Профессиональный историк о продукции Научного издательства «Башкирская энциклопедия»
Рецензия
- 3 апреля 2008
- просмотров 12993
Башкирская энциклопедия: [в 7 т./ Гл. ред. М. А. Ильгамов]. — Уфа: Башк. энцикл., 2005—. — 27 см.
Т. 3: З — К. — 2007. — 671 с.: ил., карты. — Библиогр. в конце ст. — 7000 экз. — ISBN 978-5-88185-064-7 (в пер.).
В эти дни на прилавки книжных магазинов поступил
третий том «
Башкирской энциклопедии» (БЭ) — амбициозного проекта, осуществляемого в Республике Башкортостан с начала 90-х гг. прошлого века. Мне уже не раз приходилось высказываться на страницах местной печати о продукции Научного издательства (НИ) «Башкирская энциклопедия»: и о
кратком справочнике 1996 г., и о первых
двух томах многотомника, и о фолианте под названием «
Салават Юлаев».
Правда, никакой реакции на эти выступления не было — наши горе-энциклопедисты по-прежнему продолжают идти курсом, избранном ими тогда, когда наши же горе-интеллигенты вкупе с горе-политиками решили, что им срочно нужна своя энциклопедия. В итоге общественность республики в последнее время ежегодно стала получать испорченный полиграфический продукт, наполненный фактическими ошибками, предвзятостью и крайним субъективизмом. Скольких ещё читателей введёт в заблуждение своими неверными сведениями эта главная книга республики?
Ещё на заре местного суверенитета первый главный редактор энциклопедии поэт и учёный
Рашит Шакур публично озвучил, что издание должно отражать то, как Башкортостан смотрит на мир и как воспринимает его. За прошедшие почти
15 лет издателям удалось этого добиться: энциклопедические тома абсолютно точно передают взгляд республики на всё вокруг. И понимаешь, что это взгляд самодовольного, чванливого, хвастливого, наглого и убеждённого в своей непогрешимости субъекта.
Энциклопедия пропагандирует идеи национальной исключительности, превосходства региона не только над страной (известный тезис местного правящего режима: «У нас всё лучше, чем в России!»), но и над миром. В первом томе энциклопедии сказано, что она посвящена Республике Башкортостан, но на деле это не ощущается. При чтении статей кажется, что главный и почти единственный её герой этнос, причём не самый многочисленный.
Я не буду подробно останавливаться на субъективности отбора биографического материала, в результате чего никчёмные и малоизвестные люди вытеснили со страниц издания тех, кто действительно внёс большой вклад в развитие республики. Особенно это заметно в кратком варианте 1996 г., где порой для включения в словник было достаточно близости к руководству издательства. На страницах энциклопедии не нашлось места и тем, кто по тем или иным причинам не получил одобрения сановного истеблишмента. Приведу такой пример. Поскольку
одним из моих научных интересов является западная историография региона, я предложил включить в энциклопедию биографии зарубежных авторов, занимающихся историей Башкирии. Наши казанские коллеги в меру своих возможностей включили в словник Татарской энциклопедии имена тех иностранцев, которые изучали татар, причём без учета их выводов. В нашем же случае у меня предварительно спросили: «А не писали ли предлагаемые тобой авторы о нас что-нибудь плохое. Прежде, чем включать их имена в энциклопедию, необходимо тщательно ознакомиться с их публикациями». Тем самым был нарушен основной принцип издания — оно стало субъективным и односторонним, информационно неполным.
Недостатки Башкирской энциклопедии во многом обусловлены не только узким кругозором и невежеством её инициаторов, ослеплённых верой в собственную исключительность, но и кадровым составом сотрудников учреждения (а их без малого почти
100 человек).
Может ли энциклопедия соответствовать высокому научному уровню, если интеллект самих издателей оставляет желать лучшего? Большую часть коллектива издательства составляют случайные люди, которые, видимо, до этого никогда в жизни энциклопедическую литературу в руках не держали. Немало среди них лиц с неоконченным высшим образованием — студенток, которым нужно где-то подработать (хотя с тем же успехом они могли бы торговать в ларьках) на время учёбы. Меня всегда удивляло, как столь серьёзные проекты можно доверять только-только получившим дипломы выпускникам или лицам, ещё продолжающим обучение в вузах? Невежество работников издательства меня всегда поражало. Постоянная текучесть кадров тоже не может способствовать качеству выпускаемой продукции. За время моего сотрудничества с историческими редакциями энциклопедии в них сменилось столько сотрудников, что всех упомнить просто невозможно.
В Казани, создавая аналогичный проект, поступили иначе. Организация, выпускающая
Татарскую энциклопедию, является научно-исследовательским институтом. Конечно, и в штат Института можно принять многочисленных родственников и усадить в кресла редакторов всех своих любовниц. Но институтский статус всё же предполагает высокий уровень квалификационной подготовки, «остепенённость» сотрудников, их причастность к научному процессу. К издательству же (именно им и является «Башкирская энциклопедия»), пусть и «Научному», требования ниже, и в нём могут спокойно работать студентки.
Отношение к авторам у «энциклопедистов» тоже оригинальное. Сколько мне пришлось вынести от общения с бывшей заведующей редакцией археологии и этнографии — о том можно написать отдельную статью. Её преемница, переместившаяся (не без моей помощи) в кресло руководителя с должности аспирантки, уже
год демонстративно не здоровается и не разговаривает и все мои вопросы решает в моём присутствии через коллег-«переводчиков». Если учесть, что у энциклопедии постоянный дефицит авторов, что их всегда трудно привлечь к работе и оплата за написание статей минимальная, такое хамство сотрудников учреждения по отношению к тем, кто бескорыстно старается им помочь, просто непонятно. Более того, недавно руководство энциклопедии дало негласное указание сотрудникам мне новые статьи не заказывать, общение со мной прекратить и на страницах последующих томов меня не печатать.
Иногда кажется, что Башкирскую энциклопедию создали исключительно для отмывания денег, точнее для перекачивания бюджетных средств в личный карман. Когда вышел её краткий вариант (1996 г.; печатался он, кстати, в Испании), руководители этой конторы даже получили бесплатно квартиры, в которых, вообще-то, не нуждались (ну это обычная наша практика). Гонорары тоже распределялись непонятно по каким критериям. Помнится, за свою статью я получил тогда что-то около
120 рублей, а мой однокурсник (тоже кандидат наук) за аналогичного объёма фрагмент — в
десять раз меньше. Полагаю, что кто-то за это же мог получить в
10, а то и в
100 раз больше.
...В последнее время политическая оппозиция предложила идею проведения в республике Общественного трибунала. Среди вопросов, которые предполагается на нём рассмотреть, упоминается и фальсификация в Башкирии исторического прошлого. На мой взгляд, было бы целесообразно в этой связи привлечь к ответу и НИ «БЭ». Ведь высокомерие, ложь и однобокость, растиражированные увесистыми томами в коричневых переплётах, отнюдь не способствуют выработке толерантности в нашем полиэтничном и поликультурном обществе.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Кучумов И. [В.] Энциклопедия лжи/ И[горь Вильсович] Кучумов. — Текст: электронный// Уфагубъ. — 2008. — 3 апреля. — URL: http://www.ufagub.com/news/history/1515/ (дата обращения: 11.06.2008).