Дела Wikipedia идут куда хуже, чем кажется. Несмотря на то, что она уже заняла второе место в рейтинге справочных ресурсов, и на то, что её сравнивают по точности с Encyclopaedia Britannica, и даже на недавно запущенный поисковик Wikia Search. Даже на поддержку самой энциклопедии катастрофически не хватает денежных средств. Да и конкуренты не дремлют.
В конце прошлого года Google начала тестировать новый сервис — онлайн-энциклопедию Knol, аналогичную Wikipedia. На специализированном сайте будут размещены авторские статьи по различным тематикам. Google разместит рекламу на страницах Knol, доходами от которой будет делиться с авторами.
А в марте 2007 года соучредитель Wikipedia Ларри Сэнгер (Larry Sanger) презентовал онлайновую энциклопедию Citizendium. В ней, как и в Wikipedia, нет рекламы. "Если это будет бесплатная энциклопедия, я хочу, чтобы это была лучшая бесплатная энциклопедия, — говорил тогда 38-летний Сэнгер, доктор философии. — Мне не нравится то, что люди злоупотребляют проектом Wikipedia, которому я помог стартовать, и у самого проекта мало шансов на коренное улучшение".
Напомним, что другой соучредитель Wikipedia, ныне фактический автор проекта Джимми Уэйлс (Jimmy Wales), высказывал намерения улучшить качество Wikipedia. В интервью западным СМИ он говорил о планах облегчить возможность реагирования на вандализм и неточности, а также ввести некоторые функции подтверждения достоверности информации силами сообщества активных пользователей-редакторов. Понятно, что улучшение потребует денежных вливаний.
Годовой бюджет Wikipedia составляет $4,6 млн — и его практически невозможно "поднять" без прокручивания рекламы на страницах энциклопедии, считает Натан Оурич (Nathan Ouritch) — один из редакторов сайта, активно продвигающий идею показа рекламы. По его словам, без финансовой стабильности и уверенного планирования фонд встает перед необходимостью делать решительные шаги.
Пожертвования, присылаемые поклонниками и меценатами, составляют порядка трети от годового бюджета. В то же время посетители просматривают порядка 300 млн страниц в день, и для обеспечения стабильности нужны мощные серверы, — а это стоит дорого. Расходы увеличились после появления возможности вставки видео в статьи. Однако 300 млн показов страниц можно конвертировать в "живые" деньги — для этого нужно лишь разместить на них рекламу.
Отметим, что с доходов от рекламы живут практически все интернет-проекты. И, как показывает жизнь, рекламных денег мало не бывает: небедная компания SUP на днях отключила возможность создания в LiveJournal так называемых базовых аккаунтов без рекламы. Теперь в ЖЖ нужно либо заплатить за изгнание рекламы из дневника, либо терпеть баннеры за бесплатно.
Впрочем, есть и другой возможный вариант развития: взимание платы за приведение статей в подходящий для "заказчика" вид. Тем более что прецеденты имеются — например, в прошлом году Microsoft хотела за взятку исправить статью в Wikipedia. Но будут ли интересны пользователям статьи "удобного" формата и содержания, которые невозможно дополнить и исправить?
По данным Alexa.com, Wikipedia занимает восьмое место по посещаемости во всем мире. Ресурс имеет локализованные версии на разных языках, в частности на немецком, португальском, французском и русском. Англоязычная Wikipedia включает свыше 2,1 млн статей, российская — более 220 тыс.
(Нет голосов) |