Большая Тюменская энциклопедия: [в 4 т.]/ Тюменский гос. ун-т, лаб. регион. энцикл.; [Науч.-ред. совет: С. С. Собянин и др.; Редкол.: Г. Ф. Шафпанов-Куцев (гл. ред), Е. Б. Заболотный (зам. гл. ред.) и др.; Рец.: Г. П. Богомяков и др.]. — Тюмень: Сократ, 2004 — 2009. — ISBN 5-88664-156-4.
Т. 1: А — З. — 2004. — 511 с.: цв. ил., фото. цв. — Указ. авт ст.: С. 504-505. — Список сокр. и аббревиатур: С. 506-511. — ISBN 5-88664-157-2 (в пер.).
Т. 2: И — П. — 2004. — 495 с.: цв. ил., фото. цв. — Указ. авт. ст.: С. 491-492. — Список сокр. и аббревиатур: С. 493-495. — ISBN 5-88664-171-8 (в пер.).
Т. 3: Р — Я. — 2004. — 495 с.: цв.ил., фото. цв. — Библиогр.: С. 480-488. — Указ. авт. ст.: С. 489-491. — Список сокр. и аббревиатур: С. 492-495. — ISBN 5-88664-177-7 (в пер.).
Т. 4: А — Я. — 2009. - 479 с. — ISBN 978-5-88664-349-7 (в пер.).
Моей пожизненной обязанностью могло стать зарабатывание своему потенциальному Кошельку какого-то количества деньзнаков (не путать с архаизмом «трудодни»), в качестве платы за тщеславие: мне так хотелось расширить кругозор «Большой Тюменской энциклопедии». Свободы выбора меня никто не лишал: я мог писать о чем угодно. У моего Кошелька вариантов было гораздо меньше: взять мой текст или сунуть его в корзину. Слово, обозначающее деньги, в нашем коммуникативном процессе даже не искрило.
Я авансом старался оправдать доверие. Из меня лезли имена, готовые украсить любое издание... Мне предлагали: пиши, а там посмотрим — ставить или нет...
Том вышел, была там и статья за моей подписью. И я начал ожидать: когда же будут платить? Деньги меня не интересовали как таковые. Меня волновал аспект соблюдения авторских прав: каково состояние их на едином информационном пространстве?
...
В лучших традициях совка, где многое делалось исключительно через выхлопную трубу, уже после появления статьи в энциклопедии мне предложили подписать чистый экземпляр авторского договора. Мол, в ближайшее время заполним пустографку по образу и подобию.
Несмотря на мою доисторическую безграмотность, я понимал, что заказать статью для энциклопедии можно лишь по договору подряда. Авторские же права охранялись совсем иным документом, в котором не могла идти речь о выполняемой мной работе и за-тратах (поездка в столичный архив, например, ксерокопирование и т.д.), понесенных при этом. Получался этакий самотек. Принес статью — твоя проблема. Мол, мы не заказывали. Вот в бланке авторского договора и сказано, что все статьи по краеведению — исключительно через конкурсный отбор (п. 1.8). Выходит: опубликовали — значит, ты уже победитель. И тут ты узнаешь, что перед тобой открывается широкий ландшафт обязанностей, в котором все есть, кроме тяжелой ноши лаврового венка финалиста конкурса.
Автор обязан вносить свои исправления столько раз, сколько потребуется редколлегии. При этом исключительные права на статью передаются госуниверситету на пять лет. Энциклопедия печатается тиражом пять тысяч экземпляров. Не торопитесь ставить точку... Не все так просто. Другой пункт того же договора объявляет, что возможна и другая экземплярность, особенно если допечатка сделана в течение указанного в договоре периода. В таком случае можно и не доплачивать (п. 2.2).
Не решаюсь спрашивать про роялти (периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию). О том, что можно не доплачивать, поговорим после того, как воспользовавшийся твоими правами уже заплатил за их пользование хотя бы один раз. Кошелек пока угрожающе молчал о сумме вознаграждения.
Подписывать договор, в котором сказано, что я обязан вычитать оригинал-макет своей статьи (п. 5.2), не посмел. Моя публикация ушла в печать, даже не показавшись на мои очи. А следующий параграф грозил мне денежным штрафом, если не дай бог исказил факты в документальном произведении (п. 6,1 б). А без них ведь никак. Это подтвердит любой краевед. Ибо после сдачи статьи о журналисте Илье Семеновиче Левитове появилась новая информация, уточняющая написанное мной. В краеведении неустоявшиеся имена страдают качествами дрожжевого теста, про которое никогда не знаешь, куда вылезет. Передача исключительных прав на пять лет говорит о том, что в этот отрезок времени я просто обязан скрывать все открывшиеся новые обстоятельства жизни нашего земляка. Иначе прослыву лгуном, которого Кошелёк обязательно возжаждет оштрафовать.
Зафиксировав информационный срез на определенном этапе изучения вопроса, энциклопедия через авторский договор как приобретатель прав пытается запретить мне работать над усовершенствованием биографии моего героя. Круто... повернулись мне мои свободы!
А деньзнаков (количество денег за 1 знак) мне полагалось всего лишь 20 коп. Моя покойная мама, имевшая полтора класса образования, услышав такую цифру, сказала бы в сердцах: «Да пусть они подавятся за свои гроши». И, наверное, была бы права.
Моя несостоявшаяся интеллигентность не позволяет гонять медяки башмаком по полу. Хотя я и понимаю, что, зарой их в землю, даже не с Буратиной, а кучей адвокатов, они вряд ли вырастут в нечто, похожее на авторское вознаграждение. Но попробовать стоит!
Эй, адвокаты, специализирующиеся на авторском праве! Отзовитесь! Мою нетленку, мою собственность использовали без спросу! Все, что отсудите у Кошелька, — ваше! Если отсудите...
А потом эти декларируемые позорные двадцать копеек. До какого же состояния надо довести сотрудников, чтобы они в драку участвовали в конкурсе за ту мелочь, на которую давно уже ничего не купить? А как же пиар?
В строчке сорок знаков, с запятыми и пробелами. Ну, объявите цену строки в восемь рублей. Если хотите перейти в режим экономии и не считать пробелы — уменьшите расчетную цену строки до семи… Пожелаете вспомнить о кризисе и сэкономить на запятых — ну, шесть рублей. Можете уменьшить расчетную единицу еще и на предполагаемую «счетную ошибку» (п. 6,1 з).
Но публично признаться, что мою интеллектуальную собственность купили за двадцарик? Я пока не готов к этому... Ибо каждый думающий собеседник обязательно спросит, глядя на мою бушку: «Совсем всё купили?»
Народ мудр: хозяин — барин. И про свой устав в чужом монастыре можно вспомнить. Но мне милее Ирина Павловна Замазкина, верставшая газету в металле еще на Первомайской. По инструкции руководить процессом должен был ответственный секретарь. Но всякий мой типометрический просчет вызывал ее восхищение: «Как в деревне!» Доводила меня своей неуправляемостью до слез. Но со временем я понял: право руководить дает не должность, не инструкция, а знание дела...
Вот вам и площадка, где апробируются всяческие происки издательской моды. Впору не конкурс проводить, а стреляться тому, кто под таким авторским договором смеет ставить свой копирайт... Да и что он такое по нашему законодательству?
И логики авторского договора с пятилетним сроком, как издатель, не вижу. В течение такого периода новому владельцу исключительных прав надо держать нематериальный актив на балансе, а значит, если без двойной бухгалтерии, то обязательно платить налоги со всего гонорарного фонда тома. Всякий издатель, умеющий считать трудозатраты, покупает авторское право лишь на период, необходимый для продажи товара. Большая тюменская энциклопедия не является таковым. Она произведена для собственных нужд заказчика. Здесь и месяца хватит на передачу со склада подрядчика. При чем здесь пятилетнее владение авторским правом, которое будет мешать изучению края? Да и за дополнительный тираж автор публикации мог бы вполне иметь хотя бы 25 процентов роялти. Это же всего лишь пятачок, который уже не один год никто не поднимает с земли. Может, поэтому и решили: раз не наклоняются за медяком — не платить его вообще?
Авторское право — давно не чисто теоретическая проблема. Местная практика дает весьма экзотические случаи проявления интеллектуальной собственности.
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |
YA_HELEN пишет:
Любопытное эссе...
Ничего не скажешь, проблема нарушения авторских прав в издательском деле сегодня актуальна.
Особенно по части объемов и своевременности выплат гонораров журналистам. Очень грустно
P. S. Кстати, автор текста этой "новости" мог бы опубликовать этот же самый текст в любой центральной газете типа "АиФ", "Аргументы недели" или "Комсомолки"
Удивлённо ...и получить за нее КУДА БОЛЬШИЙ ГОНОРАР! Шутливо