Ислам в Санкт-Петербурге: энциклопедический словарь / Коллект. автор; сост. и отв. редактор Д. 3. Хайретдинов. — М.: Издательский дом «Медина», 2009. — 308 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып. 3).
В Издательском доме «Медина» вышел третий том из серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации», который посвящен истории появления и распространения религии мусульман на северо-западных территориях России.
В настоящий том вошли статьи, описывающие мусульманские общины Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также таких регионов Северо-Западного федерального округа, как Республика Карелия, Архангельская, Калининградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области. В 430 статьях словаря раскрываются различные аспекты, характеризующие историческую и современную эпохи в жизни мусульман этого региона.
Ислам неразрывно связан с историей Санкт-Петербурга. Мусульмане-татары принимали самое активное участие в жизни северной столицы России, начиная с момента основания города, внеся весомый вклад в строительство и оснащение города. Чем более утверждалось величие Российской империи на огромных просторах Евразии, тем более заметным становилось присутствие ислама в ее столице, которая парадоксальным образом задумывалась как «прощание» с азиатчиной и «окно» в Европу.
Сам факт того, что столица нуждалась в усиленных военных формированиях, расквартированных в ней самой и в ее окрестностях, привел к появлению здесь большого числа военнослужащих-мусульман с их собственным религиозным укладом жизни, с имамами и специальными молельнями.
Помимо того, что в городе на Неве в массовом порядке обосновывались «самозваные», с точки зрения властей, мусульмане из Поволжья и Урала — разнорабочие, купцы, ремесленники, — имперская администрация была вынуждена сама приглашать в столицу значительные группы последователей ислама из окраин империи: Крыма, Азербайджана, Казахстана, различных регионов Северного Кавказа. Это делалось с целью усиления лояльности к России аристократических слоев недавно покоренных народов.
Ответственный редактор тома, к. и. н., этнолог Дамир Зинюрович Хайретдинов так прокомментировал выход издания:
— Я искренне рад держать в руках третий том словаря. «Ислам в Санкт-Петербурге», на первый взгляд — малосущественное явление, которое не могло оставить глубоких следов в российском исламе. Кстати, именно так заявил не так давно в приватном разговоре один молодой специалист по этнологии, которого определенные информационные ресурсы, все как один, вдруг дружно стали именовать исламоведом. Это говорит, к сожалению, об ужасном падении качества нашего отечественного исламоведения: пожилые, всеми признанные исламоведы не продвигают своих учеников — возможно, они у них отсутствуют вовсе — и пустое место занимают не самые грамотные кадры.
В этом плане Издательский дом «Медина» проводит более взвешенную, на мой взгляд, политику. Во-первых, планомерно, шаг за шагом, изучаются все регионы нашей страны, в которых так или иначе представлен ислам. Во-вторых, в рамках этого масштабного проекта возможность реализовать себя имеют самые разные авторы: и признанные мэтры, и молодые кадры. Обращаю внимание на то, что авторский коллектив в этом томе — это более 30 ученых самых разных направлений (историки-архивисты, культурологи, востоковеды, этнографы, философы, а также краеведы, публицисты и общественные деятели).
В словаре представлено более 400 научных статей, через призму которых читатель может получить представление практически обо всех сторонах жизни мусульман Северной столицы и регионов российского Северо-Запада. Шикарный фотоблок, подготовленный под личным редакторством главного редактора словаря «Ислам в РФ» Д. В. Мухетдинова, помогает воочию ощутить, соприкоснуться с тематикой нашего исследования.
Теперь самое важное — о значении петербургского ислама в жизни российских мусульман. Мы в нашем проекте энциклопедических словарей пытаемся, что называется, докопаться до самой сути вещей, а не «хватать по верхам», как это принято в некоторых псевдоученых кругах. А в данном случае суть очень проста, и одновременно широкоформатна — ведь Санкт-Петербург — Петроград в течение более двух столетий являлся столицей России; следовательно, все сюжеты, происходившие здесь, так или иначе касались всей российской мусульманской уммы. Через эту проекцию становится понятным огромное значение «питерского ислама» — ведь по сути, до 1917 года это был «общеимперский» ислам. Чего стоит хотя бы опыт Мусульманской фракции в Государственной думе! На сегодня мы можем только мечтать о таком представительстве мусульман в подобных органах власти. И прежде всего, стоит внимательно изучить эти явления — их плюсы и минусы, саму историю этого феномена. То же самое можно сказать практически о любом явлении, имевшем место в Санкт-Петербурге и затем, как в зеркале, отражавшемся в других регионах нашей страны: взаимоотношения мусульман с Военным и Военно-морским ведомствами, служба в императорском Конвое, деятельность одного из первых в стране Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге, участие мусульман в общероссийских кампаниях.
Многие страницы нашей истории мы, фактически, открываем и «переписываем» заново. Например, очень интересным для читателей будет узнать о важнейшей, основополагающей роли мусульман в ликвидации Корниловского вооруженного выступления на Петроград. Крайне познавательным является блок статей с анализом взаимоотношений тех или иных российских монархов с мусульманской уммой. Он подготовлен главным автором словаря, без которого этот том в принципе не мог состояться, д. и. н. Ильдусом Котдусовичем Загидуллиным, одним из ведущих специалистов по истории петербургских мусульман.
Занимательны материалы по современности — в частности, по регионам российского Северо-Запада. Впервые в отечественной историографии систематизированы сведения по истории и современности мусульманских общин Карелии, Архангельской, Калининградской, Ленинградской и др. областей.
В целом, я полагаю, все три тома, выпущенные в данной серии словарей — «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве» и «Ислам в Санкт-Петербурге», должны стать настольными книгами всех наших ученых, религиозных, общественных и даже политических деятелей, которые занимаются исламской тематикой.
---
Напомним, что проект создания энциклопедии «Ислам в Российской Федерации» реализуется Издательским домом «Медина» совместно с Нижегородским исламским институтом имени Хусаина Фаизханова с 2007 года. Работы над проектом стали возможны благодаря содействию Фонда имени имама Абу-Ханифы, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шигабутдина Марджани.
Серия энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» направлена на изучение проблем появления, становления и развития ислама в России.
На сегодняшний день серия состоит из трех выпусков: «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве», «Ислам в Санкт-Петербурге». Готовятся к изданию выпуски «Ислам в центральной части России», «Ислам в Поволжье», «Ислам на Урале» и др.
Всего в рамках проекта, рассчитанного до 2012 года, выйдет 12 томов серии.
(Нет голосов) |