Анонс
В условиях затяжного кризиса российской экономики, усугубляемого кризисными явлениями в мировой экономике, стала очевидна необходимость более активного выявления и рационального использования внутренних ресурсов и источников ее оздоровления и дальнейшего развития. Особую значимость приобретает переоценка на качественно новой методологической основе научно-технологического и экономического потенциалов России в целом и ее отдельно взятых субъектов и регионов. На передний план выдвигается проблема соотнесения и координации усилий как Центра, так и субъектов Федерации в важнейших сферах производства и распределения.
До сих пор еще не разработан, во всяком случае, не введен одинаковый для всей Федерации механизм урегулирования отношений между Центром и регионами. Множество постановлений, законов да конституционных положений, принимаемых властями субъектов Федерации, зачастую не стыкуются с Конституцией Российской Федерации. Более того, некоторые республики идут по пути разработки и внедрения собственной конституционно-правовой системы, во многих своих аспектах не соответствующей как Конституции, так и политической демократии.
Без всесторонней информационной базы и, что еще важнее, без добротных, убедительных теоретических и прикладных разработок решение этих задач представляется невозможным. Научно-редакционный совет издательства "Экономика" начинает готовить к изданию в 1999-2000 гг. серию монографических исследований под общей рубрикой "Экономическая энциклопедия регионов России". Серия призвана помочь в изучении основополагающих тенденций, процессов, моделей и векторов развития современной российской экономики, которая, в свою очередь, рассматривается как часть мировой экономики. Издание охватывает и общие вопросы теории и практики функционирования экономики в целом, и специфические процессы и явления в конкретных сферах экономической жизни общества как в Российской Федерации в целом, так и в каждом из ее отдельно взятых субъектов.
Проект прямо связан с тем, что в результате перехода от административно-командной, государственно-плановой к рыночной экономике отечественная экономическая наука перестала быть простым инструментом обоснования экономической политики государства или одной правящей партии. Она взялась за решение принципиально новых задач коренного обновления самого языка, понятийно-категориального аппарата, системы аргументации, методов исследования, методологических принципов, идейного и теоретического арсеналов, самого понимания собственной сущности и значимости. При разработке концепции энциклопедии редколлегия исходила из того факта, что переход к рыночной экономике существенно усиливает актуальность и значимость одних областей экономических знаний, в то же время отодвигая на задний план значение других областей.
Об этом свидетельствует, например, то, что в отечественном экономическом лексиконе утверждается принципиально новая биржевая, финансовая, маркетинговая, инвестиционная и иная терминология. Мы получаем знание реального содержания и предназначения множества терминов и понятий, возникших и продолжающих возникать с внедрением новейших информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих современными средствами финансовые, коммерческие, инвестиционные и иные операции с появлением новых видов предприятий и организаций на основе различных форм собственности и т.д.
При создании энциклопедии и ее концепции редколлегия и авторы использовали опыт, накопленный в отечественной и зарубежной экономической науке как в области теоретических и методологических, так и прикладных разработок и исследований. Естественно, одно из центральных мест в проекте занимает разработка рекомендаций относительно оптимальных форм, путей и средств выхода из кризиса и обеспечения устойчивого роста экономики России в целом и каждого из 89 субъектов Федерации с учетом их специфических особенностей.
Очевидно, что преобразование Российской Федерации на путях рыночной экономики и политической демократии может быть успешным и результативным лишь в том случае, если общенациональная программа реформ будет осуществляться с учетом специфических особенностей каждого конкретного региона. А это предполагает, что в разных регионах и субъектах Федерации реформы должны проходить в разных формах, разными темпами и интенсивностью. Соответственно и результативность этих реформ в различных сферах социальной, экономической и политической жизни в разных регионах не может не быть разной.
Но при всем том основополагающая цель всех реформ — обеспечить условия для формирования единого для всей России социально-экономического, политико-культурного и политического пространства. В данном контексте особую значимость и актуальность приобретают поиск и разработка оптимальной системы взаимоотношений между федеральным Центром и субъектами Федерации, а равно и механизмов установления и осуществления разносторонних экономических, финансовых, торговых, инвестиционных связей между ними как по горизонтали, так и по вертикали. При таком подходе одинаково значимы как роль и ответственность федерального правительства в определении общего направления процессов трансформации и разработке общенациональной стратегии реформ, так и каждого отдельно взятого субъекта в плане постоянной их корректировки с учетом региональных особенностей.
Главное внимание в проекте выпуска новой экономической энциклопедии концентрируется на разработке таких ключевых проблем, как системные характеристики и основные параметры экономики, гражданского общества и государства; достижения, трудности и неудачи на пути перехода к рыночной экономике и политической демократии; характер и особенности взаимодействия власти и собственности, государства, гражданского общества и рынка; формирование новой государственности, государственно-административного аппарата, механизмов принятия решений, системы подготовки управленческих кадров; научно-технический потенциал России и каждого из ее субъектов, его роль в развитии экономики, социальной сферы и вооружений; динамика формирования производственной, финансовой и коммерческой систем и др.
