Рецензия
- 26 сентября 2008
- просмотров 11303
Можно ли описать весь российский ислам в одной книге? Многие исследователи даже не ставили пред собой такой грандиозной задачи. Известный православный исламовед
Роман Силантьев, бывший секретарь Межрелигиозного совета России, а теперь глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, попытался справиться с этой задачей и создал всеобъемлющую тематическую энциклопедию «
Ислам в современной России».
По существу, это научно-популярное издание с большим аппаратом ссылок, определений, списком источников и литературы. Его трудно назвать продолжением предыдущих книг Романа Силантьева — двух изданий «Новейшей истории исламского сообщества в России» и «Новейшей истории ислама в России», в которых справочная часть перемежается с аналитическими статьями о конфликтах, политических воззрениях и течениях в мусульманской среде. Нынешняя энциклопедия — это, скорее, объемное информационное приложение к уже изданным книгам Силантьева.
Следует также отметить, что материалы энциклопедии (научный консультант: к.и.н., с.н.с.
В. О. Бобровников) были подготовлены в рамках реализации в Московском государственном лингвистическом университете (Институт международных отношений и социально-политических наук, кафедра мировой культуры) плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 гг.
Научные выводы Силантьева были испытаны жизнью. Начиная с 2005 года, сочинения этого автора активно обсуждались как экспертами, так и муфтиями и имамами по всей России — такому полю для обсуждения своих трудов мог бы позавидовать любой ученый. Выход книги Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России» в 2005 году вызвал крупный скандал. Совет муфтиев России поставил вопрос о возможной приостановке своего членства в Межрелигиозном совете, существующем фактически при Московской патриархии, а сам Силантьев вынужден был покинуть пост исполнительного секретаря этой организации для того, чтобы обвинения в адрес Силантьева не перекинулись на его непосредственного руководителя, митрополита Кирилла, создателя Межрелигиозного совета. Мусульманские деятели обвиняют Силантьева в том, что он собирает слухи, делает достоянием гласности скандалы, неэтично раскрывает подробности частной жизни, внедряет ругательные «ярлыки» и находит пресловутых «ваххабитов» там, где их нет (а в современной России «ваххабизм» — серьезное политическое обвинение, грозящее реальным сроком лишения свободы). Однако правы муфтии и имамы лишь отчасти — никто не любит, когда выносят сор из избы.
Прошедшие три года доказали, что критический настрой исследователя по отношению к исламской общественно-политической деятельности, к движению «ваххабитского» толка, противопоставляющему себя традиционным Духовным управлениям мусульман, имеет под собой рациональные основания и основан не только на эмоциях и политической конъюнктуре. Помимо этого, в отношении предмета своего изучения — ислама — Роман Силантьев остался верен научной объективности, писал и пишет обо всех конфликтах и недостатках исламской уммы России открыто. Тем более что, судя по трудам Силантьева, социологов и историков современного ислама, если не анализировать причины и последствия распрей и ссор между региональными деятелями, различными течениями, молодежью и старыми имамами, Советом муфтиев России
Равиля Гайнутдина или Центральным духовным управлением мусульман
Талгата Таджуддина, то от современного ислама не останется ничего, кроме скучного официоза.
Что касается жесткой позиции Романа Силантьева по отношению к «ваххабизму», то собранный им объективный материал не дает право исследователю периодически заявлять, что в России везде — от Сахалина до Калининграда — есть «ваххабитские группировки», которые нужно уничтожать. И в «Новейшей истории ислама в России», и в энциклопедии прослеживается стремление представить «ваххабитов» откровенными бандитами. К примеру, Силантьев, помимо рассказов о «ваххабитских» грабежах и рэкете, утверждает, что внутренняя жизнь джамаата строится по «стандартной для тоталитарной секты модели, главным элементом которой являются общие молитвенные собрания» (а у какой религиозной организации нет этого признака?). Остается непонятным, что имел автор в виду.
При чтении Силантьева вспоминается более корректный и научный подход светского исламоведа профессора
Александра Игнатенко, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и директора Института религии и политики. Игнатенко не уступает Силантьеву в критическом отношении к идеологии и практике ваххабизма, однако в своих книгах и выступлениях Игнатенко с научной точностью описывает исторические границы и свойства ваххабитского мировоззрения и не распространяет наименование «ваххабизм» практически на все молодежные группы, джамааты и всех бандитов. Помимо этого, профессор Игнатенко уже давно говорил о необходимости принимать меры по борьбе с ваххабизмом (запрет некоторых книг, аттестация священнослужителей и т.д.) и одновременно поддерживать на государственном уровне традиционные Духовные управления мусульман (ДУМ). Те же предложения повторяются Силантьевым в его книге 2007 года «Новейшая история исламского сообщества в России». Однако в энциклопедии 2008 года автор уже пишет, что в демократическом обществе не существует эффективных методик борьбы с распространением ваххабизма, тогда как сам «ваххабизм» чаще всего используется российскими властями как политический ярлык, оправдывающий, в том числе, и незаконные репрессии. Безусловно, Силантьева трудно назвать правозащитником, хотя он и является главой Правозащитного центра ВРНС.
Несмотря на недостатки, надо отдать должное автору — он сумел объездить всю страну и изучить современный ислам на местах, собрать те сведения, которые дают наиболее полную картину мусульманского сообщества, даже несмотря на ангажированность и некорректность автора. Энциклопедия стала вторым большим справочно-аналитическим изданием (хотя проектов исследования ислама и раньше было много) после справочника «Современная религиозная жизнь России» (под ред.
