В декабре этого года завершается работа над первым томом энциклопедии Саткинского района, она ведётся с 2004 года. В ней около тысячи страниц, 2,5 тысячи статей.
Сбор материала для энциклопедии – дело кропотливое и трудоёмкое. Каждый факт, упоминаемый в сборнике, подвергается тщательной проверке. Имя, дата – всё подтверждается архивами.
Непросто приходится историкам и краеведам, составляющим и редактирующим книгу.
Случаются между ними и споры. Например, горячая дискуссия между историками Евгением Трофимовым и Юрием Горячевым возникла при составлении приложения к энциклопедии «Саткинцы, награждённые иностранными орденами». И касалась она, прежде всего, бакальца Василия Исламова. Нужно сказать, что об этом человеке в прессе писалось много раз и с совершенно разных точек зрения.
В 1965 году в «Саткинском рабочем» о нём выходила статья Александра Левченко «Давно это было...» В 1967 году статью «Кавалер ордена Почётного легиона» написала корреспондент «Челябинского рабочего» Лия Вайнштейн. Посвящены ему и страницы в книге Евгения Трофимова «Моя родина – моя судьба».
Одни считали Василия Исламова героем, другие предателем. Кем он являлся с точки зрения чести и совести, сейчас сказать сложно. А вот то, что он во время Великой Отечественной войны сумел повоевать и за фашистов, и против них, а также был награждён немецкими, французскими, советскими медалями и орденами, которых нет ни у одного ветерана в Челябинской области, исторический факт.
Бакалец Василий Исламов был призван в ряды Красной Армии Советского Союза 23 июня 1941 года. Он уже не был юнцом, ему было 27 лет. Наверное, поэтому сумел показать себя грамотным и умелым бойцом. В 1942 году в боях под Смоленском был ранен и взят в фашистский плен.
Как писал корреспондент «Саткинского рабочего» в публикациях 1965 года, «...для него начался период концентрационных лагерей и далёкий безрадостный путь на Запад». Позже, заполняя анкеты и резюме, об этом периоде Исламов писал коротко: «42-44 год: плен». Отмечая флажками на карте названия лагерей, в которых якобы работал и мучился Исламов, можно нарисовать путь, по которому он добрался до французского города Лиона.
Однако есть и другая версия событий этих лет, которая всплыла спустя двадцать лет после войны – она была озвучена сотрудниками государственной службы безопасности. Её же придерживается наш краевед Евгений Трофимов.
На самом деле, в первые же дни немецкого плена В. Г. Исламов добровольно перешёл на сторону немцев и дал полное согласие на сотрудничество. Нужно сказать, что сотрудником он был ценнейшим. Редко кто из бойцов настолько красноречиво и аргументированно умел произносить речи, да ещё на русском, татарском, башкирском языках.
Этот талант пригодился ему в мусульманском легионе «Идель-Урал», где Исламов получил должность пропагандиста. Работал на оккупированных территориях, карьера шла в гору. В середине 1942 года с ним пожелал увидеться рейхс-министр фашистской Германии Геббельс. Беседа прошла взаимовыгодно. Немецкий чиновник сумел лучше понять советскую душу, перебежчик — подтвердить свою преданность. Вскоре состоялась ещё одна встреча, после чего за заслуги перед фашистской Германией Василий Исламов был награждён медалью «Железный крест», медалью «За победу на Восточном Фронте» и ещё одной немецкой наградой.
В 1944 году бойцы «Идель-Урала» были переброшены во Францию, чтобы сражаться с французскими частями и партизанами объединения «Маки». В этой географической точке рассказ Исламова и свидетельства современников начинают совпадать. Каким-то чудом бакалец попадает к французским партизанам. И не просто начинает сражаться на их стороне против фашистских захватчиков, а становится основателем партизанских боевых действий и проявляет чудеса мужества и героизма.
В течение года партизанское движение во Франции приобрело размах, Василий Исламов стал одним из его лидеров. После прибытия союзников из отряда партизан возник батальон № 352. Командиром батальона был назначен французский боевой товарищ Исламова Сегель, сам Василий стал начальником штаба. За участие в освободительных боях за французский город Мулен Исламов награждён бронзовым крестом «Символ Франции». Затем последовала победа под Ле-Пюи, и на груди русского офицера появилась медаль «Боец-доброволец». Впоследствии к этим наградам добавился орден Почётного легиона, орден Отечественной войны первой степени, орден Кутузова третьей степени и, по некоторым данным, орден Александра Невского.
В 1946 году Василий Исламов вернулся в родной Бакал и никому не показывал своих наград, очень скромно жил до 1967 года. Вступил в партию. Работал мастером, парторгом шахты «Бакальчик», со всеми находил общий язык. Исправно выполнял порученную ему партийную работу.
После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР о реабилитации бывших полицаев и власовцев Исламов появился на праздновании юбилея комсомола со всеми своими советскими и французскими регалиями. Сказать, что он произвёл впечатление, ничего не сказать. Коллеги и руководители Бакала были поражены тем, что среди них живёт национальный герой Франции и советский орденоносец. Однако это же появление стало поводом для тотальной проверки прошлого Исламова.