В рамках серии предполагается выпуск 94 книг, в том числе 89 по субъектам Федерации и 5 — обобщающих по России в целом. Такой выбор определяется отсутствием комплексности и системности в развитии экономики многих регионов, наличием серьезных диспропорций между различными сферами хозяйственной жизни, обнаруживаемой невооруженным глазом слабостью механизма управления социально-экономического отдельно взятого региона, ее нескоординированностью с федеральной системой управления народным хозяйством. Возникает необходимость разработки оптимальных моделей регионального развития, включающих в себя методологические принципы разграничения и координации различных уровней управления экономикой. Важно более или менее ясно ответить на вопрос, что такое региональная экономика, возможна ли самостоятельная экономика, ограничивающаяся пределами отдельно взятого субъекта Федерации, а в случае положительного ответа на этот вопрос четко определить значение и место региональной экономики в экономической системе страны в целом, ее ресурсные возможности и воспроизводственные отношения. Немаловажное значение имеет и научно обоснованное выделение так называемых проблемных регионов и субъектов Федерации.
В каждой из книг предполагается прежде всего дать оценку реального научно-технологического и экономического, в том числе и геоэкономического, потенциала каждого из регионов, конкурентоспособности их хозяйственных комплексов, систематизировать информацию природно-климатического, историко-культурного, ресурсного, социально-экономического, демографического, маркетингового, политического и иного характера, необходимую для установления долговременных взаимовыгодных партнерских отношений как российских регионов между собой, так и с регионами ближнего и дальнего зарубежья. Речь идет, по сути дела, о своего рода инвентаризации потенциальных возможностей каждого из регионов в важнейших сферах социальной и экономической жизни, или, иначе говоря, о сборе, селекции, систематизации и соответствующей трактовке громадного массива информации по самым различным областям социальной и экономической жизни.
Одна из ключевых проблем современной России — привлечение необходимых для развития ее экономики инвестиций как со стороны внутренних, так и внешних инвесторов. Следует учесть, что кризис в России имеет своим следствием беспрецедентное по своим масштабам сокращение объемов инвестиций в реальный сектор экономики. По существующим данным, в период 1992-1997 годов они сокращались примерно на 25% в год. И сейчас, как свидетельствуют события последнего времени, во все более растущей степени затрудняется получение кредитов от Международного валютного фонда и других международных и частных организаций. Более того, как отечественные, так и зарубежные инвесторы не рискуют вкладывать свои средства в реальный сектор экономики.
Поэтому одна из важных целей проекта состоит в обеспечении потенциальных инвесторов фундаментальной, оперативной и достоверной информацией экономического, социального и политического характера для принятия обдуманных и обоснованных решений. В ситуации, когда имеет место исход инвесторов, особенно зарубежных, необходимо всерьез задуматься над тем, как строить отношения с ними, как и какие именно создать условия и стимулы для привлечения потенциальных инвесторов и в то же время как строить с ними долгосрочные взаимовыгодные отношения.
Учитывая накопленный опыт, как позитивный, так и негативный, необходимо переосмыслить и переучиться вести с ними диалог по-новому. Для этого важно проанализировать и пропагандировать пути и формы создания благоприятного инвестиционного климата и в масштабах всей страны, и на уровне отдельных регионов, субъектов, отраслей и отдельно взятых фирм и предприятий. С этой точки зрения важно стремление к наибольшему сокращению политических рисков за счет разработки и институционализации местной законодательной базы, которая оптимально бы отвечала потребностям развития инвестиционного сотрудничества.
В этом плане каждый из регионов может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта инвестирования. Отражая реальное положение в том или ином регионе, издание может обеспечить выбор оптимальных объектов вложений, обоснование их масштабов, условий инвестирования, важнейших характеристик возможной отдачи и т.д. Большое место будет уделено выявлению и анализу тех узлов и элементов экономики регионов, которые могут быть особенно привлекательны для потенциальных инвесторов.
Для осуществления проекта разработан план-проспект и сформирован авторский коллектив из ведущих ученых и специалистов.
Издание рассчитано на экономистов, политиков, руководителей государственных учреждений и предприятий различных уровней и профилей, промышленников, бизнесменов, инвесторов, всех тех, от кого зависит принятие решений по вопросам, касающимся социального и экономического развития России и ее регионов. Помимо издания монографий, предполагается сделать компьютерные копии каждой из них для рассылки в ведущие отечественные и зарубежные, в том числе и международные финансово-экономические организации и центры, представляющие интерес с точки зрения привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и ее субъектов.
(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93) |