Интервью главного редактора энциклопедии В. В. Туганаева
Интервью
Прошло каких-нибудь семь лет, и многие статьи первого выпуска морально устарели. Тогда и появилось распоряжение Правительства УР о переиздании, поставившее перед авторским коллективом жесткий срок: один год. Профессор Виктор Васильевич Туганаев (на фото справа), главный редактор обоих выпусков энциклопедии «Удмуртская Республика», называет проделанную работу «адским трудом», но считает, что результат стоит затраченных усилий.
— Виктор Васильевич, всякому энциклопедическому изданию, каким бы подробным оно ни было, время от времени нужно обновление. Когда стало ясно, что энциклопедия «Удмуртская Республика» нуждается в этом?
— С того момента, когда появилось первое издание. Оно было написано еще под углом зрения взглядов, господствовавших в то время. За десять лет подготовки произошли огромные изменения, особенно в экономике, а с 2000 года по настоящее время просто система стала другой. И надо было энциклопедию привести в соответствие.
— Вас не испугали короткие сроки работы?
— Честно говоря, немного испугали, потому что я знаю, как это нелегко — работать над энциклопедией. Но как человек дисциплинированный решил так: распоряжения и постановления не обсуждают, а выполняют. Нам дали условия и финансовые возможности, и наш долг был — воспользоваться ими. Мы собрались вместе — люди, работавшие еще над первым изданием энциклопедии, составили жесткий график и активно трудились целый год.
— Большой коллектив работал над энциклопедией?
— Если учесть всех авторов, которых мы привлекали, более четырехсот человек. Но львиную долю работы выполнили максимум тридцать человек.
— Насколько сильно обновлена энциклопедия?
— Мы направили письма во все организации, ведомства, районы и города республики с просьбой прислать материалы для обновления данных. К письмам прилагался список критериев, которым должны соответствовать энциклопедические статьи. Мы неоднократно выступали по радио и телевидению, использовали все возможности СМИ, но, к сожалению, не все проявили сознательность: среагировала хорошо если половина адресатов. А мы сами добывать материалы в других районах и населенных пунктах были не в состоянии. За один год этого не сделаешь. Поэтому материалы для энциклопедии обновили примерно на 70-75 процентов. Примерно 30 процентов материалов перекочевали из первого издания во второе без изменений.
Многие из материалов мы просто не могли принять, потому что некоторые предприятия пытались использовать энциклопедию для собственной рекламы, а объективные статистические материалы показывали, что у этих предприятий не все так хорошо. Поэтому мы вынуждены были поступающие к нам данные приводить в соответствие с реальностью.
В любой энциклопедии очень мощный блок занимает экономический раздел. Его мы исправили практически на 100 процентов. А сколько изменений в науке и культуре! Сколько известных людей ушло в мир иной, и сколько новых, свежих имен появилось! Оговорюсь, что в энциклопедии вы найдете не всех, чьи имена сейчас на слуху. Да, о них много говорят и пишут, но их деятельность не соответствует энциклопедическим критериям, поэтому они сюда и не помещены.
— Была ли какая-то помощь со стороны властей?
— Если бы не опора на общественные силы и не ощущение постоянной поддержки со стороны властных структур, мы бы, наверное, не справились с поставленной перед нами задачей. С Администрацией Президента и Правительства УР мы постоянно сверяли списки, кого следует включать в энциклопедию. Руководители крупных промышленных предприятий, учреждений, вузов тоже просматривали списки и материалы — дополняли, изменяли, улучшали тексты, которые в конечном итоге попали в новое издание.
Нам очень помогли Министерство образования и науки УР, Министерство печати и информации УР. Издательство «Удмуртия» отнеслось очень серьезно. И авторы, привлеченные со стороны общественности. Я, например, удивляюсь профессору Ивану Ивановичу Рысину, географу: он полностью обновил и картографический, и текстовый материал. Кто бы мог подумать, что за десять лет даже реки меняются: становятся короче, длиннее, меняют русла, и все это надо отразить в энциклопедии.
— Вы считаете, что вышедшее издание представляет Удмуртию всесторонне?
— Цель энциклопедии именно в этом и состоит: дать полный круг знаний о предмете или объекте, в данном случае об Удмуртии. Там нет вопросов, которые не отражены. Мы старались быть как можно более объективными. Может быть, можно было сделать лучше, полнее, но мы были ограничены и во времени, и в финансах, и даже по объему. Мы ни на один печатный лист не превысили норму: нам просто не разрешили. Типографские возможности ограничены: том должен быть определенной толщины, если сделать больше, он развалится. Хотя материалов у нас было накоплено на два тома.
— Наверное, пора начинать подготовку к третьему изданию?
— Нет, это уже должна быть новая энциклопедия. Мы даже не мечтаем, чтобы нам выделяли столько средств, сколько в Татарстане или Башкортостане, наша республика по масштабу уступает и тому, и другому. И в экономическом, и в территориальном плане. Но тем не менее люди, которые примут решение об организации в Удмуртии постоянной энциклопедической группы, оставят памятник после себя. Фактически они его уже оставили: ведь второе издание — это не только отклик на 450-летие присоединения Удмуртии к России, но и памятник тем, кто подписал постановление, кто организовывал, финансировал, кто это все сделал. Пройдет 50 лет, и те, кто будут изучать историю нашего края, скажут о них: «Какие молодцы!»
(Нет голосов) |