Интервью Сергея Кравца, руководителя центра «Православная энциклопедия»
Интервью
Руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», ответственный редактор Большой Российской энциклопедии рассказал о работе над энциклопедиями, трудностях их подготовки, создании электронной версии православной энциклопедии.
— Сергей Леонидович, вы — организатор и руководитель центра «Православная энциклопедия». Расскажите, как родилась идея создания такого масштабного труда? В чем Вы видите необходимость и актуальность этой работы?
— Актуальна и необходима она была еще полтора века назад. Первые мечтания о создании такой энциклопедии относятся к 70-м годам XIX века и встречаются и в обращениях митрополита Макария Булгакова, и святителя Филарета Московского — особенно в его переписке с наместником Лавры преподобным Антонием. Идея создать систематический свод богословских, церковно-исторических, церковно-агиографических знаний бытовала с конца XIX века. Но дело в том, что создавать настоящую, собственно оригинальную энциклопедию могут не все. Это очень тяжелый труд, требующий концентрации очень больших научных сил. В России такие силы появились в начале XX века. Формирование церковной науки в России пришлось на конец XIX – начала XX века. Тогда была осуществлена первая попытка создания православной богословской энциклопедии. Она была очень зависима от протестантских энциклопедий, было много переводных статей, ведь именно протестанты первыми стали делать энциклопедии. Однако это уже была российская православная энциклопедия. На букве «К» работа остановилась, энциклопедия прекратила свое существование в связи с началом Первой мировой войны, а затем и революции. После этого в течение лет 60 идея православной энциклопедии даже не поднималась.
В конце 70-80 годах митрополитом Ленинградским Антонием была предпринята попытка собрания материала для энциклопедии и создания словника. Но она заглохла просто потому, что условий для ее осуществления не было.
Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, из которого позднее родилась энциклопедия, было создано Патриархом Алексием. Оно представляло собой первое специализированное научное издательство в Церкви. Тогда, с 1993 года по 1997, мы впервые осуществили опыт по соединению церковных и светских ученых в единый рабочий коллектив. Мы издавали «Историю русской церкви» митрополита Макария с современными комментариями. Наш авторский, редакционный коллектив процентов на 70 состоял из сотрудников Академии наук, и лишь на 30 процентов из сотрудников духовных академий. Светские ученые опасались, что их будут упрекать в незнании каких-то церковных обычаев, а церковные — что их будут упрекать в незнакомстве с архивами и историческими специализациями. Не сразу, но нашли общий язык. И те, и другие в результате стали заниматься самообразованием, поддерживать друг друга. В 1996 году стало очевидно, что создан уникальный коллектив, который становится ядром чего-то еще более значимого. Так возникла идея создать богословскую православную энциклопедию.
Первоначально идея была достаточно легковесной, как мы это сейчас понимаем. Во-первых, мы полагали, что сможем опереться на опыт предыдущей православно-богословской энциклопедии. Во-вторых, нам казалось, что мы сможем вместиться в 24 тома, предполагали, что будем отсылать читателей к различным монографиям, специальным учебным пособиям и так далее. Потом оказалось, что на Православную богословскую энциклопедию А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского опираться ни в коем случае нельзя: все устарело, энциклопедия содержит очень много непроверенных фактов, очень много переписано из протестантской энциклопедии.
Также нельзя опираться и на греческую православную энциклопедию, которая уж очень национальна. Там не найдешь выдающихся деятелей других Церквей, зато, как у нас шутят, там будет племянник декана богословского факультета. Таким образом, энциклопедия из кодифицирующего издания, цель которой — высказывать устоявшуюся точку зрения, подводить итог (как, например, Большая российская энциклопедия), перешла в разряд исследовательских энциклопедий. То есть наше издательство начало действительно работать как церковно-научный центр. Мы не подводим итоги — мы начинаем изучение, мы не говорим об устоявшейся точке зрения, мы эту точку зрения создаем. Оказалось, это очень трудно и словоёмко, объемно. Нам не к чему отсылать. Если мы пишем статью «Вселенские соборы», мы после этого можем выпускать книжку по этой теме. Если мы даем статью «Евангелие», она занимает треть тома, потому что мы впервые рассматриваем Евангелие со всех точек зрения — начиная текстологической и кончая содержательной. Таких трудов нет, нам не к чему отсылать. Однако в энциклопедии все это должно быть прописано. Так энциклопедия стала исследовательским проектом.
Кроме решения давать подробно богословскую и литургическую части, также было принято решение, которое превратило нашу энциклопедию из 20-томного издания в 50-томный труд. Это — включение всех новомучеников отдельными статьями. Для нас это означало не просто расширение словника на тысячу единиц, для нас это означало создание архивных служб, которые будут работать в архиве ФСБ, в архиве ГАРФа. О новомучениках, как правило, почти ничего не известно. Мы не можем публиковать в энциклопедии, рассчитанной на многие десятки лет, то, что присылают из епархий. Мы не можем публиковать непроверенные данные. Была создана целая архивная служба, чтобы просто проверять информацию.
Второе решение — включение в словник всех западных святых до разделения церквей. Это было хорошее решение, во многом инициированное отцом Валентином Асмусом. Решение правильное, только их и на Западе уже никто не знает. Мы с большим трудом достаем сведения об этих святых, проверяем, обращаемся к специализированным источникам. В этом есть и церковно-политическая идея. Если Европа отказывается от своих христианских корней и забывает своих святых, то мы-то их забывать не хотим: это и наши святые тоже. Мы же не считаем Константина Великого или Блаженного Августина только западными святыми. Все те мученики, все те преподобные V и VI веков — это и наши святые тоже.
Было решение Патриарха как можно более подробно в энциклопедии освещать персонально русский епископат. Нужно было включить все монастыри и практически всех епископов, про которых известно хоть что-то кроме имени. С 988 года таких на Руси было немало. К сожалению, о епископах досинодального периода зачастую известно только имя.
Таким образом, из энциклопедии в помощь науке родилась энциклопедия – основа науки. И стала фундаментальной. В какой-то степени мы закладываем фундамент будущей церковной науки, на котором можно будет стоять, от которого можно будет отталкиваться. Все темы здесь так или иначе описываются. К нам недавно поступило письмо от читателя с просьбой издать по различным дисциплинам: истории Церкви, богословию и т.д. методичку, в каком порядке читать статьи, чтобы можно было бы пользоваться «Православной энциклопедией», как полноценным учебником. Мы об этом подумаем.
— Что же делать, если несколько томов уже вышли, а Собором было принято решение о канонизации новых святых?
— Для этого было создана электронная версия. В прошлом году она появилась, в этом году дорабатывается. Электронная версия выйдет вслед за книжной, но с достаточно большим отрывом. Здесь действуют не только какие-то материальные предпочтения. Электронная версия потребовала создания новых редакций, потому как она должна быть все время актуальной. То есть мы не просто включаем новые статьи, мы должны актуализировать все статьи, которые этого требуют, — все монастыри, епархии, персоналии. Например, сейчас снова возникла проблема с мощами цесаревича Алексия. Статья, посвященная ему, осталась в первом томе, который уже вышел. Так или иначе, этот материал должен войти в статью, потому что без нее она уже не будет актуальна.
Мы понимаем, что при сегодняшнем развитии мира каждые три года информация в энциклопедии стареет на 10 процентов. Мы начали свою работу в 2000 году, примерно в 2007 мы поняли, что около 20 процентов материалов уже устаревают. Так было принято решение о создании электронной версии. Теперь она будет выходить параллельно с бумажной.
— Можно ли в перспективе говорить о завершении работы над энциклопедией или это постоянная работа с обновляющимся материалом?
— Бумажная энциклопедия будет завершена. Допишем последний том и поставим точку. А если у Церкви в это время будет достаточно сил, чтобы все время поддерживать эту энциклопедию на актуальном уровне, это будет замечательно.
Я думаю, что теперь, при существовании интернета, при существовании электронной версии может возникнуть самая простая проблема. Мы затрачиваем много сил и средств на подготовку и создание энциклопедии, которую потом продаем и вновь получаем средства для дальнейшей работы. В случае электронной версии этого не будет. Она бесплатна и находится в свободном доступе. По крайней мере, пока.
50 томов по 120 листов — это 6 тысяч авторских листов энциклопедической информации. Для того чтобы ее постоянно актуализировать и обновлять, потребуются большие людские и финансовые ресурсы. Их откуда-то надо будет брать.
— То есть в деле создания современной православной энциклопедии вы стали первооткрывателями. С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Самые большие трудности связаны с авторским составом. Мы смотрели на эту работу гораздо оптимистичнее, чем это оказалось в реальности. Количество авторов, способных писать на наши темы, очень ограничено. Каждый на вес золота. Есть люди, которые готовы быть авторами, но не способны к этому. Поэтому мы загружаем наших авторов очень сильно, они работают, просто не разгибаясь.
Вторая трудность, с которой мы столкнулись и которую мы более-менее успешно решили, — это получение информации с мест. Для этого было создано 15 представительств «Православной энциклопедии» в России и за рубежом. Главная задача наших представителей — поиск краеведов, сбор местного материала и переправка его в Москву. У нас есть представительства в Тбилиси, Софии, Белграде, Риме и других городах.
Были, конечно, и финансовые трудности, которые мы как-то решали, в том числе и с помощью привлечения государственной поддержки. Сейчас государственная поддержка осуществляется, прежде всего, через приобретение энциклопедии для библиотек. Почти половина тиража закупается Министерством культуры и передается в библиотеки. Еще 3 тысячи закупает Министерство образования для вузов. Православная энциклопедия есть в каждой школе Москвы. Такой заказ и есть наша основная поддержка. Чуть больше половины тиража уходит на централизованные закупки, а остальная часть уходит в епархии: в монастыри и храмы. Энциклопедии, конечно, не пирожки, расходятся медленнее. Мы допечатали небольшое количество первого тома и решили больше ничего не допечатывать. При допечатке такого издания в тысячи экземпляров каждый том становится на вес золота.
Сегодня «Православная энциклопедия» — это почти холдинг. У нас есть своя телевизионная программа, студия документальных фильмов, студия художественных фильмов, журнал, портал, свои архивы. На самом деле, энциклопедия абсолютно эгоистична. Мы делаем всё только ради нее. Все программы, даже такие альтруистические, как гранты в поддержку ученых, занимающихся агиографией. А куда деваться, если нам нужны статьи о святых?! Ведь есть жития, которые просто никто никогда не видел.
Мы потратили 5 лет и уйму средств на подокументное описание архива совета по делам религии в ГАРФе. Мы это сделали, потому что иначе мы бы не смогли написать статьи.
— А какую пользу энциклопедии приносит ваш портал Седмица.ру?
— Портал родился несколько по-другому. Тут было задето наше самолюбие. О «Православной энциклопедии» очень много писали в прессе. И писали с огромным количеством ошибок, все путали. Мы увидели, что статьи о Русской Православной Церкви пестрят ошибками и глупостями. Поэтому было принято решение создать портал, который бы взял на себя функции некоего путеводителя. Портал с самого начала постулировался как портал для журналистов. Мы даем огромное количество разных материалов с разных точек зрения. Сегодня портал существует при поддержке Федерального агентства по печати.
— Энциклопедия называется православной. Это определяет исключительно выбор тем статей или угол зрения, под которым эти темы освещаются?
— Исключительно угол зрения. У нас статей по истории католицизма больше, чем в Русской католической энциклопедии. И, конечно, они гораздо серьезнее, что признают и сами католики. У нас есть статьи и по исламу, и по буддизму. Мы считаем, что человек, интересующийся православием, должен иметь возможность узнать, что его окружает. В статьях о Брежневе, Ельцине, Александре I больше внимания уделяется религиозной стороне, потому что ни в одной энциклопедии вы больше не найдете этой информации. Здесь разбирается, допустим, религиозная политика в царствовании Екатерины II.
— Обращались ли Вы к опыту советских, российских и зарубежных энциклопедистов?
— Конечно, как справочниками мы пользуемся очень многими энциклопедиями. Но сама технология родилась здесь. Православная энциклопедия была первым в нашей стране энциклопедическим изданием нового типа. Именно поэтому через три года после того, как стала выходить энциклопедия, меня пригласили возглавить Большую Российскую энциклопедию. По технологии они очень похожи, хотя есть и различия: у нас — отраслевая энциклопедия, а там универсальная. Но технология прохождения рукописей и подхода к тексту одинаковы. Да и редакции у нас очень тесно сотрудничают.
— Чтобы быть ученым-энциклопедистом наверно нужно обладать определенным складом ума.
— Энциклопедическому редактору нужно обладать любовью к систематике и, конечно, способностью воспринимать любое явление как часть чего-то большего.
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |