В 2003 г. бизнесмен Станислав Кругликов создал генеалогическое агентство «Семейный архив», инвестировав в проект 15 млн руб. Сегодня каждая изданная им семейная энциклопедия стоит около миллиона.
Станислав Кругликов в 2000 г. за $2000 заказал генеалогическое исследование собственного рода. Результат его не удовлетворил. «Мне хотелось чего-то фундаментального, изданного в виде красивой книги, — признается Кругликов. — Такой услуги никто не предлагал и я решил, что успею занять свободную нишу». Сотрудников для будущего генеалогического агентства Кругликов набирал среди работников собственного холдинга, включающего несколько компаний, занятых строительным бизнесом и торговлей: «Я просмотрел резюме сотрудников и назначил на должность директора Тамару Приходько, которая раньше работала в библиотеке, а у меня была менеджером по продажам». Агентство было зарегистрировано осенью 2003 г., стартовый капитал (около 15 млн руб., заработанных в строительно-торговом бизнес и в течение года инвестированных в новый проект) потратили на аренду, покупку техники, зарплату и обучение персонала.
Те, что желают знать
«Конкуренция на рынке не критическая, — заявляет Кругликов и делится подсчетами: — В Москве 12 млн жителей, примерно 3,5 млн семей. 1%, или 35 000, – семьи состоятельных людей. Из них 5% (1700 семей) интересуются генеалогией. В год мы можем работать с 20 клиентами, т. е. на 80 лет работой я обеспечен. Тем более что есть ещё и региональные бизнесмены»
Мы — крестьяне
«Мы сразу начали позиционировать себя еще и как издателя: предлагали клиентам оформлять результаты поисков в виде семейных энциклопедий», — объясняет Кругликов. Первую энциклопедию он сделал лично для себя. Получилось восьмитомное издание, некоторые тома и сейчас лежат в агентстве в качестве демонстрационных образцов. Первыми клиентами Кругликова стали его же партнеры по бизнесу. «У всех оказались крестьянские корни, поскольку только у 1% нынешних россиян дворянское происхождение», — констатирует Кругликов. Бизнесмен признается, что в начале деятельности агентства сложно было оценить себестоимость конечного продукта: «Самое дорогое — не архивный поиск, а осмысление, структурирование и издание материала». «Иногда к нам приходят заказчики с собственными исследованиями, которым нужны издательские услуги. Но если работа начинается с нуля и клиент заказывает семейную энциклопедию, он должен быть готов к тому, что книга может стоить около 1 млн руб., — поясняет директор “Семейного архива” Марина Серебряная. — Точную сумму сразу назвать сложно — в результате архивного поиска может обнаружиться информация о семье за прошедшие 200 лет, а может — за 500. По ходу человек сам принимает решение: издать всю найденную информацию или ограничиться небольшим объёмом».
Четыре этапа
Полный цикл работы агентства над семейной энциклопедией делится на четыре этапа, и с клиентом последовательно заключаются четыре договора. Первый — всегда на 150 000 руб. «Первый этап включает интервью с заказчиком и теми его родственниками, которых он называет. На их основе мы отправляем запросы в архивы», — поясняет Серебряная. «Брать у заказчика деньги вперёд неправильно, — считает директор историко-генеалогической организации “Литера ру” Алексей Коноплёв. — Вдруг окажется, что заказчик из детдома или архивы утеряли сведения по нужной территории. Первый платёж у нас не превышает 25 000-50 000 руб., клиент платит эту сумму только в обмен на первые сведения».
В «Семейном архиве» глубокий поиск начинается на втором этапе, он может стоить около 500 000 руб. и длиться иногда до года. Родственников заказчика будут искать по всей стране и за границей, интервьюировать их, фотографировать семейные реликвии, сканировать письма и документы. Третий этап работы — верстка, четвёртый — издание. «Книга издается в соответствии с пожеланием заказчика. Допустим, клиент для себя и детей заказывает экземпляр, переплетённый в дорогую кожу, а для других представителей семьи — в переплете попроще. Для близких родственников можно издать полную энциклопедию, а для дальних — сокращенный вариант. Чаще всего клиенты заказывают трехтомник: первый том — родословная, второй — фотографии, третий — так называемый “бабушкин сундук”, в который входят документы, семейные рецепты, фотографии семейных реликвий и даже домашних питомцев», — объясняет Кругликов.
Кто заказывает
«Никогда не бывает, чтобы издание финансировалось родственниками в складчину. Заказчик всегда один, чаще всего это состоятельный мужчина 40-50 лет, в том возрасте, когда бизнес уже установился», — говорит Серебряная. «Я давно задавал отцу вопросы о нашей семье, но он почти ничего не смог ответить. И я понял, что мои правнуки тоже не будут представлять, кто их предки, поэтому и заказал семейную энциклопедию в двух томах», — говорит 43-летний бизнесмен Андрей Н., пожелавший сохранить анонимность. «Все исследования мы проводим конфиденциально и никому не открываем фамилий клиентов. При этом мы не работаем с публичными политиками и звездами шоу-бизнеса, про которых регулярно пишет жёлтая пресса. И никогда не сочиняем именитых предков по просьбе клиента», — комментирует Кругликов. Подавляющее большинство клиентов приходит в «Семейный архив» через знакомых, уже воспользовавшихся услугами агентства. «Рекламу мы практически не даем, лишь регулярно участвуем в выставке Millionaire Faire», — отмечает Кругликов. «Мы не ведем открытых рекламных кампаний на выставках, — рассказывает Коноплёв. — И не завышаем стоимость нашего труда. Я видел книги “Семейного архива”, это хороший продукт. Внешняя фешенебельность изданий “Семейного архива” выше, чем у наших книг, но, если и нам будут платить за издание те же деньги, мы сделаем не хуже. “Семейный архив” мы не считаем конкурентом, скорее партнером на свободном рынке, и благодаря им даже решили заняться модернизацией собственной деятельности. Конкуренция начнется, когда предложение превысит спрос».
Время уходит
«На этом рынке мало серьёзных компаний, зато огромное количество дилетантов, — считает автор сайта “Генеалогия ру” Константин Погорелый. — Генеалогическим поиском я занимаюсь с 1998 года и признаю, что рынок за это время в несколько раз вырос по объёму, но спрос массового клиента в основном ограничивается примитивными интересами вроде узнавания значения фамилии. За качественные услуги готовы платить единицы. Как бизнес генеалогия нерентабельна, а то, что рентабельно, не является генеалогией. Поэтому я сейчас постепенно отхожу от генеалогического поиска в сторону оформления его результатов — изготовления гравюр, печати книг». «Это специфический рынок, на нем крайне мало профессионалов», — полагает Коноплёв. «Генеалог, который работает на меня, одновременно сотрудничает ещё с тремя компаниями, и с этим я ничего не могу поделать», — соглашается Погорелый.
«На рынке останется небольшое количество компаний, предоставляющих качественные услуги. Чем дальше, тем сложнее будет обеспечить интерес клиентов к их происхождению. У нас в стране практически нет необходимых для поиска документов по советскому довоенному периоду, а свидетелей — живших тогда людей — становится всё меньше. Сейчас мы доживаем последнее десятилетие, когда можно реально раскапывать историю того времени», — разводит руками Коноплёв.
(Нет голосов) |