- 12 декабря 2009
- просмотров 13002
Мир энциклопедий. Активно муссируемая в США, Канаде и на Украине тема Голода в будущей Незалежной (1932—1933) вновь получила продолжение. Очередной исследователь направил поиски на тщательное изучение специальной справочной и энциклопедической литературы в СССР. Что у него из этого получилось — судите сами.
«Пожар на складе» или «Демографический энциклопедический словарь»
В поисках каких-то данных о Великой Отечественной войне я обнаружил в своей библиотеке «
Демографический энциклопедический словарь», выпущенный в 1985 г. издательством «Советская энциклопедия» с помощью центра по изучению народонаселения экономического факультета Московского государственного университета. В этом словаре мое внимание привлекла обстоятельная статья «СССР» с пространной таблицей «Национальный состав населения СССР». Привожу часть этой таблицы для наиболее многочисленных народов СССР — в млн чел. — табл. 1. Даже поверхностный анализ приведенных в этой таблице данных показывает, что усиленно насаждавшееся советской пропагандой мнение о том, что СССР является семьей братских народов, в которой господствовал интернационализм и не было места национальному угнетению, мягко говоря, не соответствует действительности. «Братские семьи» даже в чисто физиологическом смысле жили и развивались по-разному. Для того, чтобы нагляднее убедиться в этом, представим предыдущую таблицу в % динамики численности населения СССР по отношению к 1926 г. (табл. 2).
Хочется подчеркнуть, что приведенные данные взяты из официальной советской статистики, опубликованной в 1985 г., на излете существования СССР, когда начальные (1926 г.) и конечные (1970—1979 гг.) статистические данные практически невозможно было спрятать или исказить. В то же время бросается в глаза странный разрыв в статистических данных — с 1926 г. по 1959 г. выпало
33 года. Никаких объяснений по этому поводу в демографическом справочнике нет. Есть лишь несколько фраз, посвященных большим потерям советского народа в годы Великой Отечественной войны, которые определяются приблизительно (?!) в
20 млн человек.
«Не корысти ради...»
Я и сам — этнический русский, жена — украинка, представитель типичной для востока и юга Украины семьи — до самого последнего времени придерживался того же мнения. И продолжал бы его придерживаться, если бы мне на глаза не попался уже упомянутый мною энциклопедический демографический словарь. Что же не только поразило меня в приведенных в этом словаре данных, но и заставило изменить свое мнение?
При внимательном взгляде на табл. 2 и 3 бросается в глаза существенное различие в приросте русских и украинцев. Русское население выросло в СССР за
53 года на
76,6%, а украинское — только на
35,6%. В Советском Союзе русские и украинцы составляли свыше
70% населения, т.е. были, образно говоря, системообразующими нациями. Эти два крупнейших народа относятся к единой восточнославянской семье, имеют очень близкие культуры, их религиозные, бытовые и семейные традиции мало отличаются. При советской власти они жили, казалось бы, в одинаковых условиях. Вместе перенесли революции, войны, репрессии, стройки коммунизма и т.п. Более того, природные и климатические условия в целом более благоприятны для основной массы украинцев. И при этом за 53 года, отслеженных официальной советской статистикой, прирост населения украинцев в
2 раза ниже, чем у русских. В чем причина? Меня поражает, почему этот вопрос не возникал и до сих пор не возникает ни в украинской, ни в российской, ни в зарубежной истории и демографии.
«Кому в СССР жить хорошо»
Но, как оказалось, такая постановка вопроса — это, образно говоря, цветочки, а ягодки всплыли позже при анализе статей из этого же официального словаря, посвященных соответственно Российской и Украинской советским республикам. В статье по РСФСР приведена таблица изменения численности населения по годам (с 1913 по 1983) (табл. 3).
В статье по УССР приведена таблица численности населения (табл. 4).
Поверхностный сравнительный анализ двух таблиц позволяет сделать следующие выводы:
- в довоенный период (до 1940 г.) динамика изменения численности населения двух крупнейших республик СССР приблизительно одинакова (+20,1% для РСФСР и +17,3% для УССР);
- в послевоенный период в УССР население растет несколько более медленными темпами, чем в РСФСР (на 10—14%), что можно объяснить большими потерями населения Украины в годы Великой Отечественной войны (вся территория была оккупирована, массовое уничтожение евреев и т. д.).
