Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Русская Православная Церковь. ХХ век» как уникальное издание

«Русская Православная Церковь. ХХ век» как уникальное издание

Рецензия

  • 1 июля 2008
  • просмотров 5910
  • комментариев 2

Русская Православная Церковь. ХХ век/ Под ред. архим. Тихона (Шевкунова). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 800 с.: ил.

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф. 16, 18)

Издательство Сретенского ставропигиального мужского монастыря выпустило в свет уникальную книгу: «Русская Православная Церковь. ХХ век». Издание сразу же было отмечено несколькими премиями: «Лучший книгоиздательский проект года», «Лучшее издание духовной и историко-религиозной литературы», «Издание, ставшее событием года». Причем, впервые в истории конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года» (а он проводился уже в 17-й раз), одно издание победило в двух номинациях одновременно («Лучшее издание духовной и историко-религиозной литературы» и «Издание, ставшее событием года») и получило Гран-при.

Главный редактор и руководитель проекта — наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Около пяти лет ведущие специалисты в области церковной истории работали над составлением книги-энциклопедии: «Русская Православная Церковь. ХХ век». Это доктор исторических наук О.Ю.Васильева (руководитель авторского коллектива), кандидат исторических наук Д.В. Сафонов, кандидат исторических наук А.Л. Беглов, доктор исторических наук С.Л. Фирсов, кандидат исторических наук и кандидат богословия А.В. Журавский, кандидат богословия В.И. Петрушко. Колоссальную работу по систематизации материала и подбору иллюстраций проделала редактор книги Т.А. Соколова. Рецензентами книги выступили такие видные специалисты по истории Церкви как доктор церковной истории, профессор, протоиерей Владислав Цыпин и доцент Московской духовной академии, заведующий кафедрой Церковной истории Алексей Светозарский,

Чем же так интересно и уникально это издание?

Во-первых, это, пожалуй, самая полная энциклопедия российской церковной истории минувшего столетия, такого близкого нам по времени. В книге можно почерпнуть информацию, ранее не доступную широкому кругу читателей. Хронологически выстроенная летопись важнейших событий истории Церкви тесно сплетена с трагической историей России. В ткань повествования включены документы, обращения, письма, царские манифесты, а также биографии (уже жития) архиереев, ныне прославленных Церковью в сонме святых, и биографии архиереев – наших современников. Эти документальные свидетельства позволяют нам ощутить «пульс жизни» нашей Церкви.

Во-вторых, это было очень драматическое столетие. Народ прошел через бурные общественные перемены. В XX веке впервые в отечественной истории безбожие было провозглашено одним из основополагающих элементов официальной идеологии. «Именно поэтому раскрытию сложных механизмов в области церковно-государственных отношений авторы-составители книги уделяют столь пристальное внимание», — пишет А.К. Светозарский.

Архимандрит Тихон отмечает, что это было особое время для Церкви в России и во всем мире: «Вопрос о вере и верности Богу встал перед каждым православным человеком как вопрос жизни и смерти. И другой вопрос — о том, что Божие и что кесарево – самым решительным образом требовал ответа, в первую очередь от тех христиан – иерархов и священников, – на которых Господь в эти страшные годы возложил ответственность не только за управление, но и за сохранение поместной Русской Церкви».

В-третьих, несомненное достоинство работы — отказ от «узко клерикального» подхода, «Проблемы внутрицерковной жизни (в том числе и те, которые не получили до настоящего времени однозначной оценки как в трудах специалистов, так и в глазах общественного мнения) представлены объективно, без желания сгладить «острые углы» и обойти «щекотливые темы»», — отмечает профессор Светозарский.

Хотя начало и конец века — времена внешне относительно спокойные, мы даже видим подъем церковной жизни (строятся храмы и монастыри, совершается прославление святых подвижников в начале века, и мучеников — в конце столетия), но «внутри каждого сравнительно мирного периода, за который мы должны благодарить Бога, всегда зреют будущие испытания, как это наглядно показала история России ХХ века», замечает архимандрит Тихон.

И, наконец, стоит отметить богатый изобразительный ряд энциклопедии. В книге около тысячи иллюстраций. Редкие фотографии и «документы эпохи» по крупицам собраны из государственных и частных коллекций. Дорогие православному человеку лики святых – патриарха Тихона, епископа Илариона Троицкого, Иоанна Кронштадтского… И лица безбожников, вскрывающих святые мощи преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Фотографии храмов и репродукции известных картин. Фотолетопись событий начала века и жизни Церкви в наше время.

Церковь никогда не держалась в стороне от своей паствы — православного народа. И на все, что происходило в России, Церковь непременно отвечала и пастырским словом, и делами милосердия.

27 января 1904 началась русско-японская война. «Многие священники отправились на театр русско-японской войны, в полной мере разделив опасность с непосредственными участниками боевых действий, нередко вступая в схватку с врагом. Но главным для них было пастырское окормление русских воинов».

«На помощь воинам, сражавшимся в Японии, направляли свою деятельность многие православные русские люди, и среди них — великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Великая княгиня организовала несколько прекрасно оборудованных санитарных поездов, устраивала в Москве госпитали для принятия раненых. Помня о духовных нуждах оторванных от Родины людей, великая княгиня направляла в действующую армию походные церкви, снабжая их всем необходимым для совершения богослужений».

