Этим летом в Ново-Огарёво Президент Российской Федерации принимал представителей российской исторической и философской школы. Стояла очень большая проблемная тема на обсуждении: что происходит с нами, что происходит с нашей историей, как ее реализовать? Будем мы ее переписывать или будем находить и вспоминать то, что было сделано ранее? Нужно ли создавать новые философские школы и концепции или нет? Если бы у Президента Российской Федерации на столе к тому моменту лежала эта энциклопедия, я думаю, что вопросы носили более конкретный характер, и мнение Президента, очевидно, было бы в пользу российской философии и советской философии.Ольга Зиновьева, вдова и соратник русского философа и логика Александра Зиновьева
Зиновьев Александр Александрович (29.10.1922, д. Пахтино Чухломского р-на Костромской обл. — 10.05.2006, Москва) — логик, философ, социолог, писатель и публицист. Участник Великой Отечественной войны.
В 1939 г. поступил в Московский ин-т истории, философии и литературы (МИФЛИ), в том же году за критику Стопина исключен из МИФЛИ, арестован, бежал. В 1951 г. окончил философский ф-т МГУ. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию «Логика «Капитала» К. Маркса», через 6 лет — докторскую диссертацию — «Философские проблемы многозначной логики». В 1955—1976 гг. — сотрудник Ин-та философии АН СССР, по совместительству в 1963—1969 гг. — проф., зав. кафедрой логики философского ф-та МГУ. После публикации за рубежом художественно-публицистических произ. «Зияющие высоты» (1976) и «Светлое будущее» (1978) был лишен советского гражданства и выслан вместе с семьей из СССР. С 1978 г. жил в Германии, читал лекции в ун-тах Европы, США, Лат. Америки, активно выступал как публицист.
Опубликовал в общей сложности св. 200 работ, из них ок. 40 книг, по вопросам логики и методологии науки, социологии, политологии, переведенных на 26 языков, член ряда российских и зарубежных академий.
Награжден Международной премией А. Токвиля за социологические исследования (1982), Международной премией «Тевере» (1983) и др. После возвращения российского гражданства вернулся в Россию в 1999 г. Широкую известность З. принесли его исследования по классической, многозначной и неклассической логике. Логику он рассматривает как науку о правилах языка, к-рые не открываются, подобно законам природы, а изобретаются людьми в качестве интеллектуальных инструментов решения задач, возникающих в познании, практике, общественной жизни.
Результатом такого подхода явились построение им комплексной логики, позволяющей найти решение осн. проблем формальных систем (непротиворечивости, разрешимости, полноты), общей теории доказательства, обоснование способов логической экспликации понятийного аппарата физики и социологии (логическая физика, логическая социология).
Большой резонанс получили труды З., посвященные социальной организации реального коммунизма, прежде всего советского об-ва, а также совр. Запада (по его терминологии, западнизма). Он предвидел надвигающийся кризис реального коммунизма, провал горбачевской перестройки, исследовал факторы, приведшие к распаду СССР, последствия этого события для России и мира. На основе этого анализа, а также изучения процесса глобализации пришел к выводу о коренном повороте, происшедшем в развитии человечества во 2-й пол. XX в., от эпохи обществ к сверхсобществу, дал характеристику осн. черт последнего. После крушения реального коммунизма историческую инициативу захватило сверхобщество в его западнистском варианте. Согласно прогнозу З., оно обременено множеством трудных, если вообще разрешимых, проблем и не содержит в себе самом ресурсов для изменения нынешнего направления социальной эволюции.
Сегодня в мире не видно ни интеллектуальных, духовных порывов, ни общественных сил, к-рые бы были ориентированы на слом нынешнего, по сути тупикового, вектора исторической эволюции. Однако спрос на такой поворот; на обосновывающую его идеологию ощущается все сильнее. З. считает, что она возникнет как отрицание и западнизма, и марксизма, советской идеологии. Вместе с тем новая идеология призвана восстановить и развить все позитивное, что имелось в организации реального коммунизма, так как только коммунизм представляет собой жизнеспособную альтернативу западнистскому варианту исторической эволюции, ведущему человечество к социальной катастрофе.
Творческим развитием идей З., публикацией его трудов занимаются Исследовательский центр им. А. А. Зиновьева при Московском гуманитарном ун-те и некоммерческое партнерство «Ольга Зиновьева и дочери в поддержку идей и творчества А. А. Зиновьева».
Соч.: Философские проблемы многозначной логики. М., 1960; Логика высказываний и теория вывода. М., 1962; Основы логической теории научных знаний. М., 1967; Комплексная логика. М., 1970; Логика науки. М., 1971; Нестандартная логика. М., 1983; Очерки комплексной логики. М., 2000; Логическая социология. М., 2002; Логический интеллект. М., 2005; Коммунизм как реальность. М., 1994; Запад. М., 1995; Русский эксперимент. М., 1995; Великий эволюционный перелом. М., 1999; На пути к сверхобществу. М., 2000; Гибель русского коммунизма. М., 2001; Глобальный человейник. М., 1997; Русская трагедия. М., 2002; Распутье. М., 2005; Фактор понимания. М., 2006.
Лит: Феномен Зиновьева / Сост. А. А Гусейнов, О. М. Зиновьева, К. М. Кантор. М., 2002. (лит. о Зиновьеве на с. 392—397); Александр Зиновьев—мыслитель и человек: (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2007, № 4.».Солодухин Ю. Н. Зиновьев Александр Александрович/ Ю[рий] Н[иколаевич] Солодухин// Русская философия: энцикл. — М.: Алгоритм : Алгоритм-Книга, 2007. — С. 184-185.
(Нет голосов) |