В результате запросов по линии КГБ выяснились подробности его службы у немцев, а значит, по советским законам, немецкий пособник не мог состоять в рядах компартии.
Дожидаться окончания следствия по своему делу В. Г. Исламов не стал. Сдал партбилет, уволился из рудоуправления и уехал из Бакала в неизвестном направлении. Впоследствии он был лишён советских орденов и медалей.
Историки, исследующие жизнь Василия Исламова, диаметрально расходятся в оценке его личности. Однако все придерживаются мнения, что мало кому удавалось стать участником столь значимых исторических событий.
Из Интернета
В надежде узнать что-либо о судьбе нашего героя, мы заглянули в Интернет, где обнаружили статью «Служили примером для французских партизан» из энциклопедии «Татарстан в годы Великой Отечественной войны», она издана в Казани в 2000 году. Ответственный секретарь Поволжско-Уральской секции благотворительной ассоциации ветеранов французского сопротивления «Комбатан волонтёр» М. Черепанов пишет, в частности, о том, что в освободительных боях во Франции в 1944-1945 годах участвовали тысячи военнопленных из СССР.
Более того, автор статьи утверждает, что бывшими советскими военнопленными были 7 из 29 командиров групп батальона французских вооружённых сил. Наши соотечественники руководили партизанскими отрядами, которые участвовали в освободительных боях за Лион, Шапон, Бордо и другие французские города. Ссылается М. Черепанов на документы из архива Конфедерации ветеранов сопротивления Франции. Там, в частности, есть приказ № 2 от 2 августа 1944 года о присвоении воинских званий группе лиц. В соответствии с ним, звание лейтенанта присвоено и командиру русской группы партизан Василию Исламову.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Любовь Ежова в течение долгого времени была советником при главе Саткинского района. Сейчас она руководит созданием энциклопедии Саткинского района.
– Про судьбу В. Г. Исламова я узнала во время работы над энциклопедией от моих уважаемых авторов-историков. Споры у нас случаются не редко, вот и здесь Евгений Трофимов и Юрий Горячев разошлись во мнении, нужно ли включать это имя в число саткинцев, награждённых иностранными орденами. В этой судьбе немало полярных страниц, жизнь этого человека воспринимается с той стороны, с которой она лучше освещена. Я думаю, что читатели имеют право знать о земляке, прожившем такую богатую противоречивую жизнь. Тем более, В. Г. Исламов так и не был лишён иностранных орденов, а значит, остаётся кавалером ордена Почётного легиона и других французских наград.
Краевед Евгений Трофимов:
– Я считаю, что человека, воевавшего на стороне фашизма против своего народа, нельзя включать в энциклопедию, которая, по существу, является памятником лучшим и заслуженным людям. Возводя на пьедестал таких людей, как В. Г. Исламов, мы тем самым предаём принципы, на которых строится воспитание нашего поколения, и подаём ужасный пример молодёжи. Человек, ставший причиной дискуссий, однозначно является предателем, так как у него есть три фашистских награды, которых он не лишён так же, как и правительственных французских (за освобождение от фашистских захватчиков). Я даже думаю, что французских орденов его тоже нужно лишить, и этого не произошло лишь по нелепой случайности. Кроме этого человека, у нас немало земляков, которые действительно заслужили право находиться на страницах издания, прославляющего саткинскую землю.
Историк Юрий Горячев:
– Я считаю, что историк должен придерживаться исторической правды, невзирая на то, нравится она ему или нет. А правда состоит в том, что В. Г. Исламов был награждён и фашистскими орденами, и французскими, и советскими. И даже тот факт, что в 1969 году он был лишён советских наград и партбилета, не означает, что мы не должны упоминать его имени, как кавалера иностранных орденов. Нужно учитывать, что награды в годы войны давались только за проявленное мужество и героизм. А это означает, что человеком Исламов был смелым, решительным и мужественным. Не стоит забывать, что в плен он попал, будучи без сознания, во время отступления Красной Армии. Согласившись на сотрудничество с фашистами в плену, он, возможно, просто искал удобного случая перейти на свою сторону. А чтобы стать обладателем всех принадлежащих ему регалий, ему и вовсе пришлось проливать кровь и пот в защиту русского и французского народов.
(Нет голосов) |
Shiga пишет:
Вопрос, конечно, не очень энциклопедический, хотя крайне интересный. Судить тут нечего: предатель, измена Родине налицо.В плен многие попадали, тут никаких вопросов. Но после этого одел вражескую форму, взял оружие — все, достаточно. Понятно, что многие делали это по принуждению, или чтобы выжить, или дезертировать и уйти к партизанам, тоже можно как-то для себя объяснить. Но этот-то умудрился так прогнуться перед немцами — до железного креста!А к французам ушел, когда дела у немцев пошли уже коряво...
Думаю, все с Исламовым ясно: можно только пожалеть, что вовремя не расстреляли.