Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Неряшливая история Отечества в школьной энциклопедии от «Олма-Пресс»

Рецензия

  • 26 октября 2009
  • просмотров 8339
  • комментариев 1
Школьная энциклопедия "Руссика". — М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 — .
Т.6: История России. 20 в. — 544 с. : ил. — ISBN 5-94745-332-2 : 154.44 р.

Близится 65-летие Победы. Наш школьный театр отмечает каждый День Победы специальной программой: стихи, документы, воспоминания, подлинные письма с фронта, песни тех лет. Нынешние школьники очень мало знают о полководцах Великой Отечественной (детям навязывают иных кумиров).

Вот и решил я найти что-нибудь новое о Маршале Советского Союза Л. А. Говорове, который командовал войсками Ленинградского фронта. Этот удивительный человек, похожий, по словам Ильи Эренбурга, скорее на профессора математики, чем на полководца, так организовал оборону города, что мечте фюрера — стереть Ленинград с лица земли и затопить развалины водами Балтийского моря — не суждено было сбыться. Я взял изданную в 2003 году богато иллюстрированную книгу «Школьная энциклопедия: История России. ХХ век», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС». Мелькнули портреты Буденного, Ворошилова, Жукова... Нет маршала Говорова!..

Мы, третьеклашки сорок четвертого — сорок пятого учебного года, знали на память всех командующих фронтами не только по званию, но по имени-отчеству... Решил полюбопытствовать и перелистал весь том. Не нашел имен генералов армии Баграмяна, Еременко. Нет Маршала Советского Союза Ф.И.Толбухина. Войска 3-го Украинского фронта, которым он командовал, после Украины и Молдавии били фашистов на территории пяти европейских стран — Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии. Не случайно поэт-фронтовик Борис Слуцкий заканчивает посвященное маршалу стихотворение улыбкой:

Любил порядок, не любил 
аврал,
Считал недоработкой смерть
и раны.
А все столицы, что прикажут,
брал,
Освобождал все, что
прикажут, страны.

Нет, не удостоился Федор Иванович внимания составителей и редакторов энциклопедии. Но зато обнаруживается джентльменский набор персонажей совсем иного рода: Бандера Степан Андреевич, Петлюра Симон Васильевич и даже генерал Власов...

Для каждого — портрет, годы жизни и жизнеописание с претензией на объективность и неангажированность. Открываю книгу наугад: Махно Нестор Иванович (стр. 252), Скоропадский П.П. (стр. 414), даже Ягода Г.Г. (стр. 510)... Неужели эти люди в истории Отечества значат больше, чем прославленные маршалы великой войны?

Но окончательно добила меня 241-я страница. На рисунке — знакомое с детства: четыре фигуры с винтовками на фоне Адмиралтейского шпиля и зеленая ленточка... В июне 44-го, после эвакуации, я впервые держал в руках медаль «За оборону Ленинграда» — соседка по квартире жила и работала в Ленинграде всю блокаду. А текст под рисунком на 241-й странице энциклопедии сообщал, что изображена медаль «За освобождение Ленинграда». Это уже не недоработка, это вопиющая некомпетентность. Медали «За освобождение...» учреждались в честь изгнания фашистских войск из захваченных ими столиц братских славянских стран. Ленинград не освобождали от фашистских войск — его освободили от блокады; но медаль с 23 декабря 1942 года, когда она была учреждена, и по сей день остается медалью «За оборону Ленинграда».

Конечно, издание школьной энциклопедии было для большого издательства «ОЛМА-ПРЕСС» лишь одним из многих коммерческих проектов. Но когда речь идет об истории Отечества, неряшливость и некомпетентность не должны иметь места.

Михаил КИСЛОВ,
учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область


  • Теги
  • XX век
  • История России. 20 век
  • Олма-Пресс Образование
  • Россия
  • Руссика
  • история
  • школьная энциклопедия
  • энциклопедия для школьников

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Ошибка с названием медали действительно существенная.
    А что касается включения в энциклопедии по истории конкретных исторических личностей, то я всегда думала, что есть и оборотная сторона медали: объем школьной программы ограничен, но между тем история не стоит на месте, и в школьные учебники попадают более близкие к нам по времени события. Из-за этого составителям приходится, увы, отказываться от подробного описания событий и личностей более ранней истории. Идея
    • 0/0