Рецензия
- 1 января 2007
- просмотров 8603
В 1997 году в оренбургском издательстве «Димур» вышли одновременно
три энциклопедии, посвящённые
двум гениям русской и мировой литературы —
А. С. Пушкину и
Л. Н. Толстому, а также великому сыну украинского народа
Т. Г. Шевченко, их связи с Оренбургским краем.
Инициатором и основным составителем этой оренбургской энциклопедической трилогии является
Леонид Наумович Большаков, академик Международной академии гуманизации образования, известный оренбургский писатель, литературовед и журналист.
Следует отметить, что персональные энциклопедии как особый жанр уже получили достаточно широкое распространение в различных странах, особенно в Англии, Германии, Италии. Известны, например, энциклопедии, посвящённые жизни и творчеству
Данте,
Шекспира,
Диккенса,
Гёте,
Шиллера. В 1981 году в нашей стране была издана созданная в Институте русской литературы АН (Пушкинский Дом)
однотомная «
Лермонтовская энциклопедия».
Оренбургская Пушкинская энциклопедия
«
Оренбургская Пушкинская энциклопедия» приурочена к
200-летнему юбилею великого поэта. Её авторы-составители: Л. Н. Большаков и
Р. В. Овчинников, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, проделали скрупулезную работу по изучению этой страницы жизни и творчества А. С. Пушкина.
Внимание читателя сразу же привлекает календарь оренбургской поездки Пушкина (с. 12-16), из которого он узнаёт, что поэт пробыл в Оренбургском крае с 18 сентября 1833 года — с 10 часов утра, до 20 сентября, когда в 10 часов утра он выехал из Оренбурга в Уральск. (Кстати, в сентябре 1998 года этой поездке Пушкина «исполнилось»
165 лет).
«Оренбургская Пушкинская энциклопедия» (сокращенно ОПЭ) несколько необычна. Прежде всего тем, что она посвящена
двум конкретным произведениям А. С. Пушкина — «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке», их реалиям и всему тому, что было связано с предпринятой поэтом поездкой в Оренбург. Об этом говорит и подзаголовок к энциклопедии: «Путешествие 1833. Реалии «Истории Пугачёва». Прототипы «Капитанской дочки». Исследователи и интерпретаторы».
При этом авторы-составители руководствовались твердой убежденностью в том, что любое имя, упомянутое Пушкиным в его главном историческом труде «История Пугачёва», заслуживает отдельной статьи в энциклопедии. Поэтому она является важным пособием — справочником для каждого, кто захочет углубиться в произведения Пушкина, посвящённые эпохе
Емельяна Пугачёва, или будет заниматься исследованием этой яркой страницы русской истории. В этом смысле ОПЭ с полным правом можно именовать и как Пушкинско-Пугачёвскую энциклопедию.
Из этой энциклопедии читатель почерпнет для себя поистине уникальные сведения. Например, о семье Пугачёва: его первой жене —
Софье Дмитриевне (урождённой
Недюжевой), его второй жене —
Устинье Петровне (урождённой
Кузнецовой); его сыне
Трофиме Емельяновиче и дочерях —
Аграфене Емельяновне и
Христине Емельяновне (с. 343-347).
ОПЭ включает в себя и статьи обо всех известных Пушкину уроженцах Оренбуржья или о людях, которые были связаны с ним различными узами. Например, на с. 349 читатель получает информацию о том, что оренбургский вице-губернатор в 1914—1917 гг.
Лев Анатольевич Пушкин был внучатым племянником поэта.
На страницах ОПЭ подробно сообщается о самом маршруте оренбургской поездки Пушкина (с указанием всех пунктов на каждом из её этапов); о встреченных поэтом людях; о первых изданиях «Истории Пугачёвского бунта» (впоследствии — «Истории Пугачёва») и «Капитанской дочки», её театральных, кинематографических и музыкальных воплощениях; об исследователях «оренбургской» темы в творчестве Пушкина, об оренбургских пропагандистах и популяризаторах его творчества; о всесоюзных и региональных научных конференциях в этом крае, посвящённых жизни и творчеству А. С. Пушкина, и о многом, многом другом.
Думается, что авторы-составители в своем обращении «К читателю» вполне справедливо отметили, что «их труд поможет специалисту-исследователю и пытливому читателю и почитателю А. С. Пушкина глубже понять его, Пушкина, подвиг» (с. 11).
Оренбургская Толстовская энциклопедия
«
Оренбургская Толстовская энциклопедия» по своему жанру и строению энциклопедией в полном смысле слова не является. В ней читатель не найдет ни алфавита имён и названий, ни энциклопедических статей, что является характерным для изданий энциклопедического типа. Это не справочник, а скорее, просто книга для чтения, посвящённая отдельным страницам жизни и творчества Л. Н. Толстого. Об этом говорит и подзаголовок к энциклопедии: «Материалы. Поиски. Исследования. Хроника».
Следует ли упрекать автора книги, Л. Н. Большакова, в нарушении устоявшихся канонов энциклопедического жанра? Конечно, нет. Ведь никто не может отнять у любого автора его права назвать свое «детище» так, как он сам считает нужным. Нельзя также не учитывать и того, что до сих пор наша литературоведческая наука о Толстом даже не ставит вопрос о создании полной «Толстовской Энциклопедии». Поэтому «Оренбургскую Толстовскую энциклопедию» Л. Н. Большакова с полным основанием следует расценивать как «подступ» к будущему созданию такого монументального (несомненно, многотомного) труда в отечественном толстоведении.
В ней документально показаны личные связи Л. Н. Толстого с Оренбургским краем, обстоятельства его поездок сюда, истоки навеянных здешними впечатлениями и событиями образов, произведений и замыслов (как осуществленных, так и не осуществленных), переписка с многочисленными корреспондентами из различных слоёв населения и многие другие сведения.
Начинается «Оренбургская Толстовская энциклопедия» разделом «Из летописи десяти лет. Оренбургские страницы биографии Л. Н. Толстого» (с. 7-14), из которого читатель узнаёт, что великий писатель впервые посетил Оренбургский край в июне 1871 года, когда он совершил
двухдневную поездку в г. Бузулук на ярмарку. В Бузулуке Толстой навестил
одного старика-отшельника, жившего в пещере около монастыря. Устранению некоторых «белых пятен» в биографии великого писателя помогает исследовательская статья автора, помещённая в энциклопедии — «Две поездки Льва Толстого» (с. 27-49).
В книге Л. Н. Большакова представлены также такие интереснейшие исследовательские материалы и находки:
«Замысел не был осуществлён» (с. 50-59), где речь идет о работе Л. Н. Толстого над задуманным им романом о декабристах.
«Набатов из “Воскресения”» (с. 61-98) — о прототипе этого толстовского героя, которым послужил революционер
Е. Е. Лазарев, привлекавшийся в 1878 году по делу
193-х.
«Мигурские: история любви» (с. 243-338) — исследование-комментарий известного рассказа Л. Н. Толстого, опубликованного в 1909 году, «За что?» Для этого исследователю пришлось много поработать в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, Оренбурга и Саратова, Львова и Иркутска, Варшавы и Кракова.
Непременно заинтересуют читателя этой книги и такие исследовательские материалы, как «Спор крестьянина Александра Шильцова с писателем Львом Толстым» (с. 99-164), «Судьба Афанасии Скутиной»(с. 192-206), «“Чувашин Н.” или разгадка анонима» (с. 207-229).
Под рубрикой «Из толстовской биографии» автор энциклопедии знакомит читателя с «загадкой старой книги». (Речь идет об изданной в 1903 году книге «Мысли мудрых людей на каждый день. Собраны гр. Л. Н. Толстым»). (С. 339-342).
Заканчивается книга оренбургской толстовской «Хроникой» (с. 350).
Вне всякого сомнения, по полноте охвата материала, посвящённого теме «Лев Толстой и Оренбургский край», добытого академиком Л. Н. Большаковым в результате кропотливого многолетнего труда, равных этой книге не было и нет.
Оренбургская Шевченковская энциклопедия
Говоря об «
Оренбургской Шевченковской энциклопедии», хочется отметить следующее: прежде чем появилась эта энциклопедия, её автором, опять же Л. Н. Большаковым, было издано в разные годы около
20 книг, посвящённых великому
Кобзарю, в том числе
трёхтомная монография «Быль о Тарасе» (1993). Предшествовала колоссальная работа в архивах не только Оренбурга и Орска, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Уфы, Киева, Алма-Аты, Вильнюса, Кракова и др.
По сравнению с Пушкиным и Толстым в биографии Т. Г. Шевченко с Оренбургским краем связан целый период жизни, что нашло отражение и в подзаголовке к «Оренбургской Шевченковской Энциклопедии»: «Энциклопедия одиннадцати лет. 1847—1858. Тюрьма. Солдатчина. Ссылка». Эта книга имеет свою, особую направленность. «Она, — пишет автор в обращении “К читателю”, — может быть определена как персонально-краевая и всем своим строем позволяет глубже вникнуть не только в жизнь выдающейся личности на определённом, безусловно важнейшем, этапе её деятельности, но и в историю, духовную жизнь края, с которым пересекалась судьба незаурядного человека, существенно обогащая регионоведение» (с. 6).
Книга состоит из
трёх взаимосвязанных частей: «Часть первая. Имена»; «Часть вторая. Названия»; «Часть третья. Память».
Первая часть, которую составляют статьи словарного типа (с. 23-390), включает в себя около
полутора тысяч имён, псевдонимов, криптонимов, анонимов современников Т. Г. Шевченко, встречающихся как в его произведениях и переписке, так и в документах, относящихся к
одиннадцати годам жизни Кобзаря. Вместе с тем, автор избрал несколько иной, нестандартный тип словарных статей, а именно — статей-комментариев. Им сделана попытка прокомментировать каждую фамилию, раскрыть каждый аноним и псевдоним, содержащийся в произведениях Шевченко, в частности, его Дневнике и переписке, а также в воспоминаниях современников. Причем, где это нужно, дано совершенно новое толкование взаимоотношений Т. Г. Шевченко с тем или иным человеком.
Если первая часть энциклопедии посвящена людям, имена которых так или иначе вошли в биографию Кобзаря периода 1847—1858 гг., то вторая часть, озаглавленная «Годы неволи — годы дорог. Фрагменты биохроники» (с. 401-476), включает в себя в основном статьи, посвящённые географической среде. В неё также вошли «сведения о памятниках природы, а равно тех, что были созданы искусством и трудом человеческим, иными словами — всем интересовавшем поэта и художника, оказавшегося надолго оторванным от своей родной земли».
И, наконец, третья, завершающая часть книги (с. 477-492) — это как бы «энциклопедия в энциклопедии», содержащая материалы об увековечивании памяти о Т. Г. Шевченко в местах его бывшей неволи на оренбургской земле. Как и в
двух первых частях, здесь автором соблюден алфавитный порядок названий и имён.
«Оренбургская Шевченковская энциклопедия», составленная Л. Н. Большаковым — это первый в науке о Шевченко опыт создания персональной энциклопедии, посвящённой Кобзарю, так как академическая
четырёхтомная «
Шевченковская энциклопедия», насколько нам известно, только ещё готовится.
***
В заключение хочется отметить, что Оренбургская энциклопедическая трилогия — это довольно заметное явление в научной и культурной жизни Оренбуржья конца ХХ века. И лучше всего об этом сказал её инициатор и основной составитель академик Международной академии гуманизации образования Л. Н. Большаков в интервью корреспонденту газеты «Южный Урал»: «Я думаю, что энциклопедии «Оренбургская Пушкинская», «Оренбургская Толстовская» и «Оренбургская Шевченковская» в первую очередь означают престиж Оренбуржья как территории цивилизованной, сознающей своё место на карте России. Сегодня любая энциклопедия является основным, необходимым видом литературы, поскольку надо подводить итоги уходящего столетия и встретить грядущий, новый век какими-то выводами, умозаключениями, от которых будет «танцевать» следующее поколение».
И это, на наш взгляд, вполне объективная оценка!
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Долин Ю. Т. Оренбургская энциклопедическая трилогия Леонида Большакова// Культура Оренбургского края: история и современность/ Адм. г. Оренбурга. — Оренбург, 2006. — С. 208-211. — (Вторые Большаковские чтения).