Хотя онлайновая энциклопедия Википедия (Wikipedia) и стала заметным явлением последних 5 лет, в научных и образовательных кругах отношение к ней всегда было неоднозначным. Время от времени в Сети появляется информация о том, что профессора университетов не разрешают студентам ссылаться на Википедию в своих работах.
Впрочем, из уст университетских преподавателей время от времени звучат призывы запретить Интернет как явление, и Google c Википедией как наиболее ярких его представителей.
Понять такое отношение не так уж и сложно: время от времени энциклопедия подвергается атакам, в ней находят неточности, а иногда и откровенную ложь. Недаром даже сам Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) призвал студентов не использовать статьи в энциклопедии в своих работах. Основатель онлайновой энциклопедии заявил, что очень часто в статьях Википедии встречаются неточности, за которые потом студентов наказывают их университетские преподаватели.
В некоторых случаях недоверие и нелюбовь к онлайновой энциклопедии дошла до того, что студентам снижали оценки только за упоминание слова «Википедия» в списке источников.
В последние месяцы отношение к Википедии изменилось кардинальным образом: эта энциклопедия стала элементом обучения студентов из разных стран мира.
Так, в американском университете Ботелл (University of Washington Bothell) преподаватели предложили студентам вместо реферата написать статью в Википедию. Решение провести такой педагогический эксперимент объяснялось, в том числе, и борьбой с повальным копированием энциклопедических статей. Кроме этого, автор идеи, преподаватель Марта Грум (Martha Groom), решила приблизить студенческие работы к реальным задачам. Результаты такого педагогического эксперимента оказались двоякими: студентам работа понравилась, а вот статьи, написанные ими, сообщество авторов Википедии не оценило — они были удалены из страниц энциклопедии.
Вторая попытка объединить научную и образовательную деятельность с благородным проектом «Википедия» состоит в том, чтобы на основе лучших курсовых работ студентов американских вузов создавались статьи для энциклопедии.
Научный мир повернулся лицом к энциклопедии, которую ещё недавно не воспринимал и при каждом удобном и неудобном случае обвинял в недостоверности данных и даже лжи. Причины такого концептуального изменения отчасти связаны с тем, что энциклопедия превратилась действительно в один из ведущих онлайновых проектов. На сегодняшний день Википедия воплощает в себе идею открытого образования, а, точнее, открытого доступа к знаниям.
Однако, несмотря на это, статьи энциклопедии сложно назвать классическими научными статьями. Возможно, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, преподаватели и лучшие студенты вузов решили использовать курсовые работы в энциклопедии.
Википедия, являясь ярким представителем эпохи Web 2.0, еще раз продемонстрировала тенденцию, которая уже не раз наблюдается в подобного рода проектах. Будучи инструментом непрофессионалов, Википедия, да и другие сервисы подобного рода, подвергаются критике, обвинениям в непрофессионализме и даже вреде, высмеиваются профессионалами и специалистами в смежных сферах (как то учёными в этом случае). Однако со временем, после превращения в значимый проект, влиятельный и такой, с которым считается все большее количество людей, на него обращают внимание его же критики, начиная по-другому оценивать то, что создано непрофессионалами.
Возможно, использование курсовых работ лучших студентов — это только начало, и со временем среди авторов энциклопедии можно будет встречать фамилии известных учёных и специалистов с громкими именами.
(Нет голосов) |