Рецензия
Первыми на мелованной бумаге вышли два аккуратных и плотно иллюстрированных тома — «Астрология, магия, алхимия в произведениях искусства» и «Смерть и воскресение в произведениях искусства». На очереди (первый пул публикаций содержит девять выпусков) — «Символы и аллегории» и «Герои и боги Античности».
Выглядят они как альбомы по искусству, переведённые с итальянского. Книгу про астрологию и алхимию написала исследовательница Матильда Баттистини, про смерть и воскрешение — известный искусствовед Энрико де Паскале.
И текст здесь не менее (а может быть, даже и более) важен, чем «весёлые картинки», ведь перед нами справочники. Все сборники разделены на маленькие главки, посвящённые отдельным символам и знакам, употребляемым художниками, причём как средневековыми, так и современными.
Очерки эти напичканы иллюстрациями, которые, подобно анатомическим атласам, распяты многочисленными стрелочками, поясняющими смысл увиденного. В этом, собственно, и заключён смысл нового проекта «Омеги».
Кто не любовался эпиграфом из набоковского «Дара», кто не играл в игру с соответствиями? «Фрукт — яблоко. Поэт — Пушкин», а «Волга впадает в Каспийское море...»
Однако не все соответствия оказываются чёткими для понимания и прозрачными. Чем дальше, тем всё чаще и чаще совы оказываются не тем, чем они кажутся. Особенно непрозрачные отношения возникают в наших взаимоотношениях с изобразительным искусством.
И дело даже не в том, что со временем актуальные смыслы, вложенные художниками в творения, перестают считываться. Сам навык считывать составные аллегорий утрачивается.
Помните юмореску про «в правом верхнем углу художник изобразил нам птичку, которую советские искусствоведы расшифровывают как...». Так вот «Энциклопедии искусства» объясняют, что это за птичка и почему её должно быть жалко.
Первый том серии посвящён колдовству и волшебству, а также звёздным соответствиям. Очерки Матильды Баттистини посвящены не только каждому из знаков зодиака, щедро рассыпанным по картинам эпохи классического искусства, но также, например, мифам и историям. От Ветхого Завета и греческих богов до какого-нибудь Гильгамеша, описывающего строение небесного свода.
Отдельные главы альбома отданы влиянию неба на землю, магии и магическим практикам, зачарованным местам, аллегориям и персонификациям, природе и её элементам, а также эмблемам, героям и их инструментам.
Вы хотите узнать, что означает астролябия на знаменитой гравюре Дюрера, изображающей Меланхолию? А что означает сама Меланхолия и разбросанные у её ног предметы?
Ну тогда вам сюда.
Проблема состоит ещё и в огромном количестве информации из самых разных источников и мифологических систем, способных создать кашу в самой проницательной голове.
Альбом Энрико де Паскале «Смерть и воскресение» содержит коллекцию картин и их объяснений, основанных не только на христианской традиции. Хотя в первую очередь и на ней тоже.
Что означают реалии нереального мира ада или рая, изображённые на панорамных паранормальных картинах Босха? Чем знаменит «Ужин в Эммаусе»? Символика снятия с креста и оплакивания, многочисленных вариаций на темы Пьеты.
Символы смерти: скелет и череп — как правильно считывать акценты, щедро разбросанные по картинам Караваджо и Тициана, Рембрандта и Тинторетто? Что означает, например, «урна» и как должен выглядеть «смертельный поединок»? А «избиение младенцев»?
Идём по алфавиту: Катабазис. Кефал и Прокрида. Кладбище. Книга мёртвых. Кончина. Кровь. Типичная глава, скажем, о «Всадниках Апокалипсиса» содержит три подробно (со стрелками и сносками) объяснённых картины — миниатюру из средневековой Библии, гравюру Дюрера и фреску Карло Карра 1908 года.
Здесь же помимо коротенького эссе («самый ужасный всадник — четвёртый, на бледном коне мертвенного зеленоватого цвета. За ним скачет целое войско...») есть определение понятия, его характеристика и «иконографическое распространение» («на протяжении XVI века»).
Ну и разумеется, сами артефакты, объяснённые со всех сторон («Весы, взвившиеся в воздух, создают впечатление бурного бега коня, несущегося галопом»; «Всадник на чёрном коне истребляет голодом и держит в руке весы, символ растущей бедности. Лошадиная сбруя и её отделка напоминают...»).
Следующая после «Всадников» глава посвящена сюжету «Смерть и девушка» (определение: «Аллегорическое изображение скоротечности молодости и бренности всех прекрасных вещей»; сопутствующая литература: «Смерть и девушка» Матиаса Клаудиуса; характеристика: «Молодая, привлекательная девушка противопоставляется отвратительному скелету, своему символическому отрицанию, который сжимает её в смертельных объятиях...»), предыдущая — «Пляска смерти» (определение: «Коллективный танец, в котором наравне и во внешнем согласии участвуют люди и скелеты...»)...
Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |