Интервью
Скульптура и скульпторы Санкт- Петербурга. 1703-2007: [иллюстрированная энциклопедия]/ Кривдина О. А, Тычинин Б. Б. — СПб.: Logos, 2007. — 764, [3] с.: ил.; 35 см. — Библиогр.: с.762-765. — Имен. указ.: с.727-761. — ISBN 978-5-87288-317-3.
Уникальное издание «Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007» появилось в Севастопольском информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал». Книга подарена авторами Ольгой Кривдиной и Борисом Тычининым, которые в сентябре этого года принимали участие в реализации в Севастополе проекта «Русский музей в гостях у виртуального филиала».
Эта энциклопедия охватывает «от А до Я» информацию о памятниках, монументах, мемориальных досках, декоративных произведениях Петербурга, а также их авторах, и в настоящее время не имеет аналогов в мире. Она весит около 4,5 кг и выпущена тиражом всего 2000 экземпляров. Научный труд, прекрасно изданный и роскошно иллюстрированный, был признан в 2008 году «Лучшей книгой России», а его авторы удостоены больших золотых медалей Академии наук Российской Федерации.
На творческой встрече в Балаклаве Ольгу Кривдину, ведущего научного сотрудника отдела скульптуры конца XVIII — начала XIX века Государственного Русского музея, попросили рассказать, как создавалась энциклопедия.
Как поведала Ольга Алексеевна, работа над материалами началась лет 25 назад и шла, в общем-то, непрерывно. А сама идея создания энциклопедии скульптуры от А до Я родилась 17 лет назад в содружестве с известным издателем Виктором Перельманом: «Дело в том, что по Петербургу очень много изданий разного рода — есть альбомы красивые, есть исследования, но никогда не было энциклопедии от А до Я. Ну никто не придумал, что все можно разложить от А до Я, причем можно вставить все биографии крупнейших скульпторов, которые работали по оформлению города, можно вставить все памятники, все замечательные архитектурные сооружения, которые украшались скульптурой, плюс мемориальные доски — то есть разнообразие материала грандиозное... С 500 объектов самых знаменитых мы и начали. У нас был собственный макет книги, в котором каждая буква алфавита начиналась с графической заставки и, таким образом от А мы дошли до Я, и этот издатель Перельман — был счастлив. И как один из первых издателей, он уже запускал нашу книгу в производство, но... он умер».
А дальше, по словам Ольги Кривдиной, начались мытарства, препятствия мыслимые и немыслимые, которые приходилось преодолевать: «Мы оказались не у дел — т. е. материал набран, макет есть, а кто будет печатать? Все кругом — частники, у каждого свои цели и задачи. И мы остались вот с такими распростертыми руками, со страхом жутким — придешь в издательство, там посмотрят большими глазами, мол, “мы с удовольствием это возьмем”, и через некоторое время издадут под чужой фамилией, и ты нечего не докажешь, никого не убедишь, и весь твой труд жизни пропадет зря... И вот с таким чувством мы думали — что делать дальше? Решили, будем продолжать работу».
Наконец, было найдено надежное солидное издательство, там посмотрели подготовленные материал и макет и согласились издавать, но: «Нам говорят, мол, мы не можем сейчас найти для вас редактора профессионального во всём городе. Потому что такой труд никто не может отредактировать, этот материал никто кроме вас не знает — не осталось профессионалов, они умерли. Дальше — мы не можем найти профессионального художника, потому что он тоже не владеет этим материалом. И нет профессионального макетчика — потому что никто не может представить так, как вы представляете себе, как это выглядит».
В результате долгих поисков нашли-таки редактора, которая больше 30 лет проработала в издательстве «Лениздат», выпускавшем все путеводители и все издания, посвященные истории и краеведению Петербурга. «Дама, которая на материале по Петербургу «собаку съела», — вспоминает Ольга Алексеевна, — посмотрела наш материал и сказала: я ничего этого не знаю. Потому что это — скульптура, а я занималась архитектурой, самим городом, его историей, но скульптура — это такая специальная тема, что надо заново в неё «входить», т. е. все проверять, соотносить, как, что и почему».
А время неумолимо шло. И черно-белые фотографии памятников, которые снимал «Зенитом» Борис Тычинин, уже никого не устраивали. «Пришлось три тысячи фотографий делать заново, приобретать цифровую технику, бегать в свободное от работы время, выкраивать его, и снимать эти объекты. Но ты прибегаешь — там солнце, ты прибегаешь — на памятнике сидят голуби и т. д. Ещё учтите, что это — не музейная работа, она не включена ни в планы музеев, ни в планы отделов, в которых мы работаем».
Следующая проблема, требующая решения: «Например, у нас возникает вопрос: есть пять изданий, в одном — один год установки памятника, в другом — другой, в третьем — один материал, в четвертом — другой, в одном есть подписи, в другом нет. Когда мы идём к памятнику, фотографируем его и эту подпись — уже ошибки нет. А когда сличаем эту сфотографированную подпись с тем, что опубликовано — сплошные ошибки. Ходили в музей городской скульптуры сверять и консультироваться...».
Ещё один важный вопрос — какие памятники включать? «Памятники Ленину — говорят, зачем? А для нас важно не сказать плохо это или хорошо, политически или идеологически — важно, что этот факт был. Этот памятник стоял — укажи, если его нет — напиши, где он, когда снесли или утопили или взорвали. Мы констатируем факт, пускай потомки разбираются, кто был прав, кто виноват, что является суперхудожественным произведением, а что посредственностью...»
Вот так шла работа. «И когда, наконец, нашли макетчика-профессионала, и он ознакомился с объемами работ, то директору издания он предложил: дайте мне неограниченное количество листажа, большой формат и полную свободу авторам — и мы будем тогда работать. И мы получили эти условия. Кроме только того, что мы должны уложиться в срок 9 месяцев. И вот за эти 9 месяцев мы сделали эту книгу. И очень приятно, что наш труд был так хорошо принят».
Торжественная презентация книги проходила в конференц-зале Петербургской академии художеств и длилась три часа. Присутствовала вся творческая интеллигенция Петербурга, студенты и преподаватели академии и, конечно, все те, кто награждался этой книгой. Причем, если самого автора включенного в книгу объекта не было в живых, — книгу получали его потомки.
Ещё о многом могла бы рассказать Ольга Алексеевна, но она из скромности пропускает многие моменты, как человек, привыкший заниматься делом. Главное, что сбылась мечта — издан труд, которому была посвящена значительная часть жизни. И труд этот высоко оценён коллегами, среди откликов которых звучало, что «создатели энциклопедии совершили подвиг, подготовив энциклопедическое издание в условиях, когда скульптура и скульпторы обделены вниманием и многие скульпторы остаются безымянными».
Севастопольцам — посетителям информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» предоставлена редкая возможность пользоваться эксклюзивными материалами энциклопедии «Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007».
(Нет голосов) |