Москва. 26 мая. ИНТЕРФАКС — Российские учёные высоко оценили энциклопедию «Ислам в современной России» Романа Силантьева, выразив надежду на то, что она будет востребована самой широкой аудиторией.
«Я считаю, что издание этой книги — серьёзный не только научный, но и общественный поступок, что она будет очень востребована и учёными, и самой широкой общественностью, которая интересуется состоянием дел внутри исламского сообщества России. Безусловно, эта книга будет интересна партнерам российских мусульман — православным, иудеям, буддистам и другим», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в понедельник доктор исторических наук, замдиректора Кунсткамеры по научной работе Ефим Резван.
Он назвал энциклопедию Р. Силантьева «первым в новейшей истории России изданием, которое даёт в целом объективную картину процессов, произошедших в мусульманской общине страны за последние 15 лет — процессов сложных, неоднозначных».
По его словам, для того, чтобы написать эту книгу, была проделана «гигантская работа, автор собрал громадный архив, который имеет самостоятельное научное значение».
Говоря о недочётах, собеседник агентства заявил, что «книг без недостатков не бывает». Е. Резван отметил, что книга, с одной стороны, основана на документальном материале, «и поэтому автор очень строго следил за тем, чтобы каждое его утверждение, каждое слово было правильным образом задокументировано».
С другой стороны, продолжил он, такой человек, как Мовлади Удугов, «представлявший неоваххабитское сопротивление в период первой чеченской войны, едва-едва затронут в книге, хотя объективно его роль много больше».
«Но Удугов постоянно уходит в тень, особенно в последнее время. Соответственно, он выпадает из поля зрения, потому что у автора нет документальных материалов», — добавил учёный.
В свою очередь руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталий Наумкин назвал книгу Р. Силантьева «важным явлением в нашей интеллектуальной жизни».
«Она отличается доскональностью, очень большим количеством собранных и проанализированных фактов, материалов и одновременно изложением авторской позиции по целому ряду вопросов, связанных с функционированием и структурой ислама в России и деятельностью исламского сообщества»м, — отметил исламовед.
Он назвал неслучайным то, что, «как любая интересная книга", энциклопедия может иметь и поклонников, и критиков. По мнению учёного, можно было бы понять тех представителей исламской общины, которым не нравится, что в этой книге автор касается противоречий внутри уммы, разногласий между различными её институтами.
Однако, как отметил В. Наумкин, можно также интерпретировать то, о чем пишет Р. Силантьев, «в более позитивном ключе, поскольку для мусульманской общины России характерна организация, которая отражает плюрализм и многообразие исламской жизни, может быть, даже некоторую фрагментированность, но которая тем не менее имеет позитивный смысл в том, что здесь нет довлеющей бюрократической иерархии».
«Я не думаю, что автор затрагивает противоречия в исламской общине страны, желая принизить её роль. Наоборот, я лично вижу силу исламской уммы в такой плюралистической организации духовной жизни», — подытожил собеседник агентства.
Со своей стороны ректор Северокавказского исламского университета Максуд Садиков заявил, что монография «Ислам в современной России» «весьма солидная и содержит большой объём материала».
«При этом она написана понятным языком и хорошо структурирована. Замеченные мной неточности не носят принципиального характера и не искажают картины как таковой», — сказал он.
(Нет голосов) |