Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Москве презентовали серию энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»

  • 17 декабря 2009
  • просмотров 10570
  • комментариев 4
Эмблема Института востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН)16 ноября 2009 года в Институте востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН) прошла презентация серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Издательского дома «Медина» (ИД «Медина»), информируют сетевое издание «Благовест-инфо» [0], IslamRF [0] и другие медиа. 16 ноября 2009 года в Институте востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН) прошла презентация серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Издательского дома «Медина» (ИД «Медина»), информируют сетевое издание «Благовест-инфо» [1]1, IslamRF [2]2 и другие медиа.

Научной общественности было представлено 5 энциклопедических изданий: «Ислам на Нижегородчине» (2007), «Ислам в Москве» (2008), «Ислам в Санкт-Петербурге» (2009), «Ислам в Центрально-Европейской части России» (2009), «Ислам на Урале» (2009).

Энциклопедическую серию «Ислам в Российской Федерации» представил директор ИВ РАН Виталий Наумкин.

Председатель Совета старейшин Духовного управления мусульман Нижегородской области (Нижегородский Мухтасибат) Умар Идрисов отметил, что проводимая ИД «Медина» работа продолжает традицию соработничества между светскими учёными-востоковедами и исламоведами и религиозными улемами, которая была заложена ещё во времена Российской Империи. Блестящим примером такого сотрудничества, по словам Идрисова, является деятельность учёных Мухаммеда ат-Тантави, Шигабутдина Марджани, Хусаина Фаизханова.Мы стараемся совместить лучшие достижения отечественной гуманитарной науки и исламского богословия.
Умар Идрисов, председатель Совета старейшин Нижегородского Мухтасибата
Высказывание поддержал главный редактор серии «Ислам в Российской Федерации», ректор Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова (НИИ им. Хусаина Фаизханова) Дамир Мухетдинов.Это издание является уникальным: оно объединило специалистов, многие из которых представляют разные концепции.
Дамир Мухетдинов, главный редактор серии, ректор НИИ им. Хусаина Фаизханова
Он подчеркнул, что над каждым томом работали несколько десятков учёных, причём многие опирались на источники, которые были недавно введены в научный оборот.

Так, материал для пересмотра многих устоявшихся в науке концепций дали археологические открытия последних лет: например, по словам Мухетдинова, города близ Сарова и Дивеева, которые традиционно «считались русскими православными, оказались золотоордынскими». Или вопрос о появлении мусульман на западе России: ранее считалось, что приверженцы ислама появились там только в годы советской власти, а археологические данные свидетельствуют, что значительно раньше. Главный редактор выразил надежду, что все задуманные 12 томов и 13-й, в котором будут сведены все изменения последних лет, удастся выпустить к 2012 году, к 750-летию принятия ислама на территории нынешней России золотоордынским ханом Узбеком.

Словарь приоткрывает множество «белых пятен» в исторической науке, например, о месте ислама в Хазарском каганате, об эпохе Волжской Булгарии, продолжил ответственный редактор серии, историк Дамир Хайретдинов. Он рассказал о конкретных сложностях при работе над историческими статьями золотоордынской тематики.

Соавтор серии Марат Сафаров добавил, что в работе историки использовали не только археологические и письменные источники, но и устные — в командировках по регионам он сам провёл множество бесед с информаторами. Причём издания во многом создаются сугубо на базе источников, так как практически не существует историографии, на которую можно было бы опираться.

Востоковед, доктор философских наук Эдуард Кульпин-Губайдуллин особо подчеркнул гуманистический характер проекта в частности и деятельности ИД «Медина» в целом. По его убеждению, такая работа направлена на совершенствование современного мира и возвышение гуманистических ценностей.

Авторы издания утверждают:Хотя сам факт того, что мусульманские общины имеют древнюю историю в этом регионе, до недавнего времени игнорировался или не признавался наукой, объективные данные свидетельствуют об обратном: мусульмане проживали в Центральной России с доордынских времён, имели богатое прошлое в эпоху Золотой Орды и постордынских государственных образований, а впоследствии отстаивали своё право исповедовать ислам в рамках Российской империи.На вопрос сетевого издания «Благовест-инфо», как представленное издание соотносится с опубликованными исследованиями исламоведа Романа Силантьева, особенно с энциклопедией «Ислам в современной России» (2008), главный редактор серии Дамир Мухетдинов отметил, что работы Силантьева — авторские, тогда как над энциклопедическим словарём работали десятки специалистов.Такие масштабные проекты должны делаться сообща. Мы открыты к сотрудничеству, готовы принимать критику Силантьева и готовы помочь ему.
Дамир Мухетдинов
В вопросе об отличии в подходах к описанию современного российского ислама Мухетдинов сказал:Мы не ищем во всех регионах России ваххабитов и экстремистов. А Роман Анатольевич, к сожалению, все крупные города нашей страны обозначил буквой В — то есть засилье ваххабитов. Мы же говорим о мусульманской общине России, которая прошла непростой путь своего развития, но при этом мы видим больше позитива: открываются мечети, идёт ротация кадров, происходит социализация исламской уммы, развивается система исламского образования.
Дамир Мухетдинов
Итоги презентации подвёл глава Института исламской цивилизации, профессор Саид Кямилев. В выступлении он заявил, что XIX век стал кульминационным в истории России в плане определения вектора развития ислама и отношения к исламу и мусульманам в России. Этот вектор имел позитивный и необратимый характер, что нашло отражение в художественной литературе, в русской философской мысли. Мусульмане приобрели в русском общественном мнении авторитет народов безусловной честности, верности слову и долгу. Слово «аманат» через русскую литературу вошло и в лексикон, и в русское сознание. С распадом СССР мусульмане незаметно для себя попали в разряд народов не очень развитых, неглубоких, озабоченных только внешней стороной своей религии. Преобладающая часть религиозной литературы была посвящена вопросам только ибадата — поклонения. Вот почему особая заслуга проекта серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» — в фундаментальном, глубоком подходе к изучению истории ислама на территории России.Убеждён, что круг читателей этих изданий в будущем будет расширяться, и они станут основой для повышения интереса к изучению ислама.
Саид Кямилев, глава Института исламской цивилизации, профессор

О проекте

Ставит задачей обобщить результаты изучения проблем появления, становления и развития ислама в России.

Серия построена по «территориальному» принципу: каждый том посвящён истории и современному исламу определённого региона.

Участие приняли известные исламоведы, историки, археологи. Так, к работе были привлечены докторы исторических наук Григорий Косач, Геннадий Белорыбкин, Ильдус Загидуллин, Валентина Черновская, Ольга Сенюткина, Лариса Королёва и другие.

Многотомное издание готовится ИД «Медина» совместно с НИИ им. Хусаина Фаизханова при содействии Благотворительного фонда им. имама Абу-Ханифы, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (ФПИКНО) и Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Шигабутдина Марджани (Фонд Марджани).

С 2007 по 2009 годы выпущено 5 томов: «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве», «Ислам в Санкт-Петербурге», «Ислам в Центрально-Европейской части России» и «Ислам на Урале». К 2012 году планируется выпустить 13 томов.

Каждый том выходит тиражом 2000 экземпляров.

Литература

  1. Зайцева Ю. Многотомный энциклопедический словарь «Ислам в Российской Федерации» представлен в Москве/ Юлия Зайцева. — Текст: электронный// Благовест-инфо. — 2009. — 17 декабря. — URL: https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31551 (дата обращения: 23.04.2024).
  2. Новой России — новое слово в исламоведении. — Текст: электронный// IslamRF. — 2009. — 17 декабря. — URL: https://islamrf.ru/news/umma/reportages/10989/ (дата обращения: 23.04.2024).

  • Теги
  • ИВ РАН
  • Ислам в Российской Федерации
  • Москва
  • Нижегородчина
  • Санкт-Петербург
  • Урал
  • ЦФО
  • Центрально-европейская Россия
  • ислам
  • презентация
  • энциклопедические словари

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    по словам Мухетдинова, города близ Сарова и Дивеева, которые традиционно «считались русскими православными, оказались золотоордынскими».
    Ну, так я думаю, к 13-му тому уж точно появятся абсолютно достоверные сведения, причем полученные от свидетелей, что Дмитрий Донской был мусульманином, а Юрий Долгорукий был как минимум имамом... Скептически
    мусульмане проживали в Центральной России с доордынских времен, имели богатое прошлое в эпоху Золотой Орды и постордынских государственных образований, а впоследствии отстаивали свое право исповедовать ислам в рамках Российской империи.
    Как я понимаю, помогали орде в завоеваниях Руси и взиманию с нее дани? Вопрос
    Соавтор серии Марат Сафаров добавил, что в работе историки использовали не только археологические и письменные источники, но и устные — в командировках по регионам он сам провёл множество бесед с информаторами.
    По всей видимости, со свидетелями доордынского проживания мусульман на территории Центральной России.

    Какой же бред... Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    А зачем вообще как-то территориально делить религию? Вопрос Удивлённо
    В конце концов Коран един для любого мусульманина, в какой бы точке мира он ни проживал...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Как ответ комментатору YA_HELEN. Любая религия всегда будет территориально отличаться по причинам, что она в первую очередь всё же инструмент манипулирования населением. И правящей верхушке конкретной страны по понятным причинам не нужно, чтобы их подданные 100%-но ментально тяготели к другому государству. Из наиболее наглядных примеров можно вспомнить возникновение англиканской церкви — для выхода Англии из орбиты Ватикана.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN написала:
    А зачем вообще как-то территориально делить религию?
    Объёмы работ заведомо большие, вот для удобства и делят по регионам, а заодно и результаты постепенно публикуют.
    • 0/0