Рецензия
В издательстве «Лотос» вышла двухтомная монография «Всеобщая история мировоззрения. Хронологическая энциклопедия человеческой мысли». Авторы книги Абдул-Насир Дибиров, Леонид Пронский и Александр Бобков исследовали историю развития человеческой мысли от глубокой древности до сегодняшнего дня.
Главная особенность издания — его целостный характер. Авторы исходят из того, что культура любого общества на всем протяжении его истории представляет собой системное органическое целое, в котором все ее отрасли и сферы — философия, наука, религия, искусство, политика, право и т. д. — взаимосвязаны и взаимозависимы и развиваются вместе.
Изменение или открытие в одной области культуры так или иначе отражаются и во всех остальных ее областях, и поэтому проследить истоки и ход этого развития на материале лишь какой-то одной отрасли или дисциплины часто оказывается практически невозможным.
Второй особенностью предлагаемого издания является то, что в нем последовательно проводится личностный принцип — любая идея или концепция имеют своего автора, любое открытие или деяние всегда совершаются той или иной личностью и только впоследствии становятся более или менее обезличенным достоянием всего общества или какой-нибудь его части. Авторы пособия стремятся по возможности восстановить авторство тех или иных мировоззренческих достижений. Поэтому издание выполнено в форме словаря, представляющего историю мировой культуры через описание взглядов и деяний ее творцов.
Однако, в отличие от обычных словарей, — и в этом третья особенность издания — все материалы в нем расположены не в алфавитном, а в хронологическом порядке — в том именно порядке, в каком они и возникали в потоке самой человеческой истории. У любого автора всегда есть соавтор — его время, исторические условия, в которых он живет. Иногда авторы (как, например, ранний Овидий) любят свое время, или по крайней мере принимают его, иногда — спорят с ним и даже отвергают его (как, например, Шопенгауэр), но «выпрыгнуть» из него они не могут. Философия, говорил Гегель, не может быть ни чем иным, как эпохой, схваченной в мысли. Но то же самое можно сказать и обо всей культуре.
Хронологическое расположение материала дает, на наш взгляд, очень полезную возможность обозрения не только фактической последовательности в развитии тех или иных мировоззренческих концепций, социальных движений или отдельных научных идей, но и их взаимовлияния и переклички и их борьбы с идеями своего времени и прошлых веков.
Кроме того, авторы старались привязать развитие теоретической и идеологической мысли к конкретным вехам социально-политической истории цивилизации, так как теория и идеология, конечно же, не являются чисто «лабораторной культурой», а представляют собой часть или, точнее, душу самой этой живой истории.
Книга не претендует на полное освещение всех аспектов истории мировоззрения и культуры, авторы ставили своей целью выделить и кратко сформулировать только самое важное, самое оригинальное и зафиксировать его место в историческом потоке подобных же явлений. При попытке обозреть и представить всю известную нам историю цивилизации в столь сжатом изложении неизбежно приходится говорить только о самом значительном и очень кратко. В то же время некоторые особенно важные и влиятельные концепции изложены достаточно полно, хотя и лаконично.
Авторы стремились представить читателю как можно больше оригинальных высказываний и отрывков из произведений самих исторических деятелей; особенно это относится к ключевым и переломным для истории эпохам, авторам и произведениям.
Издание снабжено именными и предметными указателями, сформированными как в хронологическом, так и в алфавитном порядке, что должно облегчить читателю работу с книгой.
Издание рассчитано на студентов, аспирантов, ученых, исследователей и всех, кто интересуется историей мировоззрения.
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44) |