Интервью
Вышел в свет энциклопедический словарь «Ислам в Москве». В нём впервые собрана исчерпывающая информация об истории и современной жизни мусульманской общины столицы и области: персоналии, религиозные и национально-культурные организации, мечети, версии о восточном происхождении топографии древнейшей части Москвы и др.
Авторы предприняли попытку вывести из тени, из закрытых и полузабытых хранилищ огромный, но скрытый, массив истории Ислама в российской столице. Словарь содержит ранее не вводившуюся в научный оборот по разным причинам, в том числе политического характера, информацию. Многие выводы своей небанальностью заставляют по-новому взглянуть на московскую идентичность.
Рассказать о том, как шла работа над современной летописью мусульман российской столицы, насколько были реализованы поставленные задачи, а также в целом о прошлом и настоящем Ислама в Москве и области мы попросили составителя и ответственного редактора словаря историка и этнолога Дамира Хайретдинова.
— В чем специфика словаря? Почему вы утверждаете, что это уникальное издание? При чтении словаря создаётся впечатление, что информацию авторам приходилось собирать прямо с улиц, с кухонь, из домашних архивов, от знакомых и из личного опыта, из разговоров стариков и проч.
Словарь «Ислам в Москве» представляет собой полноценное, комплексное исследование истории и настоящего Ислама в столичном регионе (т. е. в самом городе и Московской области), произведенное впервые в российской историографии. Словарь включает в себя описание всех значимых событий, явлений, объектов и персоналий, так или иначе повлиявших или влияющих сегодня на жизнь московских мусульман.
Статьи составлены в сугубо энциклопедическом жанре, внутри каждой идут ссылки на др. затрагиваемые темы. В конце словаря следует Алфавитный и Тематический указатели статей.
Таким образом, с какого бы места словаря Вы ни начали чтение, Вы легко сориентируетесь в огромном массиве информации. Найдёте смежные темы и сможете самостоятельно изучить тот или иной целостный сюжет.
Вы правы в том, что информация во многом собрана методом «включённого наблюдения», как это именуется в социологии: т. е. зачастую авторы статьи либо сами являлись информаторами того или иного явления, которое происходило у них на глазах, либо опрашивали свидетелей — например, потомков московских имамов советского периода. Это произошло по той простой причине, что никогда прежде не производилась попытка комплексного описания таких значимых периодов в истории столичных мусульман, как советский и современный.
Понятно, что искать информацию в архивах по современности — нереально, хотя мы и использовали ряд частных архивов, например, покойного шейха Вали Ахмада Садура.
Но, в любом случае, собранная информация достаточно объективна (насколько вообще может быть объективным описание современности). Все статьи изначально составлялись с позиций отстраненного наблюдателя и прошли многоступенчатую редактуру.
— Почему ранее никому не удавалось или не приходило в голову взяться за летопись исламской общины столицы? Почти у всех этнических и религиозных групп Москвы, кроме мусульман, в основном уже есть такого рода книги.
На самом деле попытки такого рода предпринимались — можно назвать мою книгу «Мусульманская община Москвы в XIV — начале ХХ века», которая составлена на основе архивных материалов и др. малоизученных источников; или книгу востоковеда Фарида Асадуллина «Москва мусульманская», где акцент сделан на публицистическом описании прошлого и настоящего Ислама в столице.
Что касается составления словаря — то, во-первых, это крайне дорогой проект, который под силу далеко не каждому потенциальному заказчику; во-вторых, он не мог быть составлен одним или двумя авторами — требовалось привлечение многих десятков людей: и авторов, и редакторов, и составителей иллюстративного ряда, и информаторов по тем или иным сюжетам.
Поэтому, лучше поздно, чем никогда. Хорошо, что наш словарь состоялся и теперь сможет радовать интересующихся этой темой читателей.
— Что представляет мусульманская община столицы и области сегодня? Как она развивалась, в чём её специфика, уникальность, отличие от общин единоверцев других регионов России?
Во-первых, это — огромная по численности община. К официальным данным переписи 2002 года мы прибавили информацию Федерации мигрантов России относительно этнических общин ближнего и дальнего зарубежья, проживающих в столичном регионе на постоянной основе (конечно, только тех, по которым в Федерации ведется численность) — получается 1 миллион человек. Если к ним приплюсовать 816 тыс. человек из числа мусульман — временных мигрантов, то цифра значительно возрастает.
Здесь следует оговорить ряд моментов:
а) объективных научных исследований об этническом составе населения Москвы не проводилось очень давно, большинство обращавшихся к теме исследователей заявляют о недостоверности данных Всероссийской переписи населения по Москве;
б) статистика Федерации мигрантов России по Москве в целом коррелирует с данными ФСБ и МВД, хотя и может незначительно отличаться;
в) под мусульманами мы понимаем всех представителей этносов, традиционно отождествляющих себя с исламской религией (это соответствует традиционным богословским представлениям мусульман о том, что последователем Ислама считается каждый, кто признает хотя бы словесно известную формулу исповедания веры).
Во-вторых, столичная община крайне сложна по своему этническому составу. Впервые многие из этих этнических групп описаны в нашем словаре — этой теме посвящено более 20 статей.
В-третьих, относительно формирования столичной общины мусульман. Конечно, вопрос этот может трактоваться в зависимости от методики, которой придерживается тот или иной исследователь. Известно, что столичные мусульмане советского периода были неразрывно связаны с дореволюционной эпохой, а та, в свою очередь, базировалась на позднесредневековой общине татар и ногаев, компактно проживавших в Замоскворечье и служивших московскому престолу в качестве переводчиков.
К этому прибавлю, что я пытаюсь доказать в своих работах этногенетическую преемственность между эпохой переводчиков Посольского приказа и раннесредневековым периодом, когда мусульмане проживали в торговых и политических резиденциях своих государств, образовавшихся после распада Золотой Орды. Изначально же мусульмане проживали в самом Кремле (который и был тогда собственно Москвой) в Ханском дворе — посольской резиденции представителей Золотой Орды. Конечно, эта методика может встретить возражения, но в этом случае и с вопросом возведения истории современной России к Древней Руси возникнут проблемы.
Вот в этой древней истории, истоки которой идут к золотоордынскому периоду, компактном расселении мусульман в Москве до революции 1917 года, заключаются главные отличия изучаемой общины от многих других в Центральной России.
— Как Вы относитесь к термину «Москва мусульманская»? Можно ли считать столицу России отчасти и мусульманским городом?
Конечно, это не научный термин, но с позиций публицистики — почему бы и нет? В истории Москвы не существует практически ни одного периода, когда её значимой и заметной частью населения не являлись бы мусульмане.
Например, прекращение одного из этапов Смуты XVII века во многом связано с ликвидацией самозванца Лжедмитрия II — это произошло благодаря мусульманам. Или, скажем, история захоронения останков Степана Разина на Татарском кладбище за Калужскими воротами (ныне здесь расположен Горный университет по адресу: Ленинский просп., 6) — который в моё время в школе изучался в качестве русского национального героя — это целый детектив, в центре которого стоят столичные мусульмане. Таких сюжетов можно привести немало.
— В народе бытуют версии, что даже собор Василия Блаженного — символ России — был скопирован с разрушенного Иваном Грозным Кул Шарифа в Казани. Это правда? И вообще лично у меня, даже при беглом взгляде на Москву, создается ощущение того, что следы Ислама, мусульман, мусульманской культуры присутствуют в столице чуть ли не на каждом шагу — Арбат, Измайлово, Ново-Гиреево, Ордынка, Татарская улица и т. д. и т. п. Но это какая-то запрятанная история. Что Вы думаете по этому поводу?
Относительно собора Василия Блаженного: версия о том, что он построен с использованием архитектурных элементов разрушенной главной мечети Казани была выдвинута историком М. Г. Худяковым, который был репрессирован во времена Сталина. Насколько я понимаю, он базировался на целом ряде намёков, недоговорённостей на сей счёт, сделанных дореволюционными российскими учёными — ведь и на самом деле история возведения собора, этого уникального и непривычного для русской архитектуры памятника, полна неясных, темных сюжетов.
Специально для словаря я попытался связать суждения Худякова с месторасположением собора: он находится прямо на пути, по которому в XIV-XV вв. представители ханов Золотой Орды проезжали с Ордынской дороги через мост в районе Балчуга (татарское: «глина») в Ханский двор в Кремле. Впоследствии, во второй половине XV века, с этого же места ханские послы поворачивали в своё Татарское подворье в Китай-городе. Предположительно, примерно в 200 метрах от будущего собора Василия Блаженного в первой пол. XVI века располагался Казанский посольский двор, впервые описанный в нашем словаре.
Относительно других Ваших предположений буду вынужден переадресовать читателей к следующим статьям словаря: «Татарская слобода», «Тюрко-мусульманские топонимы Москвы», «Ордынская дорога», «Кремль — версия о восточном происхождении топонима» - где все изложено максимально подробно и исключительно с научных позиций. Что касается Арбата, то появление этого топонима изучается в особой статье «Версия о восточном происхождении топографии древнейшей части Москвы» — это одна из самых больших по объёму статей словаря, которая представляет собой целое научное исследование, поэтому пересказать её содержание сегодня просто не успеем.
