Мы стараемся совместить лучшие достижения отечественной гуманитарной науки и исламского богословия.Высказывание поддержал главный редактор серии «Ислам в Российской Федерации», ректор Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова (НИИ им. Хусаина Фаизханова) Дамир Мухетдинов.Умар Идрисов, председатель Совета старейшин Нижегородского Мухтасибата
Это издание является уникальным: оно объединило специалистов, многие из которых представляют разные концепции.Он подчеркнул, что над каждым томом работали несколько десятков учёных, причём многие опирались на источники, которые были недавно введены в научный оборот.Дамир Мухетдинов, главный редактор серии, ректор НИИ им. Хусаина Фаизханова
Хотя сам факт того, что мусульманские общины имеют древнюю историю в этом регионе, до недавнего времени игнорировался или не признавался наукой, объективные данные свидетельствуют об обратном: мусульмане проживали в Центральной России с доордынских времён, имели богатое прошлое в эпоху Золотой Орды и постордынских государственных образований, а впоследствии отстаивали своё право исповедовать ислам в рамках Российской империи.На вопрос сетевого издания «Благовест-инфо», как представленное издание соотносится с опубликованными исследованиями исламоведа Романа Силантьева, особенно с энциклопедией «Ислам в современной России» (2008), главный редактор серии Дамир Мухетдинов отметил, что работы Силантьева — авторские, тогда как над энциклопедическим словарём работали десятки специалистов.
Такие масштабные проекты должны делаться сообща. Мы открыты к сотрудничеству, готовы принимать критику Силантьева и готовы помочь ему.В вопросе об отличии в подходах к описанию современного российского ислама Мухетдинов сказал:Дамир Мухетдинов
Мы не ищем во всех регионах России ваххабитов и экстремистов. А Роман Анатольевич, к сожалению, все крупные города нашей страны обозначил буквой В — то есть засилье ваххабитов. Мы же говорим о мусульманской общине России, которая прошла непростой путь своего развития, но при этом мы видим больше позитива: открываются мечети, идёт ротация кадров, происходит социализация исламской уммы, развивается система исламского образования.Итоги презентации подвёл глава Института исламской цивилизации, профессор Саид Кямилев. В выступлении он заявил, что XIX век стал кульминационным в истории России в плане определения вектора развития ислама и отношения к исламу и мусульманам в России. Этот вектор имел позитивный и необратимый характер, что нашло отражение в художественной литературе, в русской философской мысли. Мусульмане приобрели в русском общественном мнении авторитет народов безусловной честности, верности слову и долгу. Слово «аманат» через русскую литературу вошло и в лексикон, и в русское сознание. С распадом СССР мусульмане незаметно для себя попали в разряд народов не очень развитых, неглубоких, озабоченных только внешней стороной своей религии. Преобладающая часть религиозной литературы была посвящена вопросам только ибадата — поклонения. Вот почему особая заслуга проекта серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» — в фундаментальном, глубоком подходе к изучению истории ислама на территории России.Дамир Мухетдинов
Убеждён, что круг читателей этих изданий в будущем будет расширяться, и они станут основой для повышения интереса к изучению ислама.Саид Кямилев, глава Института исламской цивилизации, профессор
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |
по словам Мухетдинова, города близ Сарова и Дивеева, которые традиционно «считались русскими православными, оказались золотоордынскими».Ну, так я думаю, к 13-му тому уж точно появятся абсолютно достоверные сведения, причем полученные от свидетелей, что Дмитрий Донской был мусульманином, а Юрий Долгорукий был как минимум имамом... Скептически
мусульмане проживали в Центральной России с доордынских времен, имели богатое прошлое в эпоху Золотой Орды и постордынских государственных образований, а впоследствии отстаивали свое право исповедовать ислам в рамках Российской империи.Как я понимаю, помогали орде в завоеваниях Руси и взиманию с нее дани? Вопрос
Соавтор серии Марат Сафаров добавил, что в работе историки использовали не только археологические и письменные источники, но и устные — в командировках по регионам он сам провёл множество бесед с информаторами.По всей видимости, со свидетелями доордынского проживания мусульман на территории Центральной России.
YA_HELEN написала:Объёмы работ заведомо большие, вот для удобства и делят по регионам, а заодно и результаты постепенно публикуют.
А зачем вообще как-то территориально делить религию?