Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Семейные энциклопедии как бизнес

Семейные энциклопедии как бизнес
  • 14 июля 2008
  • просмотров 6191
  • комментариев 7

В 2003 г. бизнесмен Станислав Кругликов создал генеалогическое агентство «Семейный архив», инвестировав в проект 15 млн руб. Сегодня каждая изданная им семейная энциклопедия стоит около миллиона.

Станислав Кругликов в 2000 г. за $2000 заказал генеалогическое исследование собственного рода. Результат его не удовлетворил. «Мне хотелось чего-то фундаментального, изданного в виде красивой книги, — признается Кругликов. — Такой услуги никто не предлагал и я решил, что успею занять свободную нишу». Сотрудников для будущего генеалогического агентства Кругликов набирал среди работников собственного холдинга, включающего несколько компаний, занятых строительным бизнесом и торговлей: «Я просмотрел резюме сотрудников и назначил на должность директора Тамару Приходько, которая раньше работала в библиотеке, а у меня была менеджером по продажам». Агентство было зарегистрировано осенью 2003 г., стартовый капитал (около 15 млн руб., заработанных в строительно-торговом бизнес и в течение года инвестированных в новый проект) потратили на аренду, покупку техники, зарплату и обучение персонала.

Те, что желают знать

«Конкуренция на рынке не критическая, — заявляет Кругликов и делится подсчетами: — В Москве 12 млн жителей, примерно 3,5 млн семей. 1%, или 35 000, – семьи состоятельных людей. Из них 5% (1700 семей) интересуются генеалогией. В год мы можем работать с 20 клиентами, т. е. на 80 лет работой я обеспечен. Тем более что есть ещё и региональные бизнесмены»

Мы — крестьяне

«Мы сразу начали позиционировать себя еще и как издателя: предлагали клиентам оформлять результаты поисков в виде семейных энциклопедий», — объясняет Кругликов. Первую энциклопедию он сделал лично для себя. Получилось восьмитомное издание, некоторые тома и сейчас лежат в агентстве в качестве демонстрационных образцов. Первыми клиентами Кругликова стали его же партнеры по бизнесу. «У всех оказались крестьянские корни, поскольку только у 1% нынешних россиян дворянское происхождение», — констатирует Кругликов. Бизнесмен признается, что в начале деятельности агентства сложно было оценить себестоимость конечного продукта: «Самое дорогое — не архивный поиск, а осмысление, структурирование и издание материала». «Иногда к нам приходят заказчики с собственными исследованиями, которым нужны издательские услуги. Но если работа начинается с нуля и клиент заказывает семейную энциклопедию, он должен быть готов к тому, что книга может стоить около 1 млн руб., — поясняет директор “Семейного архива” Марина Серебряная. — Точную сумму сразу назвать сложно — в результате архивного поиска может обнаружиться информация о семье за прошедшие 200 лет, а может — за 500. По ходу человек сам принимает решение: издать всю найденную информацию или ограничиться небольшим объёмом».

Четыре этапа

Полный цикл работы агентства над семейной энциклопедией делится на четыре этапа, и с клиентом последовательно заключаются четыре договора. Первый — всегда на 150 000 руб. «Первый этап включает интервью с заказчиком и теми его родственниками, которых он называет. На их основе мы отправляем запросы в архивы», — поясняет Серебряная. «Брать у заказчика деньги вперёд неправильно, — считает директор историко-генеалогической организации “Литера ру” Алексей Коноплёв. — Вдруг окажется, что заказчик из детдома или архивы утеряли сведения по нужной территории. Первый платёж у нас не превышает 25 000-50 000 руб., клиент платит эту сумму только в обмен на первые сведения».

В «Семейном архиве» глубокий поиск начинается на втором этапе, он может стоить около 500 000 руб. и длиться иногда до года. Родственников заказчика будут искать по всей стране и за границей, интервьюировать их, фотографировать семейные реликвии, сканировать письма и документы. Третий этап работы — верстка, четвёртый — издание. «Книга издается в соответствии с пожеланием заказчика. Допустим, клиент для себя и детей заказывает экземпляр, переплетённый в дорогую кожу, а для других представителей семьи — в переплете попроще. Для близких родственников можно издать полную энциклопедию, а для дальних — сокращенный вариант. Чаще всего клиенты заказывают трехтомник: первый том — родословная, второй — фотографии, третий — так называемый “бабушкин сундук”, в который входят документы, семейные рецепты, фотографии семейных реликвий и даже домашних питомцев», — объясняет Кругликов.

