Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Нежить покрылась толстым слоем глянца: в свет вышла «Энциклопедия русских суеверий»

Рецензия

  • 18 января 2008
  • просмотров 4950
  • комментариев 1
Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий/ М. [Н.] Власова; [Худож. В. В. Есауленко]. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 622, [1] с.: ил.; 24 см. — Библиогр.: С. 604-618. — 15000 экз. — ISBN 978-5-91181-705-3 (в пер.).
Лицевая сторона и корешок переплёта «Энциклопедии русских суеверий» (2008)Поплевать через левое плечо, постучать по дереву или перейти на другую сторону, если дорогу перебежала черная кошка, — это лишь жалкие рудименты разветвлённого свода правил, как установить контакт с потусторонним миром. Издательство «Азбука-классика» выпустило «Энциклопедию русских суеверий», в которой собраны основные демонические существа, порождённые славянским сознанием, рассказы очевидцев и рецепты задабривания нечистой силы.

Для русского человека своя рубаха всегда оказывалась ближе к телу. А потому перемены «наверху» его как-то не очень волновали. Пустил князь Владимир языческих идолов во главе с Перуном по Днепру, а на месте языческих капищ поставил церкви и объявил монотеистическую религию — народ вздохнул, окрестился и обязанности по покровительству скота со свергнутого Велеса (Волоса) бодро делегировал святому Власию. Решили, что в советском государстве единственной идеологией будет атеизм, — в красных уголках иконы заменили на портреты вождей, а детям вместо крестин придумали октябрины и опять же успокоились. А вот домовые, лешие, русалки, волкулаки (оборотни) и прочая нечисть и нежить, которую принято относить к «низшей мифологии», как испокон веков жила бок о бок с людьми, так и живёт по сей день.

Человек «суеверный» уверен, что у каждого места и предмета есть свой покровитель. Он, как сосед по коммунальной квартире, может оказаться большим подлецом. И с ним нужно уметь ладить. Для этого придумали невероятное количество обрядов, ритуалов и запретов, которые условно делятся на календарные и семейные. Календарные, как нетрудно догадаться, связаны с временами года и направлены на то, чтобы не погиб урожай и не случился падёж скота. Семейные диктуют, как правильно принять в этот мир младенца, как его растить, чтобы не сглазили, как правильно сыграть свадьбу и как похоронить покойника, чтобы он стал добрым покровителем семьи, а не превратился в лешего, русалку, оборотня и не беспокоил потом родных по ночам.

Часть этой нежити в современной культуре совсем забыта, а часть покрылась толстым слоем глянца. Например, что русалка — красавица с рыбьим хвостом, так это Андерсен придумал. Оригинальный мифологический персонаж — гораздо более злобный и менее привлекательный. Начнём с происхождения: русалками становились «заложные», то есть неправильные покойники. Люди, которые умерли раньше положенного срока, не своей смертью, девушки, умершие перед свадьбой, проклятые матерями, некрещёные дети и так далее. Иногда это толстые страшные бабы с огромными отвисшими грудями, которые они закидывают за плечи, чтобы не мешали. Любимое занятие русалок — расчёсывать волосы. Увидеть на берегу русалку — дурная примета: либо сам утонешь, либо на этом месте скоро кто-то утонет. Ну и, конечно, нельзя ходить по воду и купаться в пограничное время суток — в полдень и полночь. Русалка утащит и защекочет до смерти. Влюбиться в русалку тоже опасно. Записано несколько историй про то, как у моряков были романы с русалками, а когда чувство со стороны человека остывало, демон разрывал пополам прижитого младенца и едва не убивал неверного возлюбленного.

Домовой, не менее востребованный современной мультипликацией, всё же ближе к исходному образу — маленького старичка, который может также принимать обличье мелкого зверька, чаще всего рыжего кота. Его называли господарь, большак, дед, доброхотушко, кормилец, хозяин. Он в доме старший. Домовой живёт под печкой, на чердаке, он следит за порядком в доме, во дворе и в хлеву, ухаживает за скотиной, заплетает лошадям гривы и хвосты в косы, которые нельзя расплетать. Его нужно слушаться, задабривать и не сердить. Питается он паром от приготовляемой пищи. К домовым бесам также относятся банники — они менее хозяйственные и более шаловливые: могут упарить до смерти. Чтобы добиться их расположения, после мытья в бане им принято было оставлять мыло и веник.

Конечно, руководствоваться всеми этими правилами в современных условиях ненормированного рабочего дня и ванных комнат европейского образца сложно, но если попробовать — вдруг жизнь станет лучше?..
  • Теги
  • Азбука-классика
  • водяные
  • домовые
  • лешие
  • народные поверья
  • нечистая сила
  • оборотни
  • русалки
  • русские
  • сверхестественный мир
  • славяне
  • суеверия
  • упыри
  • черти
  • энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Кочеткова Н. [Д.] Нежить покрылась толстым слоем глянца: в свет вышла «Энциклопедия русских суеверий»/ Наталья [Дмитриевна] Кочеткова. — Текст: электронный// Изв. науки. — 2008. — 18 января. — URL: http://inauka.ru/books/article80231/print.html (дата обращения: 18.01.2008). — Рец. на кн.: Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий/ М. [Н.] Власова; [Худож. В. В. Есауленко]. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 622, [1] с.: ил.; 24 см. — Библиогр.: С. 604-618. — 15000 экз. — ISBN 978-5-91181-705-3 (в пер.).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Уместнее было бы назвать книгу менее привязано к конкретной нации. У суеверий живущих по соседству народов как правило много общего, даже при разных религиях.
    • 0/0