Рецензия
- 6 сентября 1998
- просмотров 7485
Хорошо освоив сентиментальные бульварные романы и детективные приключения мафии, Россия взялась за новый вид коммерчески выгодной литературы. Она теперь в невероятных количествах издает энциклопедии. Не осталось больше ни одной области знаний, которой не было бы посвящено специальное произведение, изящно оформленное под глубоко научный труд. Корреспондент «МН» попыталась разобраться в причинах внезапного энциклопедического бума.
«Выбора для писателей не было: либо сочинять брошюру, либо — энциклопедию», — так два века назад
Вольтер охарактеризовал интеллектуальную ситуацию эпохи Просвещения. Возгордимся преемственностью: в России в 1998 году, чтобы обеспечить пустячной книге коммерческую привлекательность, надо обязательно написать крупным шрифтом на ее обложке: «Энциклопедия».
Издательские центры, специализирующиеся на выпуске энциклопедий и словарей, стали украшением любого крупного и некрупного города. В 1998 году пробный тираж рядовой энциклопедии колеблется от
10 до
25 тысяч экземпляров. Затем издательство допечатывает еще столько же. Естественно, каждый уважающий себя книжный магазин считает своим долгом заказывать не менее
40 наименований энциклопедической продукции. Средняя стоимость такой энциклопедии — от
двух до
четырех долларов за экземпляр.
Нелюбовь к знаниям
На первый взгляд ничто не мешает сегодня последователям
Радищева и
Новикова поднять бокалы за торжество в России великого века просветителей. Однако, прежде чем праздновать, есть смысл поподробнее познакомиться с книжными полками магазинов. За исключением школьных энциклопедий издательства «Аванта плюс» и до сих пор здравствующей «Большой советской энциклопедии»
1, в последние годы в нашей стране было выпущено не более
десятка энциклопедий и справочников, посвященных естественным наукам. Даже если к ним — с определенными душевными мучениями — отнести «Энциклопедию русской водки» или «Энциклопедию самогоноварения».
Историки утверждают, что подлинный энциклопедизм исходит из необходимости зафиксировать накопленный эпохой опыт. Однако большая часть выпускаемых в России энциклопедий посвящена тем предметам, опыта в которых у человечества вообще и у россиян в частности нет и быть не может. Впору признать, что основные черты российского энциклопедизма свидетельствуют вовсе не о любви наших соотечественников к знаниям, а, наоборот, о полном недоверии к любым достижениям науки.
Около
пятнадцати из выпущенных за последний год энциклопедий и справочников посвящено привидениям. Около
дюжины — ведьмам и колдунам. Огромная энциклопедия — «Великим мистикам и магам», штук
пять — НЛО и пришельцам,
две — сверхъестественным существам,
одна — тантре. Недавно напечатаны: «Энциклопедия скандалов», «Энциклопедия российского мошенничества», «Энциклопедия покушений и убийств», «Энциклопедия выживания и спасения», «Энциклопедия Третьего рейха», «Энциклопедия суеверий», «Энциклопедия мистических терминов», «Энциклопедия литературных героев всех времен и народов».
Чем нелепее предмет, тем вероятнее, что ему незамедлительно будет посвящен энциклопедический словарь. «Они строили все здание на абсурдной основе, они логично нанизывали одну химеру на другую, — охарактеризовал подобный метод изложения знаменитый насмешник эпохи Просвещения. — Но, — прибавил Вольтер, — мы видели дураков, способных на более поразительные подсчеты и рассуждения». Добавим: и мы теперь — тоже.
Просветители
Сегодня молодой ученый может считать удачей, если получил от столичного или провинциального издательства заказ скомпилировать очередную энциклопедию. Например, в издательстве «Аргументы и факты» автор, получающий в родном вузе или НИИ не более
500 рублей, может рассчитывать на приличную оплату: до
двух тысяч рублей за составление детской энциклопедии.
Впрочем, работа на издательство, штампующее продукцию типа «Энциклопедический справочник «Вопросительные знаки над могилами» (из жизни вампиров) оплачивается как низкоквалифицированный труд. Потому что платить приличный гонорар за расположение в алфавитном порядке всемирно известных анекдотов (о том, как, к примеру, в 1901 году две англичанки встретили в Трианоне призрак казненной королевы
Марии-Антуанетты) просто непедагогично.
В аннотации справочника
Христиана Томазиуса, изданном
Иоганном Гессеном в 1710 году, говорится: «Переведено с латинского и весьма необходимо всем, кто почитает себя умным или хочет набраться ума. С приложением подробного оглавления». Однако куда амбициям гессеновского издания 1710 года до эпохального труда, изданного в Минске в 1997 году! «Бесценный опыт человечества впервые обобщен и систематизирован в
пяти разделах, соответствующих интересам и запросам читателя, — обещается в аннотации к краткой энциклопедии «Мудрость древних». — Прочесть книгу и усвоить ее содержание — это больше, чем окончить Кембридж или Сорбонну. Иметь этот томик на своем столе — это... быть интелектуаллом»
2.
