Рецензия
- 30 декабря 1999
- просмотров 3464
Популярность словарей — явление не новое. Но именно сейчас пик интереса покупателей решительно смещается к обучающей и справочной литературе.
Лексикон, словарь — вот то, что объединяет людей и мнения. Более того, именно лексикон определяет суть высказывания.
Недаром один из самых успешных романов последнего времени называется «Хазарский словарь». Он успешен не только потому, что
Милорад Павич предложил новый метод чтения, не только потому, что роман набит под завязку парадоксальными метафорами и оснащен детективной интригой и мистикой. Он популярен еще и потому, что автор угадал тягу современного читателя к словарю. А самым интересным стало появление серийных детских словарей и энциклопедий. Один из принципов — независимость тома при сочетаемости с соседями по ряду.
Словарь суть пересказ окружающего мира, сведение беспорядка и разнообразия к алфавитному порядку. Словарь есть структурирование мира, формализация восприятия.
А ориентируясь на детскую или подростковую аудиторию, словарь нужно создавать просто и внятно, структурировать материал, снабжать его схемами и иллюстрациями, которые, может быть, и не были бы обязательными в словаре для «взрослых».
Различные понятия и термины, которые у многих на слуху, часто понятны интуитивно, ими пользуются как знаками. Взрослые говорят на своем птичьем языке и могут позволить себе недоуменно вскинуть брови, если их попросят объяснить слово. То есть если их попросит объясниться сверстник. У детей заранее существует индульгенция на вопросы.
Отечественные детские справочные издания выигрывают у переводных зарубежных — по крайней мере, что касается книг, ориентированных на средний и старший школьный возраст. Речь идет не о полиграфии (хотя и в этом достижения существенны), а именно о структурированности текста.
Упрочение этого отрадного факта и можно считать событием года. То есть не появление многотомных энциклопедических серий, а то, что они устоялись уже на книжном рынке.
Состоявшаяся многотомная серия «Аванта+», массированное, но, правда, неоднородное в своей массе, наступление «ОЛМА» — знак ответственного отношения к этому общественному спросу.
Хорошо структурированный словарь в итоге оказывается межвозрастным. Он пользуется одинаково высоким спросом у детей и у их родителей.
Он часто превращается просто в литературу — в книгу для чтения, но именно в структурированную книгу. Словарь, устаревшее название которого — лексикон, создает идеальный способ чтения — постоянное (и бесконечное) перечитывание.
Серии упомянутых словарей — по сути многотомные энциклопедии, сочетающие большой формат (килограмма
три-четыре весом) и обилие иллюстраций. Это домашнее, а не школьное чтение. Уж конечно, не транспортное.
Но это и действительно новая культура чтения.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Березин В. Избранное: Словари и справочники// Независимая газета. — Приложение: Ex libris НГ: Книжное обозрение. — 1999. — 30 дек. — N 51 (123). — С. 12.