История столичных мусульман никогда не изучалась по целому ряду причин. Одна из них — замалчивание или искажение золотоордынского периода в жизни Московского государства.
— Почему прячут эту часть столичного наследия? Кто несёт ответственность за то, что о мусульманской Москве так мало известно, — мы сами или кто-то заинтересован в том, чтобы этот срез истории оставался в тени?
До воцарения Романовых Московское царство развивалось по инерции, заложенной пребыванием Московии в золотоордынском культурно-цивилизационном пространстве. Складывающаяся государственность Московии инкорпорировала в себя идеологию и атрибуты мусульманской империи Чингизидов, при этом так называемое «иго» как термин стало трактоваться в негативном контексте только при поздних Романовых.
Значительная часть государственных символов и регалий Московской Руси имеет явное или косвенное ордынское происхождение (они тоже описаны в словаре, поскольку Москва — это не только город как таковой, но и государство, отождествляемое со своей столицей).
Так что со времен Романовых Россия все пытается войти в объятия Европы, а для этого уже много столетий надеется «вытравить» азиатское, мусульманское прошлое. Потому-то мусульманская история Москвы была практически не изученной до наших дней.
Обязанность мусульман, на мой взгляд — восстановить правду в отношении этого периода, но, разумеется, соблюдая объективность и научный подход.
— Какие цели Вы преследовали, начиная работу над словарем? Достигнут ли поставленный результат? Удалось ли вывести из тени мусульманскую историю столицы?
Цель работы — не просто составить словарь об Исламе в Москве, но сделать это в привязке к проекту, который задуман Издательским домом «Медина»: проработать все регионы России, и по результатам этой работы составить словарные тома об Исламе в той или иной части нашей страны. Я думаю, не надо говорить, насколько это актуально, особенно в наше сложное время, полное вызовов межконфессиональному и межнациональному миру.
«Правда, только правда и ничего, кроме правды» — вот девиз, по которому мы все обязаны изучить наше прошлое и настоящее, и описать его в виде научных изданий. Относительно московского тома, я считаю, эта цель вполне достигнута.
— Современные мусульмане Москвы — это совершенно новое явление, связанное с единоверцами этого города до революции лишь общим местом проживания, или же это естественное продолжение в развитии мусульманской общины столицы?
Главное отличие современной общины от дореволюционной — её многоэтничность. При этом ряд этнических групп — абсолютные «новички» в Москве, а другие — имеют связь не только с периодом XIX-ХХ вв., но и с средневековой эпохой.
В первую очередь это, конечно, татары и ногайцы, но вовсе не они лишь только. Например, узбеки имели своих имамов в XIX веке (кстати, с «говорящими» фамилиями типа Накушбандиев — от названия суфийского тариката Накшбандийя), в XVIII веке в районе современной Добровольческой улицы располагалось посольство Хивинского ханства, а до того в Замоскворечье существовало посольство Бухарского ханства. Интересно происхождение топонима Дербентское в районе станции метро «Тургеневская» — на этот счёт в словаре приводится ряд версий.
Так что обязанностью современных московских мусульман является тщательное изучение своего прошлого, в т. ч. восстановление правды о топонимах и объектах, непосредственно связанных с этой историей.
— Насколько можно говорить о близости и общности тенденций развития московской мусульманской общины и аналогичных общин других глобализированных мегаполисов мира — Нью-Йорка, Лондона, Парижа и др.?
Приведу только один сюжет. В наш словарь включён ряд статей, составленных на основе социологических опросов московских мусульман. Так вот, согласно этим данным, пятикратную молитву ежедневно выполняют 55,6% опрошенных. Эти данные вполне коррелируют с британской статистикой (там эта цифра составляет 51% опрошенных мусульман) и даже немного превышают их.
Конечно, различия между нами имеются, и весьма значительные. Так, в вышеназванных городах мусульмане поселились только в ХХ веке, причём в массовом порядке только после окончания второй мировой войны. Московские мусульмане имеют иную историю, о чём уже было сказано выше.
Но и по сегодняшнему состоянию дел мы сильно отличаемся: мусульмане Лондона и Парижа по количеству мечетей многократно обогнали московских единоверцев, которые по этой позиции занимают, увы, последнее место, тем более с учетом многочисленных упущенных возможностей. Кстати, одна из статей словаря так и называется: «Нереализованные проекты по развитию Ислама».
Думается, словарь в целом заставит задуматься многих читателей не только относительно нашей истории, но и касательно сегодняшнего дня.
Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов
На фото — обложка словаря «Ислам в Москве» (1) и Дамир Зинюрович Хайретдинов (2)
(Нет голосов) |