Однако более внимательное сравнение этих таблиц показывает, что они отличаются: во-первых, отсутствием данных по УССР за 1926 г., а во-вторых, подменой 1939 года для РСФСР — 1940 годом для УССР. Кстати, в статьях демографического энциклопедического словаря для других республик СССР выдержана рубрикация РСФСР. Значит, все дело в Украине, и официальная советская статистика хотела спрятать какие-то «украинские» данные.
<...>
«Малая советская энциклопедия»
Во многом случайный успех с использованием материалов из «Демографического энциклопедического словаря», на которые я опирался, подсказали мне идею направить поиски на тщательное изучение специальной справочной и энциклопедической литературы. В СССР существовало мощное разветвленное издательство «Советская энциклопедия» с филиалами во всех республиках, регулярно издававшее многочисленные тома, содержащие самую разнообразную информацию обо всех сторонах жизни государства.
Конечно, в этих издательствах также существовала жесточайшая партийная цензура. Однако иногда цензоры пропускали «ненужные» цифры и таблицы, справедливо считая, что даже самый въедливый читатель редко обращает внимание на цифровой материал, читая в основном лишь выводы и рекомендации. Учитывая высокий профессиональный уровень авторов энциклопедических статей, издательство старалось избегать явной фальсификации при подаче конкретного материала.
Я занялся анализом советской энциклопедической справочной литературы, надеясь отыскать если не прямые, то хотя бы косвенные цифры и сведения, не только подтверждающие факты Голодомора и геноцида украинского народа, но и позволяющие определить его масштабы.
<...>
Что же касается национального аспекта этого трагического процесса, то здесь дело обстоит сложнее и докопаться до истины на основании советской официальной статистики было непросто. Проанализировав практически все довоенные издания Большой и Малой советских энциклопедий (БСЭ и МСЭ), я убедился, что их многочисленные авторы, излагая материал по национальному составу населения СССР в целом и отдельных республик в частности, старались давать минимум информации, тщательно избегая острых углов.
Я уже стал терять интерес к своим поискам, когда натолкнулся на
предвоенное издание МСЭ 1940 г. и в статье «СССР» в коротком разделе по населению на стр. 151 обнаружил следующую таблицу. Эта таблица привела меня в шоковое состояние. Я не мог понять, каким образом она попала на страницы официального издания. В те времена за публикацию подобных данных должны были расстрелять не только авторов статьи, но и половину редакции и кураторов издательства (ОГПУ—НКВД, цензоров и работников идеологических отделов партии), ибо в этой таблице в концентрированном виде представлена сущность национальной политики советской власти и истинная цена «интернационализма и братских отношений народов, добровольно вошедших в Советский Союз».
Естественно, в статье из МСЭ данная таблица не анализируется. Складывается впечатление, что авторы статьи «СССР» написали нужный текст и приложили к нему для солидности несколько таблиц, присланных в редакцию из статистических органов, не вникнув в их содержание. Они справедливо рассуждали, что ни цензоры, ни читатели на цифровые иллюстративные таблицы не обращают внимания. И, как мы видим, оказались правы. Профессиональные историки и демографы не только в СССР (что понятно и объяснимо), но и за рубежом, в диаспоре и уже в постсоветские времена
не заметили(?!) официальной советской статистики или не сумели ее проанализировать.
<...>
Из верхней строки таблицы видно, что за
13 лет (с 1926 по 1939 г.) численность русского этноса в СССР возросла на
21,2 млн чел. — в среднем прирост русских за эти годы составлял
1,63 млн чел. в год, благодаря чему их удельный вес возрос на
5,5% (до
58,4%). За это же время (вторая строка таблицы) численность украинского этноса в СССР уменьшилась на
3,1 млн чел. и на
4,7% (до
16,5%). Если никакого Голодомора и геноцида украинского народа в СССР не было (или его воздействие на близкородственные народы — русских и украинцев — было приблизительно одинаковым), то справедливо предположить, что коэффициенты смертности, рождаемости и прироста населения для двух крупнейших этносов СССР были бы близки. Действительно, очень трудно объяснить, почему два крупных родственных народа, живущих в одной стране, при одинаковых экономических, политических и социальных условиях, с весьма схожими семейными традициями, единой религией и т.д., имеют столь резко отличающиеся демографические показатели.
Следует подчеркнуть, что
полученные в результате анализа предвоенных источников информации данные о численности русского и украинского этносов в СССР хорошо корреспондируются с данными по этому вопросу из послевоенных источников информации, в частности с демографическим энциклопедическим справочником 1987 г.
Источник: «Демографический энциклопедический словарь» (1985)