Кто заказывает

«Никогда не бывает, чтобы издание финансировалось родственниками в складчину. Заказчик всегда один, чаще всего это состоятельный мужчина 40-50 лет, в том возрасте, когда бизнес уже установился», — говорит Серебряная. «Я давно задавал отцу вопросы о нашей семье, но он почти ничего не смог ответить. И я понял, что мои правнуки тоже не будут представлять, кто их предки, поэтому и заказал семейную энциклопедию в двух томах», — говорит 43-летний бизнесмен Андрей  Н., пожелавший сохранить анонимность. «Все исследования мы проводим конфиденциально и никому не открываем фамилий клиентов. При этом мы не работаем с публичными политиками и звездами шоу-бизнеса, про которых регулярно пишет жёлтая пресса. И никогда не сочиняем именитых предков по просьбе клиента», — комментирует Кругликов. Подавляющее большинство клиентов приходит в «Семейный архив» через знакомых, уже воспользовавшихся услугами агентства. «Рекламу мы практически не даем, лишь регулярно участвуем в выставке Millionaire Faire», — отмечает Кругликов. «Мы не ведем открытых рекламных кампаний на выставках, — рассказывает Коноплёв. — И не завышаем стоимость нашего труда. Я видел книги “Семейного архива”, это хороший продукт. Внешняя фешенебельность изданий “Семейного архива” выше, чем у наших книг, но, если и нам будут платить за издание те же деньги, мы сделаем не хуже. “Семейный архив” мы не считаем конкурентом, скорее партнером на свободном рынке, и благодаря им даже решили заняться модернизацией собственной деятельности. Конкуренция начнется, когда предложение превысит спрос».

Время уходит

«На этом рынке мало серьёзных компаний, зато огромное количество дилетантов, — считает автор сайта “Генеалогия ру” Константин Погорелый. — Генеалогическим поиском я занимаюсь с 1998 года и признаю, что рынок за это время в несколько раз вырос по объёму, но спрос массового клиента в основном ограничивается примитивными интересами вроде узнавания значения фамилии. За качественные услуги готовы платить единицы. Как бизнес генеалогия нерентабельна, а то, что рентабельно, не является генеалогией. Поэтому я сейчас постепенно отхожу от генеалогического поиска в сторону оформления его результатов — изготовления гравюр, печати книг». «Это специфический рынок, на нем крайне мало профессионалов», — полагает Коноплёв. «Генеалог, который работает на меня, одновременно сотрудничает ещё с тремя компаниями, и с этим я ничего не могу поделать», — соглашается Погорелый.

«На рынке останется небольшое количество компаний, предоставляющих качественные услуги. Чем дальше, тем сложнее будет обеспечить интерес клиентов к их происхождению. У нас в стране практически нет необходимых для поиска документов по советскому довоенному периоду, а свидетелей — живших тогда людей — становится всё меньше. Сейчас мы доживаем последнее десятилетие, когда можно реально раскапывать историю того времени», — разводит руками Коноплёв.


  • Теги
  • Семейный архив
  • бизнес
  • генеалогическое агентство
  • генеалогия
  • история рода
  • семейные энциклопедии

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Думаю, сколько бы состоятельных людей ни интересовались собственной генеалогией, агенству "Семейный архив" все равно придется делать рекламу, причем нацеленную на незаинтересованных в собственном семейном древе людей с целью вызвать их интерес и желание составить свою личную "семейную энциклопедию", чтобы привлечь клиентуру. Удачи им.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Будь я богатым дядей, я бы обязательно заказала себе такую семейную энциклопедию. Генеалогия — мое хобби. Историю собственной семьи могу проследить всего лишь на 110 лет назад. У господина Кругликова редкий и интересный бизнес.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Такая энциклопедия — это редкость, и, думаю, любой человек хотел бы иметь возможность заказать такую книгу, чтобы узнать о своих предках.
    Но, я считаю, есть одно "но". Агентство не сможет процветать много лет, если не станет монополистом на территории всего СНГ, так как конкуренция именно в этом бизнесе очень опасна и может оказаться губительной для "первооткрывателя".
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Бизнес и правда очень интересный. И, наверное, человеку, у которого есть много денег и желание как-то увековечить историю своей семьи, такая энциклопедия будет весьма кстати. Интересен и подход к созданию такой энциклопедии: человек платит не всю сумму сразу, а поэтапно, в зависимости от того, как продвигается работа, и что на данный момент удалось разузнать о его семье.
    Но лично мое мнение таково, что семейные воспоминания лучше хранить в устных рассказах, семейных фотографиях и семейных реликвиях, чем нести все это в издательство. Книги ведь тоже не вечны.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    А вот мне почему-то эта идея кажется сомнительной, сомнительной именно с точки зрения достоверности фактов, которые будут изложены в данной энциклопедии. Не спорю, первые 3-4 издания будут выполнены с должной аккуратностью и достоверностью, но потом, когда дело пойдет на поток, уже будет не до качества.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересный проект, но, мне кажется, они слишком оптимистично оценивают объемы рынка. Допустим, 1700 семей в Москве имеют возможность (и даже, может быть, желание) потратить миллион на энциклопедию. Но ведь это совсем не означает, что они его потратят. Помимо энциклопедий нужно еще есть, пить, одеваться, обучать детей, отдыхать и еще миллион способов потратить миллион.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роскошное издание, роскошные проекты. Я, честно говоря, в бизнесе не сильна, не представляю себе их перспективы. А вот редкие семейные фотографии, документы приобрела бы с удовольствием. Здорово
    • 0/0