Рецензия
Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» Русской Православной Церкви выпустил 19-й алфавитный том «Православной энциклопедии».
19-й том стал последним томом энциклопедии, который был подготовлен под редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, он был отпечатан уже после кончины Его Святейшества, которая последовала 5 декабря 2008 года. Святейший Патриарх Алексий с особым вниманием и любовью относился к «Православной энциклопедии. Его Святейшество выступил инициатором ее издания и возложил на себя нелегкие обязанности Главного редактора и Председателя Наблюдательного и Церковно-научного советов.
В 19-м томе закончена публикация статей на букву «Е», начатая в 16-м томе энциклопедии. В новый том «Православной Энциклопедии» полностью вошел весь комплекс статей на букву «Ж», начато издание материалов на букву «З».
Открывает том статья архимандрита Ианнуария (Ивлиева), посвященная одной из важнейших книг Нового Завета — Посланию св. апостола Павла к Ефесянам. Завершается 19-й том материалом о регенте Синодального хора Василии Звереве.
Библейскую тематику в томе продолжает статья А. К. Лявданского и Е. В. Барского, посвященная Книге пророка Захарии. О самом св. пророке Захарии читатель 19-го тома может узнать из статьи Е. Е. Макарова. Св. праведному Захарии, отцу св. Иоанна Предтечи посвящена статья, подготовленная большим авторским коллективом. Также в томе опубликована статья о евангельских Женах-мироносицах.
Среди наиболее значимых статей по богословию и философии в 19-й том вошли такие подготовленные крупными авторскими коллективами материалы, как «Жизнь», «Завет», «Завет Господа нашего Иисуса Христа», «Закон Моисеев».
В новый том «Православной Энциклопедии» вошел обширный комплекс статей, посвященных святым, носившим имя Ефрем. Прежде всего, это знаменитый сирийский преподобный — Ефрем Сирин. Пространный материал, посвященный этому подвижнику, содержит как жизнеописание святого, так и разделы, где подробно рассмотрены его сочинения, богословские взгляды, иконография и гимнография. Отдельная статья посвящена «Молитве преп. Ефрема Сирина».
Среди статей о святых с именем Ефрем следует отметить публикации, посвященные св. Патриарху Антиохийскому Ефрему (V—VI вв.); св. Патриарху Сербскому Ефрему (XIV в.), св. митрополиту Переяславскому Ефрему (XI в.); преп. Ефрему Новоторжскому (XI в.); преп. Ефрему Перекомскому (XV в.) и др.
Ряд статей 19-го тома сообщает о крупных церковных деятелях, также носивших имя Ефрем. В частности, в томе присутствуют статьи, посвященные митрополиту Киевскому Ефрему (XI в.), митрополиту Казанскому и Свияжскому Ефрему (кон. XVI — нач. XVII вв.), Патриарху Иерусалимскому Ефрему II (XVIII в.), Патриархам-Католикосам всея Грузии Ефрему I (XVI в.) и Ефрему II (XX в.), деятелю старообрядчества Ефрему (Потёмкину, XVII в.).
О выдающемся деятеле духовного просвещения в Западной Руси начала XVII века Захарии Копыстенском рассказывает статья О. Б. Неменского. В томе также присутствуют статьи о протопресвитере Российской армии и флота Александре Желобовском, священнике-правозащитнике Сергии Желудкове, выдающемся историке Церкви Платоне Жуковиче, известных историках и археологах Иване Забелине и Владимире Завитневиче, религиозном философе Льве Зандере, историке и канонисте Николае Заозёрском.
Из материалов тома, отражающих историю Русской Церкви в средневековый период, следует отметить публикацию А. И. Алексеева о ереси «жидовствующих» и статью Б. Н. Флори, которая рассказывает об историческом пути Западнорусской митрополии в 1468-1686 гг. Статья А. Д. Жалсараева посвящена деятельности Забайкальской духовной миссии во 2-й половине XIX — начале ХХ вв.
Материал, подготовленный священником Илией Соловьёвым, «Живая Церковь» отражает деятельность одной из группировок раскольников-обновленцев в послереволюционные годы. Тематику обновленческого раскола продолжает статья Т. А. Богдановой и П. К. Доброцветова об одном из его крупнейших идеологов Сергее Зарине.