В годы первой русской революции (1905–1907 гг.) св. праведный Иоанн Кронштадтский обратился к народу со словом «Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония» (6 мая 1907 г.): «Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царство Русское ныне так расслаблено, обессилено, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля — столько веков. Вот отчего царство наше колеблется. И одно ли Русское царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии?
Нет, колеблются и трясутся все царства земные, оставившие веру истинную… <…>
Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою…»

В тяжелые голодные 20-е годы патриарх Тихон писал, что «Православная Церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не проходила безучастно мимо постигавших русский народ бедствий» и объявил сбор пожертвований, несмотря на то, что власти пытались отстранить Церковь от помощи голодающим.

Массовые репрессии 30-х годов Церковь сполна разделила со своими согражданами, оказавшись на грани полного уничтожения. Тем не менее, епископы управляли своими епархиями из ссылок и лагерей, не оставляя своего мученического креста. Они еще по возможности старались облегчить жизнь солагерникам, духовно окормляя их. Например, с Иларионом Троицким на Соловках любили поговорить не только верующие и интеллигенция, но и самые настоящие уголовники. И со всеми он был добр и приветлив.

В страшные годы Великой Отечественной войны Церковь с первых дней поддерживала народ в его борьбе с фашистскими захватчиками. «Она собирала и передавала деньги и вещи государству, армии, госпиталям, семьям советских воинов <…> и всем нуждающимся». В 1944 целая танковая колонна «Димитрий Донской» была отправлена на фронт.

«Сколько священнослужителей было на фронтах Великой Отечественной? Сколько погибло? Этих цифр нет. Никто в свое время не вел такого учета. В Красной армии не было полковых священников, но были священники, надевшие гимнастерку и шинель и взявшие в руки оружие. <…> На оккупированной территории священники являлись подчас единственным связующим звеном между партизанами и местными жителями».
В 1943 году советское руководство решает использовать авторитет Церкви для решения своих внешнеполитических задач. Власть была вынуждена пойти на некоторые уступки Церкви – восстановление ее структуры, открытие храмов и духовных школ.

В послевоенные годы в городе Куйбышеве произошла поразительная история, о которой даже советская пресса не могла умолчать. Молодая работница Зоя в шумной компании собиралась встретить Новый год. А жених Николай задерживался. Тогда она взяла в руки икону святителя Николая и решила потанцевать с ней. Подруги уговаривали ее поставить икону на место, но Зоя прокричала: «Если Бог есть, то пусть Он меня накажет!» И тут же «поднялся вихрь, засверкали молнии, загрохотал гром… Все вмиг покинули комнату, одна Зоя не смогла сдвинуться с места». Так и простояла она с иконой в руках 128 дней…

В 50-е годы антицерковный курс, проводимый в период правления Н.С. Хрущева, был продолжен людьми, отстранившими его от власти. Если в 1959 году было 63 монастыря, то к 1970 году их осталось 16.

В 1983 году (чуть больше 20 лет назад!) за издание религиозного журнала «Надежда» приговорена к лишению свободы и последующей ссылке Зоя Крахмальникова.

Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 1990-е годы, привела кардинальному изменению места и роли Церкви в жизни общества. Законодательно были сняты дискриминационные ограничения.
 
В продолжение статистики: в 1996 в России действовало 341 монастырей, а к 2000 году — уже 545.

Многие события минувшего века взаимосвязаны с современными проблемами общества. Поэтому так важно знать историю своей страны в целом, в совокупности с ее церковной историей.

Какое постановление принял Поместный Собор после принятия в 1918 декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»? Когда положения декрета вообще были отменены? Как отбиралась церковная собственность? За что отлучен от Церкви Л. Н. Толстой? Почему Сталин дал распоряжение не опубликовывать результаты переписи населения 1937 года и даже наказал переписчиков? О многом расскажет книга заинтересованному читателю.

И закончу словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия: «Без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и учения, никакие деньги и товары, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия».

  • Теги
  • XX век
  • Русская Православная Церковь
  • энциклопедия

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Особенно ценно, я думаю, что наконец проходит пора настоящего, глубокого отделения церкви. Оно выражалось в замалчивании роли веры, церкви, ее истории, святых отцов в жизни России.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Елена, могу порекомендовать вам ряд авторов, которые убедительно доказывают, что непосредственно цитируемый вами Алексий выступал в роли посредника, превышая свои полномочия по поставке в Россию табака и алкоголя. Что-что, но не на него ссылаться, заканчивая рецензию: неудачный пример... Хотя если в издании не умалчивается о столь бессовестном факте, то книга действительно интересна.

    "РПЦ ХХ век" — никакое не уникальное издание, разве что 1000 картинок делает его таковым. Сегодня актуальней копать темы древней Руси, так как литература о РПЦ не поддается никакой логике и рушится при малейшем дуновении ветра. Извините, но думаю, что спустя годы данный материал не будет представлять какую-либо историческую ценность, хотя, возможно, он на это и не претендует...
    • 0/0