Впрочем, не будем скучными педантами и признаем, что модную энциклопедию хорошие опечатки даже красят. Причина их появления проста: большая часть средств просветительского издательства уходит на зарплату наборщицы на компьютере. На корректоров и уж тем более на научного редактора денег у энциклопедистов не хватает. Зато человеческие знания от такой бедности становятся более разнообразными. Где еще, как не в «Энциклопедии ведьм и колдовства», переведенной с английского издательствами «Вече-Александр Корженевский», российские читатели смогут прочесть теперь потрясающую историю: «Теософское общество основал в 1875 году в Нью-Йорке русский мистик Х. П. Блаватский». Даже жаль, что «русский мистик»
Х(елена) П(етровна) Блаватская давно уже в лучшем мире: она бы оценила юмор.
Неудивительно, что при встречах в издательствах новые просветители с дырявыми карманами иногда ведут себя, как древнеримские авгуры в описании почтеннейшего
Цицерона: они не могут смотреть друг на друга без смеха. Нет, авторы энциклопедий согласны просвещать россиян и далее. Современному ученому для продвижения по профессиональной лестнице нужны опубликованные труды. Большинство специализированных научных изданий приказали долго жить. А энциклопедия — какой бы жуткой она ни вышла — все еще считается научной публикацией.
Читатели
Издатели энциклопедий нащупали самое слабое место на рынке. Первыми изыски энциклопедической макулатуры приветствуют и потребляют простые россияне. Граждане устали от рекламы стиральных порошков. Им хочется почувствовать себя умными. Что может быть лучше: пьешь вечером чай, смотришь «Поле чудес», а за спиной теснятся корешки книжек: «Энциклопедия», «Энциклопедия», «Энциклопедия»... Какой там век у нас на дворе?
«Если вам приснился ВАУЧЕР (ваучеры), то вам предстоит подвергнуться уговорам, просьбам или настойчивым требованиям ваших родственников или друзей. Участвовать во сне в каком-нибудь РЕФЕРЕНДУМЕ означает, что в недалеком будущем вам предстоит сделать нелегкий выбор. Сон, в котором вы пользуетесь сантехническим оборудованием, предсказывает вам в недалеком будущем поездку к родственникам. Приснившаяся сломанная САНТЕХНИКА обещает бытовые неурядицы. Видеть во сне САРАЙ предсказывает недостаточное отопление вашей квартиры или дома предстоящей зимой».
Цитируемая «Энциклопедия сновидений» составлена и издана в городе-герое Туле, где за взяточничество в последние годы посадили уже почти все губернское начальство. Судя по книжке, провинциальным россиянам чаще всего снятся следующие кошмары (в алфавитном порядке): бандит, банк, банкротство, безработица, взятка, выборы, грабли, депутат, дом престарелых, зарплата, инфляция, Кремль, кризис, кошелек, кукиш, людоед, мавзолей, мафия, милиция, облава, пенсия, революция, реклама, референдум, рэкет, сухари, танк, теннис, тюрьма и далее по алфавиту.
Но вот странность: сквозь оболочку несомненной добросовестности и педантичности статей (а ею всегда славились русские энциклопедии, в ХVIII веке ориентировавшиеся на лучшие французские, а в ХIХ и начале ХХ — на лучшие немецкие образцы), из бездны скрупулезно составленного справочного аппарата доносится приглушенный, но уже с трудом сдерживаемый хохот авторов и издателей.
Не они первые потешаются над своим доверчивым читателем, не они последние. Нижегородские энциклопедисты в издательствах «Братья-славяне» и «Три богатыря» (не путать с маркой водки, разливаемой во Владикавказе) недавно не выдержали и разразились педантично составленным по энциклопедической методе «Словарем русского анекдота». С солидными словарными статьями: «Авария, Евреи, Невинность, Чукчи» — далее по алфавиту. Здесь уже не разобрать, кто кого пародирует. Впрочем, издатели самой заковыристой энциклопедической литературы рассчитывают на то, что их продукцию после покупки ни разу не откроют. Такая уж у энциклопедии особенность: ей задают вопросы. Если у потенциального читателя вопросов нет — он утешается благостными названиями на своей книжной полке: «Энциклопедия мысли» («Терра», 96), «Энциклопедия ума» («Терра», 98) или «Энциклопедия высокого ума» ( «АСТ», 1997). А потом смотрит телевизор.
Действительно, иметь ум не обязательно. Хватает и энциклопедии.
Молитва, предупреждающая укушение бешеной собакой
«На море, на океане, стоит
Мать Божья с ризой, с пеленою, Господней красотою, с солнцем и с месяцем, с ясными звездами.
Христос-Христитель, крест спаситель, крест ангельский, крест осиянский. Христом порожалась ему, молитвами очищалась. Спаси, Господи, рабу Божию от всякого беса: так исчезнет от лица, от огня, так и погибнет. Спаси, Господи, душе наша.
Эта молитва читается в тех случаях, когда навстречу бежит бешеная собака: тогда она ни за что не укусит».
Полная энциклопедия быта русского народа. Том 2. Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», стр. 295.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Кириллова С. Сны о сломанной сантехнике// Московские новости. — 1998. — 6-13 сент. — N 35 (952).