С. Б. Филатова и
М. Бурдо), третий том которого посвящен, среди прочего, исламу в целом и мусульманским объединениям в регионах страны. Кроме того, справки об исламских общинах и организациях в регионах, похожие по структуре на статьи в энциклопедии Романа Силантьева, есть и в трех томах «Атласа современной религиозной жизни России» (под ред. С. Б. Филатова и М. Бурдо). Впрочем, естественно, как специалист, объехавший почти все регионы России, Силантьев дает намного больше подробных данных о мусульманах в субъектах РФ, численности верующих и их лидерах.
Энциклопедия состоит из двух частей: «Общее положение исламского сообщества в России» и «Мусульмане в регионах России». В первой части исследователь блестяще справляется с распределением мусульман по регионам (приведен целый ряд карт), с национальным составом и описанием исторических особенностей формирования общероссийских мусульманских объединений. Правда, в анализе численности мусульман Силантьев путается и не называет хотя бы примерной цифры: по данным социологов, на которых автор не ссылается, мусульман в России оказывается 7 млн человек, а президент В. Путин называл цифру в
15 млн верующих, из чего Силантьев заключает, что мусульман почему-то чуть меньше —
14,5 млн.
В разделах, посвященных регионам, в энциклопедии собрана уникальная информация. В начале книге автор помещает главу «Административно-территориальное деление исламского сообщества в России», куда включает историю исламских объединений, хронологию, а также справки по всем региональным ДУМ. Их структура весьма оригинальна: в ней содержатся подразделы «официальное название», «другие названия» (часто непонятно, откуда они берутся), «статус», «зона юрисдикции», «реальное влияние», «внутренняя структура», «количество общин», «руководство», «краткая хронология», «Учебные заведения», «СМИ», «контактная информация». Частично содержание этих кратких справок повторяется в разделе «Мусульмане в регионах России», где также описывается деятельность тех же региональных ДУМ, что, безусловно, разрывает ткань повествования. В региональной части, где информация о субъектах РФ дана по федеральным округам, справки по республикам и областям также не являются единым монолитным материалом. Дело в том, что в каждом субъекте РФ сначала идет подраздел «Новейшая история исламского сообщества» (к примеру, Чувашской республики или Самарской области), а затем еще подраздел «Современное положение исламского сообщества». Этот последний подраздел начинается с численности мусульман и организаций в том или ином духовном управлении, но в нем также даются некоторые характеристики отношений ДУМ, например, с Советом муфтиев России. Какова логика автора в разделении на новейшую историю и современное положение ислама, не совсем понятно.
Помимо этого, ноу-хау автора является внедрение в текст выдержек из документов, журналистских статей, писем и заявлений, которые касаются положения мусульман в том или ином субъекте РФ. Многие такие вставки, безусловно, оживляют текст, дают представление о полемике, происходящей в СМИ, выделяют живую речь исламских лидеров. Но некоторые вставки являются мало подходящими для такого издания, как энциклопедия. К примеру, это сообщения новостного плана («В Свердловской области имам мечети избран главой сельской администрации») или же статьи в газетах о текущих событиях, которые даются без комментария («Газета «Мурманский вестник» о планах строительства мечети» и т.п.), а также даже целые интервью с муфтиями и имамами из СМИ, помещенные в тексте. Все это понижает аналитическую составляющую самой энциклопедии, а она присутствует в материалах автора.
Стоит отметить, что к вышедшей энциклопедии относятся те же самые недочеты, которые были в другой монографии «Новейшая история ислама в России». Некоторые противоречия, о которых говорят и сами исламские лидеры, можно найти в обстоятельной статье мусульманина
Валерия (Исмаила) Емельянова «
Исламофобская хлестаковщина. Размышления о письменных и устных «исламоведческих» экзерсисах директора программ ВРНС Романа Силантьева в связи с выходом его нового труда». Но все же не ошибки стали главным упреком Валерия Емельянова в адрес Силантьева, а его способ подачи материала. По мнению Емельянова, в книге господствует
«снобистско-менторский тон, стремление наклеить хлесткие и уничижительные ярлыки, при этом малообоснованные, с одновременным, каким-то культуртрегерским стремлением поучать мусульман». Походя, Силантьев умудряется оскорблять и немусульман, и даже светские организации, в частности — «Портал-Credo.Ru», которому он не предъявляет каких-либо обвинений, а просто называет его «пиар-подразделением неоправославной секты педофилов». Подобные формулировки и «подходы» дискредитируют и обесценивают собственно научные достижения автора. Силантьеву свойственна однобокость в описании конфликтов и личностных разногласий в рамках российского ислама (наличие большей части конфликтов никто не отрицает). По словам Емельянова,
«отсутствие единства уммы — факт, конечно, отрицательный. Однако все сводить только к дрязгам мусульманских лидеров за должности и спонсорские деньги является, по меньшей мере, взглядом весьма поверхностным. Этот процесс нужно рассматривать как объективный. После распада СССР произошел и распад созданных сверху мусульманских структур, а затем формирование, пусть в муках и болях, исламского гражданского общества». Среди ценных справочных разделов энциклопедии можно выделить биографии ведущих мусульманских деятелей России с их фотографиями, учебные заведения, исламские СМИ, партии и движения, предприятия халяль-индустрии. Все это собрано исследователем тщательно и со знанием дела. Кроме того, конечно, в энциклопедии присутствуют указатели имен, географических названий и организаций, хронология новейшей истории мусульманского сообщества страны, контактная информация Духовных управлений мусульман.
Несмотря на недостатки, которые, впрочем, могут быть свойственны всякому большому справочному изданию, книга Романа Силантьева способна раскрыть противоречивое лицо ислама в России с его распрями и делением на различные религиозно-политические течения. По полноте охвата энциклопедия об исламе пока является уникальным эпическим изданием, а значит ей суждено стать одной из основ дальнейшего изучения мусульманского сообщества в нашей стране.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи