Рецензия
Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь / Коллект. автор; сост. и отв. редактор Д. З. Хайретдинов. — М.: Издательский дом «Медина», 2009. — 404 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып. 4).
Четвертый по счету выпуск энциклопедического словаря из серии словарей «Ислам в Российской Федерации» охватывает большой объем материала, связанного с настоящим и прошлым мусульманских общин центрально-европейской части страны.
Сразу отметим, что уже заголовок издания, если не рассматривать пока его содержание, ломает сложившиеся стереотипы восприятия отечественной истории. Мы привыкли видеть историю народов, живущих в центре европейской части России, как преимущественно славянскую (или: русско — финно-угорскую), если говорить с точки зрения этнической, или православной, если рассуждать с точки зрения конфессиональной.
Коллектив авторов словаря показывает, что подобное восприятие страдает односторонностью. Прочтение материалов нового издания убеждает нас в том, что название книги соответствует объективной реальности, не является ошибочным: оно доказывается весьма интересным содержанием.
Около 50 авторов представили читателю почти 500 статей. Характеризуя авторский коллектив энциклопедического словаря, следует подчеркнуть, что около 30 авторов являются либо кандидатами, либо докторами наук. Кроме того, в работе активное участие принимали представители мусульманской конфессии из разных регионов России, общественных организаций, публицисты, работники музеев, эксперты по охране объектов культурного наследия. Именно такое сочетание специалистов разного профиля позволило нарисовать в словаре мозаичную картину прошлого и настоящего в жизни мусульманских общин рассматриваемого социокультурного пространства.
В материалах словаря социально-культурные явления представлены в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предпринят анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.
Обосновывая включение в словарь описаний материалов Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и республики Мордовия, ответственный редактор словаря — кандидат исторических наук Д. З. Хайретдинов подчеркивает тот факт, что «на компоновку регионов в словарь повлияла их общность в историческом аспекте».
По мере прочтения материала словаря становится все более очевидной многоэтничность и многоконфессиональность российской цивилизации.
Часть территорий центрально-европейского пространства (Воронежская, Белгородская и Курская области) составляли еще во времена Хазарского каганата единый социогеографический комплекс, испытывавший на себя влияние хазар-мусульман, живших по соседству. Постоянные взаимодействия с буртасами и волжскими булгарами, являвшимися мусульманами по вероисповеданию, оказывали влияние на славянских насельников современной территории Рязанской, Владимирской, Ивановской областей.
Южные области современного Центрального Федеративного округа (ЦФО) в период существования Золотой Орды, официально принявшей ислам при хане Узбеке, имели весьма сходные черты развития.
Межэтнические взаимодействия длительного периода времени привели к тому, что на Восточно-Европейской равнине, в самом ее центре, происходили неизбежные взаимовлияния представителей разных конфессий.
Ислам оказался внедренным на центральные территории РФ в силу исторических обстоятельств: создания новых городов и поселений, постордынских государственных образований, получения земельных наделов служилыми татарами, осевшими в России и служившими российскому престолу.
Еще больше сблизились судьбы этносов в рамках единого Российского государства, сначала царства, а затем империи. Позднее на жизнь российских мусульман влияло вхождение в состав империи таких мусульманских регионов, как Крым, Северный Кавказ, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия. Мусульмане из этих мест появлялись в Центральной России в качестве почетных пленников или военных ссыльных.
Капитализм с его развитием товарно-денежных отношений, формированием рынка в современном смысле этого слова дал объективную основу для расселения мусульман по разным уголкам страны, в том числе и в ее европейском центре. Новый материал, представленный словарем, дает возможность понять сложные перипетии формирования мусульманских общин в Твери, Ярославле, Костроме, Иванове, Вологде, Курске, Калуге.
Советская власть, с ее утверждением в качестве официальной идеологии атеизма, значительно затруднила жизнь мусульманских приходов, но, тем не менее, полностью религиозная жизнь прекращена не была. Более того, в результате миграций, обусловленных экономической необходимостью, население в советский период еще теснее контактировало и знакомилось с традициями и культурами друг друга.
Религиозное мировоззрение не было вытравлено из сознания людей: оказалось невозможным это сделать даже в результате серьезного политического давления, вплоть до физического уничтожения. Поэтому на рубеже XX-XXI вв. было чему возрождаться: исламская конфессиональная жизнь на пространствах России стала набирать силу.
Новизна материалов словаря очевидна не только в целом, но и фрагментами.
Это вклад в историю и этнологию, благодаря чему можно глубже понять начальные моменты истории тех народов, которые встали на путь ислама и ныне являются мусульманскими.
Это вклад, сделанный в изучение прошлого Центральной России археологами, помогающий понять, как и в каких пространствах происходили контакты мусульман с представителями других конфессий в отдаленные от нас времена.
Это вклад тех историков, которые на архивных материалах показали особенности развития мусульманских приходов в рассматриваемых пространствах.
Благодаря материалам словаря, увеличиваются знания о роли ислама в развитии культур исповедующих эту религию народов, становится убедительнее тезис о том, что этносы сохранялись благодаря религии.
Однако поиск и интерпретация материалов для словаря сопровождались некоторыми трудностями. Главный редактор серии «Ислам в Российской федерации» кандидат политических наук Д.В.Мухетдинов подчеркивает, что «одной из ключевых проблем при составлении словаря являлась концептуальная несовместимость взглядов представителей различных научных школ». Тем не менее, редакционная коллегия смогла достойно выйти из этого проблемного состояния, поскольку руководствовалась «концепцией срединности», существующей в исламе, то есть концепцией ухода от крайностей. Образцом в сложной ситуации мог служить стиль поведения известного российского востоковеда Хусаина Фаизханова, стремящегося к принятию компромиссных решений, как в сфере академической науки, так и в сфере образовательной деятельности.
Структура Словаря в некоторой степени апробирована в предыдущих выпусках серии. Но есть некая новация. Кроме тематического и алфавитного указателей, дается региональный. Это вполне оправдано, так как впервые в серии для рассмотрения привлекаются материалы 19 регионов: Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и республики Мордовия. В предыдущих выпусках объектами исследования были: Нижегородчина (вып.1), Москва (вып.2), Санкт-Петербург (вып.3).
Авторами словаря двигал интерес к российской истории, поиск собственной идентичности и вместе с тем стремление увязать разные этнические и конфессиональные истории в единое целое – историю нашего общего Отечества.
В заключение хочется отметить, что рассматриваемый в рецензии словарь «Ислам в центрально-европейской части России», безусловно, будет побуждать всех интересующихся историей нашего Отечества обратить внимание на недостаточно изученную исламскую составляющую истории Центральной России и при соответствующем интересе заняться продолжением исследования жизни мусульманских общин и той роли, которую они сыграли в истории страны.
Доктор исторических наук, профессор
Нижегородского государственного лингвистического университета
Сенюткина Ольга Николаевна
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.02) |