хотя бы трёх-четырёх. Если для старых сотрудников словарь был делом жизни и их можно было мурыжить годами, то теперь даже самые преданные люди уйдут туда, где им платят. И зарплата 15 000 — это тот минимум, с которого в принципе имеет смысл начинать разговор".
В распоряжении "Недели" оказалось личное письмо писателя Солженицына президенту Путину от 30 мая 2002 года, фрагменты из которого Александр Исаевич разрешил нам опубликовать. Это письмо — единственный случай, когда писатель обратился к власти с просьбой оказать "содействие в спасении уникального памятника русской литературы".
"Уважаемый Владимир Владимирович!
Шеститомное издание словаря "Русские писатели. 1800-1917" — бесценное достояние отечественной культуры, уже завоевавшее себе мировое признание глубиной и объемом содержания, — скоро год как прервано (в середине работы над 5-м томом) решением государственного издательства "Большая Российская Энциклопедия" по недостатку финансирования. Это большая потеря для русской культуры".
(Далее Александр Солженицын отмечает, что даже если в отдаленном времени финансирование будет возобновлено, за долгий перерыв коллектив редакции потеряет налаженную систему сотрудников: архивистов, библиографов, рецензентов, научных консультантов, редакторов и сотрудничающих авторов...) "И возобновление словаря нельзя будет осуществить на ныне явленном уровне: прервется преемственность в работе над этим сложнейшим изданием".
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.02) |