Тема аскетики и монашества также широко представлена в материалах 19-го тома. Это, прежде всего, статья Д. Н. Артёмкина «Затворничество». Следует также отметить ряд материалов, посвященных православным монастырям: Жаботинскому Онуфриевскому (Черкасская епархия), Жабскому Вознесенскому (Кишиневская епархия), Железноборовскому Иоанно-Предтеченскому (Костромская епархия), Желтикову Успенскому (Тверская епархия), бывш. Жидичинскому Никольскому (Волынь, Украина), Жировицкому Успенскому (Минская митрополия), Житину Осташковскому (Тверская епархия), Задонскому Богородице-Рождественскому (Липецкая епархия), московским Заиконоспасскому и Зачатьевскому, Закубанской Афонской пустыни (Майкопская епархия) и др. Также в томе присутствуют статьи о древнем монастыре Жалия (Кипрская Православная Церковь), монастырях Ждребаоник, Жича и Жупа (Сербская Православная Церковь), монастыре Зарзма (Грузинская Православная Церковь).
Крупные материалы 19-го тома посвящены Житомирской и Новоград-Волынской, а также Запорожской и Мелитопольской епархиям Украинской Православной Церкви, Жичской, Загребско-Люблянской, Захумско-Герцеговинской и Приморской епархиям Сербской Православной Церкви, Закинфской митрополии Элладской Православной Церкви, Западноевропейским Экзархатам Московского и Константинопольского Патриархатов.
В числе важнейших статей из области иконографии — публикация Э. Шевченко об иконе Божией Матери «Живоносный источник» и статья прот. Георгия Соколова, С. Ф. Евтушика и Ю. А. Пискуна о Жировицкой иконе Пресвятой Богородицы. Статья Е. М. Саенковой «Житийная икона» рассматривает особенности данного жанра иконописания. Знаменитому памятнику древнерусской иконописи — «Звенигородскому чину» — посвящена статья Е. Я. Осташенко. О творческом наследии выдающихся русских зодчих, строителей многих храмов Д. Жилярди и А. Захарова рассказывают статьи А. В. Чекмарёва.
Среди материалов по литургике, опубликованных в 19-м томе, обращают на себя внимание статьи: «Жертва», «Жертвенник», «Жесты литургические», «Заамвонная молитва», «Завеса», «Задостойник», «Залог», «Запасные дары», «Заупокойное богослужение», «Звездица».
Из материалов по каноническому праву в новом томе примечательна статья прот. Владислава Цыпина «Запрещение священнослужения».
Как и в предыдущих томах «Православной Энциклопедии», в 19-м томе присутствуют материалы из области литературоведения. Обширнейшая публикация «Житийная литература» посвящена различным аспектам данного вида духовной литературы, причем касается она не только восточно-христианской православной, но и западной католической традиции. Статья В. Л. Коровина раскрывает духовный аспект творчества выдающегося русского поэта В. А. Жуковского. В публикации А. М. Любомудрова и А. К. Клементьева рассказывается о жизни и литературном творчестве Бориса Зайцева.
Значительный интерес представляет статья «Журналистика церковная в России», повествующая как о дореволюционной церковной прессе, так и о современном состоянии церковной журналистики в нашей стране. Эту же тему продолжают публикации, посвященные «Журналу Московской Патриархии» и журналам духовным и церковнопевческим.
Из статей 19-го тома, посвященных западной христианской традиции заслуживают внимания публикации, посвященные французским христианским деятелям: активной стороннице реформации Жанне д’Альбре, национальной героине Франции и католической святой Жанне д’Арк, средневековому католическому богослову Жерсону, католическому философу Э. А. Жильсону. О знаменитом в истории Франции нормандском аббатстве Жюмьеж говорится в еще одной публикации 19-го тома. Статьи В. И. Петрушко рассказывают о деятельности униатских митрополитов Киевских и Галицких XVII вв. Киприана Жоховского и Льва Заленского. Большой интерес представляет статья В. В. Тюшагина, посвященная православным общинам западного обряда, существующим в ряде Поместных Православных Церквей.
Из статей религиоведческого и историко-страноведческого характера следует отметить такие материалы, как «Закарпатье», «Зальцбург», «Замбия».
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |