Рецензия
Всё, что вы хотели знать о Детских железных дорогах
Железная дорога. Для каждого из нас это словосочетание означает что-то своё, особенное. Это может быть и нелёгкая повседневная работа, и радостное, подчас экзотическое путешествие, и давнее воспоминание о товарняке военных лет, и сегодняшняя поездка на электричке... С какой точки зрения можно взглянуть на это творение человеческой цивилизации, превратившееся в целый мир со своей экономикой, технологией, историей и культурой? На этот вопрос уже 17 лет отвечает на страницах своих книг и журналов издательство «Железнодорожное дело».
Книги и журналы издательства адресованы прежде всего людям увлечённым – то есть тем, для кого железная дорога не просто средство передвижения, а неповторимый, будоражащий воображение мир, где созданная на протяжении почти двух столетий железнодорожная техника органично вписывается в историю, культуру и природную среду нашей страны. К той же категории людей увлечённых, безусловно, относятся авторы и сотрудники издательства. Им, искренним энтузиастам железных дорог, приходится просматривать и обрабатывать вагоны архивного материала, чтобы впоследствии превратить его в интересную статью, а может быть, и книгу.
Именно так были созданы две книги, выпущенные издательством «Железнодорожное дело» в конце 2008 года. Без всяких преувеличений можно сказать, что и по форме, и по содержанию это – железнодорожные энциклопедии, достойные пополнить библиотеку каждого любителя железных дорог.
Первая из них – начальный том трёхтомника «Наши Детские железные дороги» Дмитрия Сутягина. Автор, великолепный знаток этой разновидности рельсового пути, потратил четверть века, чтобы воссоздать историю развития Детских железных дорог (ДЖД) на всей территории бывшего Советского Союза.
Первый том посвящён ДЖД России, организация которых началась в середине 1930-х годов. Рассказывая о той или иной дороге, автор прежде всего касается историко-технической стороны вопроса. В начале каждой статьи даётся краткая характеристика Малой магистрали, её исторические и топографические данные. Мы узнаём, какие варианты прокладки линии рассматривались при проектировании, как шло строительство, как модернизировалась линия, какой подвижной состав использовался. Заметим, что наряду с традиционным «форматом» ДЖД существовал и «мини-формат». Действующая модель паровоза СУ на Красноярской ДЖД была настолько мала, что машинист с помощником были вынуждены сидеть в тендере, а кондуктор, проверяющий билеты, шёл вдоль путей, потому что не мог войти в вагон! Такой составчик ехал по колее всего в 305 мм! Кстати, Красноярская ДЖД сегодня единственная, ширина колеи которой отличается от 750 мм.
Радостно, что строительство ДЖД продолжается и в наше время. Наверное, лучшим примером этого является очерк о ДЖД в Казани, открытие которой почтили своим присутствием такие видные деятели российского государства и железнодорожной отрасли, как Минтимер Шаймиев, Сергей Степашин, Владимир Якунин.
Несмотря на то что автор употребляет железнодорожную терминологию, статьи не перегружены специальными терминами, а написаны просто и понятно, с учётом уровня технической грамотности даже детей школьного возраста. Причём процесс чтения становится намного увлекательнее благодаря почти двум тысячам иллюстраций, охватывающих весь период существования ДЖД. Это и схемы дорог, и чертежи подвижного состава, и, конечно же, фотографии. Вторая и третья книги трёхтомника будут посвящены, соответственно, ДЖД на территории стран СНГ и подвижному составу.
Другая книга – «Наши фуникулёры» Сергея Тархова и Андрея Мясникова знакомит читателей с самым редким видом рельсового транспорта – фуникулёром, а конкретно – теми линиями, которые работали и продолжают работать на территории бывшего Советского Союза. Первый раздел книги посвящён основным принципам устройства фуникулёра и его трассы. Для многих читателей будет любопытно ознакомиться со «ступенчатой» конструкцией фуникулёрного вагона, особенностями работы машиниста, рассмотреть уникальные фотографии и чертежи.
Второй раздел выстроен по принципу «от города к городу». В нём речь идёт о фуникулёрах, работавших или работающих в различных городах бывшего Союза – Горький (ныне Нижний Новгород), Сочи, Тбилиси, Баку, Киев. Читая очёрки об этих «горных поездах», не просто знакомишься с их техническими параметрами, но погружаешься в атмосферу ушедших эпох. Чувство горьковатой ностальгии вызывает рассказ о линиях, пришедших в полное запустение, или о неосуществлённых проектах, например о московском фуникулёре на Ленинских горах, который так и не был построен.
(Нет голосов) |