Большая энциклопедия: в 62 т.: [более 200000 слов]/ Гл. ред. С. А. Кондратов; редкол.: Г. В. Кожевников [и др.]; ил. А. П. Володин [и др.]. — М.: ТЕРРА, 2006. — Т. 1-62.
В 2006 году в издательстве «Терра» появился в свет 58 том «Большой Энциклопедии» в 62 томах, тираж которой составляет 150 тыс. экземпляров. В этом томе опубликованы откровенно чеченофобские материалы. Примечательно то, что в составе научно-редакционного совета этого издания находятся 10 академиков РАН. И что же теперь может сказать в их оправдание академик РАН В. А. Тишков?
В краткой аннотации данной «Энциклопедии» отмечено, что представленные в ней статьи «деидеологизированы, носят исключительно фактологический характер, не содержат политических, этических, а также любых политических, либо негативных оценок персоналий и явлений мировой истории и современности». Но на самом деле это положение — всего лишь декларация, благое намерение, когда статьи в «Энциклопедии», особенно касающиеся чеченцев и Чечни, в теоретическом и фактологическом отношении являются искажениями, фальсификациями, намеренной ложью, политически и идеологически заданными, прямыми оскорблениями в адрес чеченского народа и его национальных героев.
Теперь, более конкретно. Обратимся к статье «Чеченский язык» (стр. 232) «Энциклопедии», автор которого не указан. В этом небольшом тексте допущена масса неточностей, искажений. Так, число говорящих на чеченском языке считается около 613 тыс. чел., что соответствует переписи 1970 г., после которой были проведены три переписи, а последняя состоялась в 2002 г. Некорректна классификационная характеристика чеченского языка, присутствует путаница в определении его диалектных различий, фонетической и синтаксической особенностей.
В другой статье «Чеченцы» отмечается, что «чеченцы, нохчий (самоназв.), нохчи, вайнахи, ичкерийцы, ичкеринцы, чечены, сасан, сасайниг, буртиел, шашани, шашаны, шешен, цацаны, чачаны, народ в России, основное население Чеченской Республики» (стр. 233). Многие перечисленные этнонимы не чеченского происхождения, они принадлежат аварцам, осетинам, кабардинцам, русским и не являются идентичными, а потому не могут выражать собой основное население Чеченской Республики. Далее на этой же странице чеченцы отнесены к мусульманам-суннитам, а в скобках указано — ханифиты и ваххабиты. Чеченцы не являются ни ханифитами, ни ваххабитами это абсурдное высказывание, демонстрирующее незнание вопроса о религиозной ситуации среди чеченцев. Кроме того, что оно оскорбляет религиозные чувства чеченцев, так как они никогда не являлись ваххабитами, они еще никогда не были и ханифитами, поскольку придерживаются шафиитского мазхаба. И сегодня, когда на Северном Кавказе стал распространяться ваххабизм, число последователей этого религиозно-политического движения в исламе в Чечне не составляет и 1%. Отнесение всего чеченского народа к ваххабитам – либо некомпетентность автора статьи, либо стремление выдать желаемое за действительное.
В статье «Чеченцы» отмечается, что «значительная часть современной Чечни прекратила заниматься традиционными формами хозяйства, либо занимается нерегулярно... С начала-середины 1990-х получила широкое распространение торговля людьми. Многие чеченцы за пределами Чечни вовлечены в организованные группировки, специализирующиеся в наркоторговле, рэкете, заказных убийствах, грабежах, мошенничестве в банковской сфере» (стр. 233). Выражение «многие чеченцы» употреблено с целью изобразить чеченский народа, как народ преступник. Мы же заявляем, что сотни тысяч чеченцев к приписываемым им преступлениям никакого отношения не имели. Не чеченцы создали наркотрафики, ныне проходящие через Россию, не они создавали уязвимую финансовую систему СССР, позволившую через «авизо» изымать из банков колоссальные денежные массы, не чеченцы были руководителями этих банков, которым доставалось 99% украденных денег.
Думается, в России или на Западе есть специалисты, которые могли бы проследить путь размещения похищенных «общенародных» финансов на различных счетах западных банков. Дабы навсегда положить конец обвинениям в адрес чеченского народа о том, что он специализируется в наркоторговле, в заказных убийствах, мошенничестве в банковской сфере, считаем, что давно назрела объективная необходимость назвать подлинных лиц, кланы, силы, разграбившие СССР, продолжающие грабить Россию.
После отмеченных «преступлений Чечни» в статье описываются горные селения чеченцев, имеющие «беспорядочную скученную планировку» (интересно, какую же иную планировку они должны были иметь в гористой местности?), многие из которых имели «жилищно-оборонительные башни». Последнее выражение нонсенс, ибо абсолютное большинство горных селений чеченцев в последние два века не имели и не имеют жилищно-оборонительные башни.
На стр. 234 отмечается, что «особенностью Чечни является, сохранившаяся во всей полноте родовая (тейповая) организация». Очевидно, что безымянный автор не разобрался в социальном устройстве чеченцев, он путает родовые и тайповые отношения, ставит знак равенства между ними.
В статье «Чеченская Республика» (стр. 258) приводится следующее выражение «Чеченская Республика» (ЧР), Чечня, автономная республика в составе Российской Федерации». Между тем термины «Чеченская Республика и Чечня» не являются тождественными, ибо имеют разные смысловые нагрузки. Чечня в отличие от Чеченской Республики не является политико-правовым субъектом Российской Федерации. В связи с этим, считаем, что допущенный терминологический произвол не является случайным.
На стр. 258 даются искаженные исторические сведения, в частности, о существовании «вайнахской народности», об этническом объединении Чечни и Ингушетии (c IV в. до н.э.), военном походе в Дарьялское ущелье, контролируемого вайнахами, левкидского царя Антиоха III в. в начале II в. н.э. Термин «вайнахская народность» не является научным, ибо никогда не имел соответствующего ему реального объекта – вайнахского народа. Поход левкидского царя Антиоха III в Дарьяльское ущелье, также не соответствует исторической правде. Подобные высказывания далеки от правдивости, научности.
В научном отношении сомнительно утверждение о том, что «к 13 в. христианство стало основной религией вайнахов...» (стр. 259). В этот период среди предков чеченцев и ингушей, существовавшая религиозная ситуация была мозаичной, поскольку факты говорят о наличии среди них христиан, язычников и последователей ислама, которые находились в контакте с соседними дагестанскими народами, подвергшимися к этому времени в большей степени исламизации, чем нахаязычные племена.
В статье читаем: «В середине XVIII в. на территории Чечни царила анархия, в 1747, 1757-58, 1760 и 1783 гг. произошли кровавые межплеменные конфликты. Централизованная власть отсутствовала, многочисленные тейпы (роды) существовали самостоятельно, занимаясь, как правило, разбоем в отношении соседних народов» (стр. 259). Что же на самом деле происходило в Чечне в середине XVIII в.? Российские власти назначали в Чечню в качестве правителей над отдельными обществами дагестанских и кабардинских феодалов, оказывая им политическую и экономическую поддержку. Восстания чеченцев против феодалов-варягов в «Энциклопедии» характеризуется как «кровавые межплеменные конфликты».
Национальный герой чеченского народа шайх Мансур (Ушурма) признается турецким агентом, мусульманским фанатиком, объявившим газават против русской армии на Кавказе. Продолжая это клеветническое измышление, автор (авторы) утверждают, что банда шайха Мансура разбила русский отряд полковника Пьери, к осени 1785 г. антирусская резня распространилась на Кабарду, Дагестан, а в январе 1787 г. отряд Ребиндера подавил восстание бандитов в Чечне (стр. 259). Эти пассажи — намеренное искажение исторических фактов, событий российско-чеченских отношений в последней четверти ХVIII в., связанные с далеко не мирным походом царского отряда во главе с полковником Пьери в Чечню, придавшего к огню чеченский аул Алды и сопротивлением чеченцев под руководством шайха Мансура. Авторы «Энциклопедии», изображая чеченцев в качестве восставших бандитов, устроивших «антирусскую резню», мало того, что допускают лживые суждения, но и оскорбляют их историческую память, деяния национальных героев, отстаивавших свободу и независимость народа от колонизаторов.
В выше отмеченных античеченских терминах и выражениях описывается и сопротивление чеченцев под руководством Бейбулата Таймиева, Гази-Мухаммада, Шамиля в период Кавказской войны. Примечателен следующий перл авторов «Энциклопедии»: «К концу 1870-х почти все чеченские мужчины стали абреками-бандитами, прикрывающими уголовную сущность своих деяний националистической демагогической фразеологией. Необычайно жестокие убийства русских в Чечне не прекращалось вплоть до начала 20 в.» (стр. 260).
Эти высказывания представляют собой реанимацию на современном этапе теоретических позиций и оценок царско-дворянской историографии, согласно которым чеченцы и др. кавказские этносы представлялись в качестве разбойников, бандитов, а их образ жизни рассматривался как варварское состояние.
Далее на этой же странице отмечается, что «осенью 1917 чеченцы и ингуши снова стали вырезать казаков (жертвами были гл. обр. женщины, старики и дети)». После падения царского режима в России, активно поддерживаемого казачеством, события на Тереке приобретают характер межнациональных столкновений и не без провокационной деятельности казачьих атаманов, осознававших шаткость своего политического и социального положения на завоеванных землях. Ими организовывались погромы, сопровождавшиеся резнёй чеченцев и ингушей в Гудермесе, Грозном, Владикавказе, а жертвами их действительно становились женщины, дети, старики.
Выше процитированные чеченофобские высказывания без сомнения являются односторонними, идеологизированными и политизированными, далекими от исторической истины, носящими обвинительный характер в адрес чеченского народа и работающими на силы, всячески стремящиеся к тому, чтобы не допустить межнационального единства в России.
Описывая события времен Великой отечественной войны в «Энциклопедии» значительное внимание уделяется антисоветской деятельности чеченцев. Так, в «Энциклопедии» утверждается, что «28.1.1942 Исраилов провёл в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) нелегальное собрание, на котором была учреждена Особая партия кавказских братьев (ОПБК) с фашисткой, прогерманской программой» (стр. 261). На такой же позиции находится писатель Н. Гродненский (он же Н. Малишевский), издавший в Минске книгу «Первая чеченская».
Но совершенно не ясно, каким образом Х. Исраилову в 1942 г. удалось провести профашистский съезд не на территории ЧИ АССР, а в столице Северной Осетии, наполненной войсками НКВД, многочисленными агентами советских спецслужб.
В статье вспоминается, что «в подарок А. Гитлеру был подготовлен белый конь с седлом из чистого золота» (стр. 262). Этот факт приписывается чеченцам, что является бессовестной ложью. Из тенденциозно подобранного материала следует, что чеченцы в годы войны с фашистами занимались только дезертирством и бандитизмом.
Аналогичные мысли высказывает вышеназванный Н. Гродненский. Повторяя мысли чеченофоба И. Пыхалова, опубликовавшего в 2001 году в нескольких номерах журнала «Спецназ России» свои тенденциозные, античеченские статьи «Как выселяли чеченцев», «Кавказские орлы» третьего рейха», он пишет, что «в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши» . Из текстов этих авторов создается впечатление о том, что в те годы чеченцами руководил сталинский генерал Власов, сдавший немцам две советские армии.
Воздвигая гигантскую ложь против чеченцев, авторы ни слово не сказали о том, что в тылу и на фронтах они трудились и героически сражались, приближая победу над фашистами.
Вслед за И. Пыхаловым и Н. Гродненским в «Большой Энциклопедии» утверждается, что чеченцы и ингуши заслуженно были отправлены в депортацию в Среднюю Азию. При этом авторы публикации обходят полным молчанием вопрос о преступлениях сталинско-бериевского режима, допущенных в отношении целых народов, осужденных ХХ съездом КПСС, в ряде законодательных актов СССР и Верховного Совета Российской Федерации. В статье «Чеченская Республика» сознательно искажен сложный процесс политической реабилитации чеченского народа. Но при этом авторы пишут, что возвращавшиеся из депортации чеченцы «сразу же начали отбирать дома у русских, не останавливаясь перед убийствами. Это привело к античеченскому выступлению русскоязычных жителей Грозного в авг. 1958, требовавших обузданию бандитов» (стр. 262).
Эта высказывание — откровенная ложь, ибо редко кто из чеченцев, находившихся под пристальным наблюдением милиции и спецслужб, мог допускать подобных деяний, ибо прекрасно понимали, что такие действия повлекли бы за собой репрессивные меры со стороны местной власти, озабоченной массовым возвращением чеченцев на свою историческую родину. А если, кто и допускал подобные действия, их провоцировали, подвергали аресту и осуждали. Восстание русских в Грозном — дело рук шовинистов и их идейных вдохновителей, требовавших в своих лозунгах ликвидировать восстановленную Чечено-Ингушскую АССР, вернуть обратно чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию. Новая ложь авторов «Энциклопедии» рассчитана на легковерных людей и на российскую молодежь, лишающуюся правдивого понимания истории жизни и деятельности их отцов и дедов.
На стр. 263-267 «Энциклопедии» большой объем посвящен событиям, предшествовавшим ГКЧП, дудаевскому и масхадовскому режимам, анализ, оценка, которых носят вульгарный и описательный характер. В анализируемых статьях практически ничего не сказано о достижениях чеченцев в годы советской власти в области экономики, образования, науки, здравоохранения, в сфере межнациональных отношений и пр. Отсутствует объективный анализ постконфликтного периода развития Чеченской Республики. Ничего не сказано о тех позитивных процессах, которые происходили в период деятельности Главы администрации, а затем Президента Чеченской Республики А.А. Кадырова.
В целом материал посвященный чеченцам в «Большой Энциклопедии», явно идеологизирован, направлен на фальсификацию, дискредитацию истории, культуры, образа жизни чеченского народа. Односторонне интерпретируемые исторические и современные факты прививают в общественном сознании россиян античеченские настроения, враждебные отношения к чеченскому народу, разжигают межнациональную рознь в России, оскорбляют честь и достоинство чеченского народа.
Энциклопедии издаются не на один или два года, а на долгие годы. Они служат многим поколениям источником информации. Но опубликованная в 58 томе информация о чеченцах, не только не адекватна, она фальсифицирована, более того оскорбительна для них, она дает искаженное представление об их истории и культуре. В то же самое время информация о других народах, данная в энциклопедии, например, об ингушах, дагестанцах, кабардинцах, не отличается враждебностью к ним, авторы не высказывают по отношению к ним суждения, которые допустили по отношению к чеченцам. Поэтому есть основание полагать, что публикации о чеченцах в данном издании написаны не с целью осуществления объективного анализа их прошлого и настоящего, а с целью клеветы, фальсификации, чтобы изобразить их, как преступный народ, к которому в любое время допустимо любое насилие.
Между тем подобное описание и оценка чеченцев никогда не допускались в российских энциклопедиях. Этого нет в энциклопедии Ефронъ и Брокгауз, изданной в царское время, в Большой Советской Энциклопедии, изданной в СССР 30-е годы. В этой же энциклопедии, переизданной в 50-е годы ХХ столетия, чеченцы вообще не упоминаются, поскольку находились в депортации. Этого нет и в переизданной в 70-х годах ХХ века Большой Советской энциклопедии. Но авторы и редколлегия «Большой Энциклопедии» в 62 томах превзошли в своей ненависти к чеченцам идеологические штампы царизма, сталинско-бериевских и брежневских идеологов. Случайно ли подобная позиция? Известно ли об этом руководству Российской Федерации? Cудя по некоторым данным, эта энциклопедия получила даже премию Правительства г. Москва. Все это навевает печальные мысли: что же ожидает в будущем чеченский народ?
Ученые и общественность Чеченской Республики протестуют против чеченофобской политики, проводимой определенными кругами в Москве, полагая, что она прочно направлена на сохранение и даже разжигание сепаратистских настроений в чеченском обществе.
Общественная палата Чеченской Республики с участием Академии наук Чеченской Республики провели специальное заседание по обсуждению чеченофобских материалов, появившихся в многотомной «Большой Энциклопедии», дали им объективную оценку, подвергли решительному осуждению их безымянных авторов, членов редколлегии, допустивших публикацию и обратились к Президенту Российской Федерации принять меры по изъятию 58 тома из продажи, публичных и научных библиотек не только России, но и зарубежных стран.
Участники потребовали публичных извинений чеченскому народу от издательства «Терра», Научно-издательского совета и редколлегии «Большой Энциклопедии» за допущенные клеветнические измышления и оскорбления. Научное сообщество и общественность Чеченской Республики, обеспокоенные клеветническими измышлениями, если не сказать расистскими высказываниями, и оскорбительными выпадами в адрес чеченского народа, считает необходимым не только развенчивать античеченские концепции клеветников, но и обращение в судебные органы для привлечения к уголовной ответственности лиц, допускающих оскорбления и клевету на чеченский народ.
В заключение публикации хочу подчеркнуть, что сегодня политические деятели Чеченской Республики, ученые, писатели, журналисты вносят существенный вклад в достижение мира и согласия в Чеченской Республике и за её пределами. И как серьезное препятствие на этом пути видят, непрекращающиеся публикации, допускающие оскорбления чести и достоинства чеченского народа и его национальных героев, что естественно не может способствовать достижению национального единства в многонациональном Российском государстве.
Полагаю, что в пресечении античеченских публикаций в Москве и в других частях России должно быть заинтересованы те, кому небезразличны мир и согласие в многонациональном государстве.
В. Х. Акаев, академик Академии наук Чеченской Республики, доктор философских наук, член Общественной палаты Чеченской Республики 11 января 2010 г.
Мне кажется, что, создавая энциклопедические статьи о чужих культурах, нужно быть очень внимательным и деликатным, действуя по знаменитому принципу "Не навреди!". Вот почему прежде, чем допускать к публикации подобные статьи, нужно обязательно показывать их ученым представителям этих национальных культур. В случае, когда создавалась эта энциклопедия, этого наверное не произошло, поскольку статьи писали ученые, руководствуясь лишь общими представлениями и уже существующей на данный момент энциклопедической информацией. Что ж, будет им наука! Восклицание Судиться с авторами и издателями энциклопедии, думаю, не нужно, но все неточности и искажения при переиздании обязательно должны быть устранены! Восклицание
Иван Некайский пишет: Мне кажется, что, создавая энциклопедические статьи о чужих культурах, нужно быть очень внимательным и деликатным, действуя по знаменитому принципу "Не навреди!". Вот почему прежде, чем допускать к публикации подобные статьи, нужно обязательно показывать их ученым — представителям этих национальных культур. В случае, когда создавалась эта энциклопедия, этого наверное не произошло, поскольку статьи писали ученые, руководствуясь лишь общими представлениями и уже существующей на данный момент энциклопедической информацией. Что ж, будет им наука! Судиться с авторами и издателями энциклопедии, думаю, не нужно, но все неточности и искажения при переиздании обязательно должны быть устранены!
Представителям культур? И вы что, верите в то, что они позволят написать хотя бы одну из неприятных фраз про свой народ? Вопрос Про объективность точно забудут, но написать не позволят. Скептически
Ну и можно поспорить по тезисам. Не думаю, что есть смысл спорить по всем, но пару можно выцепить:
"Воздвигая гигантскую ложь против чеченцев, авторы ни слово не сказали о том, что в тылу и на фронтах они трудились и героически сражались, приближая победу над фашистами."
И именно поэтому 31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР N 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации ее населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским оккупантам». Думаю, дыма без огня не бывает.
Далее: "С начала-середины 1990-х получила широкое распространение торговля людьми."
И что, этого не было? Было и было в полный рост. Не удивлюсь, что это есть и по сей день.
P. S. Кстати, я не чеченофоб. Но чеченцев никогда не назову братским народом, хотя бы потому, что история показывает совершенно обратное.
Действительно, безобразие... Со злостью Но странно другое. Неужели редакторы-составители ключевых национальных энциклопедических изданий НЕ ПОНИМАЮТ, что энциклопедическая статья — это не заметка в газете на злободневные темы, где как раз и можно отдавать волю эмоциям! ВосклицаниеСо злостью
Обычно энциклопедические издания, особенно такие грандиозные, расчитаны на использование в течение хотя бы нескольких десятилетий, поэтому статьи в них не должны служить текущим политическим моментам. В последние десятилетия мы убедились, как переменчивы бывают такие оценки. Считаю возмущение чеченских ученых и общественности вполне обоснованными.
YA_HELEN пишет: Действительно, безобразие... Но странно другое. Неужели редакторы-составители ключевых национальных энциклопедических изданий НЕ ПОНИМАЮТ, что энциклопедическая статья — это не заметка в газете на злободневные темы, где как раз и можно отдавать волю эмоциям!
А в чем безобразие? В том что чеченцы не согласны с некоторыми трактовками их истории? Вопрос Но простите, факты есть, и что не писать о них? Вопрос Конечно, не исключаю, что некоторые факты изложены гипертрофированно, но это не означает, что их нет было.
lisss пишет: И именно поэтому 31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР N 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации ее населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским оккупантам». Думаю, дыма без огня не бывает.
Далее: "С начала-середины 1990-х получила широкое распространение торговля людьми."
И что, этого не было? Было и было в полный рост. Не удивлюсь, что это есть и по сей день.
Позвольте с Вами не согласиться хотя бы по той простой причине, что энциклопедия не политический труд для создания впечатления о всем народе по деятельности отдельных группировок, выбравших преступный путь. Если Вы помните, то "пособников фашистких оккупантов", "шпионов в пользу Германии, Англии" и так далее, "врагов народа" было много среди самых разных народов: в каждом народе есть свои герои и антигерои. Все это можно сказать о любом народе, населяющем Россию. И торговля людьми вовсе не является отличительной чертой чеченцев: например, именно русские посылают многих девушек "на работу за рубеж". Давайте не будем предвзято относиться к истории, а трезво, честно и объективно оценивать факты, а не людей. Идея
Андрей Барабанов пишет: Позвольте с Вами не согласиться хотя бы по той простой причине, что энциклопедия — не политический труд для создания впечатления о всем народе по деятельности отдельных группировок, выбравших преступный путь. Если Вы помните, то "пособников фашистких оккупантов", "шпионов в пользу Германии, Англии" и так далее, "врагов народа" было много среди самых разных народов: в каждом народе есть свои герои и антигерои. Все это можно сказать о любом народе, населяющем Россию. И торговля людьми вовсе не является отличительной чертой чеченцев: например, именно русские посылают многих девушек "на работу за рубеж". Давайте не будем предвзято относиться к истории, а трезво, честно и объективно оценивать факты, а не людей.
Да я и не думаю относится предвзято. Боже упаси! Восклицание Я скорее ратую за то, чтобы и данные, весьма негативные явления тоже были в энциклопедии, потому как они были как факты, и не упомянуть о них просто нельзя, потому что потеряется объективность реальности. Также в энциклопедии стоит обязательно упомянуть о деятельности РОА и Власова.
Ну это гипертрофированное и некорректное изложение фактов адептами тех или иных идей. Лично я не считаю, что энциклопедия не содержит таких ксенофобских позиций и якобы чеченофобии.
Интересные свидетельства о том чем занимались русские солдаты на Кавказе оставил Л.Толстой:
«Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь и столбы галерейки сожжены, и внутренность загажена. Сын же его -красивый с блестящими глазами мальчик, был проткнут штыком в спину. Старик – дед сидел у стены разваленной сакли и тупо смотрел перед собой. Он только что вернулся с пчельника. Бывшие там два стожка сена были сожжены, были поломаны и обожжены абрикосовые и вишневые деревья и, главное, сожжены все улья с пчелами. Фонтан был ЗАГАЖЕН очевидно нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Также была загажена и мечеть. Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувства, которые испытывали все чеченцы от мала до велика было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских людьми. И такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их как желание истребления крыс, ядовитых пауков было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения» - («Хаджи-Мурад»).
Вот, что писал подлый имперский «гуманист» А.Пушкин:
«О, Котляревский – бич Кавказа, тебя я воспою, герой! Твой ход, как чёрная зараза, губил, ничтожил племена…»
Ему вторил другой суперманьяк и убийца А.Грибоедов:
«В Чечню, в Чечню! Будем вешать и убивать, убивать и вешать. И плевали мы на историю…» Но вскоре история плюнула него. За бесчеловечность и распутство этот мерзкий народоубийца был растерзан разъярённым иранским народом, с которым он хотел обращаться, как с русскими крепостными рабами
Шейх Мансур:
Ещё в те далёкие времена предводитель Кавказских Муджахидов - шейх Мансур дал русским исчерпывающий ответ: "Вся моя вина и вина моих соотечественников в том, что мы защищаем Богом данную нам жизнь и свою землю. Ваш бог – это ваш царь. Его слово значит для вас больше, чем Божье. Жизнь любого существа в руках Всевышнего, и лишить человека жизни имеет право только он один. А ваши солдаты считают, что это дозволено им. Для вас человеческая жизнь ничего не значит. Стало быть, ваши действия направлены не только против людей, но и против Бога. Так вы сеете зло на земле. Мы же, воюя против вас, защищаем не только себя, но и Божьи законы».
Эксклюзивное интервью сайту «ГУЛАГ» Председателя Политсовета ДДК
Александр Солженицын в своей книге "Архипелаг ГУЛАГ" дал чеченцам блестящую характеристику: "... нация, которая совсем не поддалась психологии покорности, - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чеченцы".
Действительно, с кем только ни приходилось сражаться чеченцам за свою независимость - с римскими легионами, с Чингисханом, Батыем, Тамерланом. С русскими царями, для которых полная колонизация Кавказа была немыслима без покорения извечно непокорной Чечни. С вождями советскими, продолжившими имперскую политику царской России.
Небезызвестный генерал Ермолов еще в ХIХ веке произнес зловещие слова: "Я не успокоюсь до тех пор, пока не останется в живых ни одного чеченца". Почему Чечня была и остается камнем преткновения? В чем причины вековой ненависти российских властителей к чеченцам и неистребимого желания их уничтожения?
«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены. Мы уже видели, как они относились к лагерным беглецам. Как одни они изо всей джезказганской ссылки пытались поддержать кенгирское восстание. Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чечены проявили себя зэками по духу. После того как их однажды предательски сдёрнули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли - низкие, тёмные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай. И такое же было всё их ссыльное хозяйство - на один этот день, этот месяц, этот год, безо всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили, молодые еще и одевались. Проходили годы - и так же ничего у них не было, как и в начале. Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству - но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить там, да и мальчиков не всех. Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего они старались устроиться шофёрами: ухаживать за мотором - не унизительно, в постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской страсти, в шофёрских возможностях - своей страсти воровской. Впрочем, эту последнюю страсть они удовлетворяли и непосредственно. Они принесли в мирный честный дремавший Казахстан понятие: "украли", "обчистили". Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех ссыльных, что так легко подчинились начальству, они расценивали почти как ту же породу. Они уважали только бунтарей. И вот диво - все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы». А.И. Солженицын "Архепилаг Гулаг"
"Народы, учитесь у горцев, на что способны люди, желающие остаться свободными". Карл Маркс (1848)
"...Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы" Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись».
...Но существует воспитание: уважение к старшему, уважение к другу, уважение к женщине, законопослушание. Уважение к религии, причем не напускное, не надуманное, а настоящее. Я очень люблю и уважаю вайнахов. И они проявляют ко мне самое доброе отношение, хотя бы по той простой причине, что я за всю свою долгую жизнь никогда ни словом, ни делом не изменил этому народу. Чеченцы - мужественный, непобедимый, нравственно чистый народ. А бандиты? Так они есть и среди русских, бандитов и у евреев достаточно... ...И когда мой сын или дочь начинают мне перечить, говорю: «Тебя надо было на воспитание в Чечню отправить, ты бы научился уважать родителей... Мне по душе эта культура. Иосиф Кобзон
Дмитрий Панин, потомок древнего дворянского рода, русский учёный и религиозный философ, который провёл в сталинских лагерях 16 лет. В 70-е годы на Западе вышла его книга «Лубянка - Экибастуз», которую литературные критики называют «феноменом русской литературы, равным «Запискам из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского». Вот что он пишет в этой книге о чеченцах: «Наиболее удачным и остроумным был побег (из Особлага в Казахстане – В.М.) двух зэков во время сильного бурана. За день намело валы спрессованного снега, колючая проволока оказалась занесённой, и зэки прошли по ней как по мосту. Ветер дул им в спины: они расстегнули бушлаты и натягивали их руками, как паруса. Влажный снег образует прочную дорогу: за время бурана им удалось проделать больше двухсот километров и выйти к посёлку. Там они спороли тряпки с номерами и смешались с местным населением. Им повезло: то были чеченцы; они оказали им гостеприимство. Чеченцы и ингуши – близкородственные друг другу кавказские народности мусульманской религии. Их представители в огромном большинстве – люди решительные и смелые. Гитлера они рассматривали как освободителя от кандалов сталинизма, и, когда немцев прогнали с Кавказа, Сталин произвёл выселение этих и других меньшинств в Казахстан и Среднюю Азию. Гибли дети, пожилые и слабые люди, но большая цепкость и жизненная сметка позволили чеченцам устоять во время варварского переселения. Главной силой чеченцев была верность своей религии. Селиться они старались кучно, и в каждом посёлке наиболее образованный из них брал на себя обязанность муллы. Споры и ссоры старались разрешать между собой, не доводя до советского суда; девочек в школу не пускали, мальчики ходили в неё год или два, чтобы научиться только писать и читать, а после этого никакие штрафы не помогали. Простейший деловой протест помог чеченцам выиграть битву за свой народ. Дети воспитывались в религиозных представлениях, пусть крайне упрощённых, в уважении к родителям, к своему народу, к его обычаям, и в ненависти к безбожному советскому котлу, в котором им не хотелось вариться ни за какие приманки. При этом неизменно возникали стычки, выражались протесты. Мелкие советские сатрапы вершили грязное дело, и много чеченцев попало за колючую проволоку. С нами тоже были надёжные, смелые, решительные чеченцы. Стукачей среди них не было, а если таковые появлялись, то оказывались недолговечными. В верности мусульман я не раз имел возможность убедиться. В мою бытность бригадиром я выбрал себе помощником ингуша Идриса, и был всегда спокоен, зная, что тыл надёжно защищён и каждое распоряжение будет выполнено бригадой. В ссылке я был в Казахстане в разгар освоения целины, когда, получив пятьсот рублей подъёмных. Туда хлынули представители преступного мира. Парторг совхоза, испугавшись за свою жизнь, за большие деньги нанял трёх чеченцев своими телохранителями. Всем тамошним чеченцам он своими действиями был отвратителен, но раз обещав, они держали слово, и, благодаря их защите, парторг остался целым и невредимым. Позже, на воле, я много раз ставил в пример знакомым чеченцев и предлагал поучиться у них искусству отстаивать своих детей, охранять их от тлетворного влияния безбожной, беспринципной власти. То, что так просто и естественно получалось у малограмотных мусульман, разбивалось о стремление образованных и полуобразованных советских россиян обязательно дать высшее образование своему, как правило, единственному ребёнку. Простым людям при вколачиваемом безбожии и обескровленной, разгромленной, почти повсюду закрытой Церкви невозможно было в одиночку отстоять своих детей». Во время битвы на реке Сунже 4 июля 1785 года был ранен и пленён воевавший на стороне русских 20-летний грузинский князь П. Багратион. Однако, по сообщению академика П.Г. Буткова, раненому унтер-офицеру (позже – генерал от инфантерии) была оказана медицинская помощь, и в знак уважения за мужество, проявленное в бою, тот был доставлен на противоположный берег и возвращён противнику без каких-либо условий
(См. Н. Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе», 1888 год, стр. 577).
«К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут- Мартаном. Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов...»
«Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959 г., Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка генерала Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»
Говоря о заселении этих земель чеченцами, профессор П. И. Ковалевский писал, что они «...мало помалу стали спускаться с гор и постепенно занимать под свои аулы Кумыкскую площадь. Так образовался целый ряд аулов от Качкалыковского хребта и чуть не до Кизляра по Тереку, образуя Качкалыковскую Чечню» (23). Влияние же их в Аухе и во всем Терско- Сулакском междуречье было настолько велико, что, как писал генерал В. Потто, «...ни один из князей кумыкских... не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем».
Плоскость или, правильнее сказать, отлогие северные склоны хребта Кавказского, покрытые лесами и плодоносными долинами и обитаемые в восточной части племенем чеченским, наиболее воинственным из племён горских, составляли всегда сердце, житницу и самую мощную найму враждебной нам коалиции гор. Шамиль, хорошо зная этим предгорьям цену и избирая свою резиденцию первоначально Дарго, а затем Ведено, видимо старался держаться ближе Чечни, чем всех прочих своих владений. Значение этих предгорий было понято и Главнокомандующим князем Барятинским, сосредоточившим все наши удары на землях чеченских, с падением которых в апреле 1859 года не устоял и полугода густонаселённый Дагестан, хотя и отдохнувший от наших наступательных действий, прекращённых со стороны Дагестана ещё с 1849-го года. (Е. Сельдерецкий. Беседы о Кавказе. Ч. 1, Берлин, 1870).
Чеченцы – великолепные наездники – могут преодолевать всего лишь за одну ночь сто двадцать, сто тридцать или даже сто пятьдесят верст. Их кони, не сбавляя шагу – всегда галопом, – штурмуют такие склоны, где, казалось бы, не пройти и пешему. Горец, едущий верхом, никогда не смотрит на дорогу перед собой: если на пути лежит расщелина, которую не решаются преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до двадцати футов. (А. Дюма. Кавказ. (Париж, 1859)
Незавидное положение дел в предгорьях Кавказа обрисовал профессор С.Н. Рукавишников в своём докладе, прочитанном 11 октября 1912 года на заседании Общества ревнителей истории:
«Хотя Кавказ и завоёван Россией, но он не вполне замирен. Населяющие его мусульманские народности в глуши своих аулов дышат непримиримой ненавистью к России и ожидают только случая, чтобы встать на защиту мусульманства... Вся история Кавказа показывает, что очагом всех волнений на Кавказе... является Дагестан и, в особенности, Чечня, которая, благодаря своему географическому положению, до сего времени представляет собою совершенно изолированную, неприступную, дикую страну...» По мнению Рукавишникова, во всем были виноваты власти (тогда – петербургские) и местная кавказская администрация, которая даже не пытается приобщить Чечню к благам современной культуры, связать ее с внешним миром хоть какими-нибудь дорогами. «Под влиянием всех этих обстоятельств, а также благодаря природному пылкому и горячему характеру чеченцев, из последних выработалось воинственно настроенное, свободолюбивое и фанатичное племя, легко поддающееся пропаганде ненависти мусульман к «гяурам», – вывел профессор.
***** «Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».
«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости». Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.
«Чеченцы, бессп*орно, храбрейший народ в Восточных горах. Походы в их земли всегда стоили нам огромных кровавых жертв. Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне. Из всех горцев они одни заставили Шамиля, правившего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, народных повинностях и обрядовой строгости веры». Н.Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе».
«Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?» Генерал Михаил Орлов, 1826 год.
«Чеченцы кроме русских и евреев являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши". Максим Шевченко.
Добавлено через 1 минуту «Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона» (В. Потто, XIX век).
Добавлено через 3 минуты "Что же касается чеченцев, то они, на мой взгляд, в массе своей обладают повышенным потенциалом мужества, энергии и свободолюбия. В конце первой чеченской войны я писал в тогдашней еще «Независимой газете», что чеченцы представляют по своим качествам, включая и интеллектуальные данные, некую флуктуацию позитивных свойств. Я знаком со многими чеченцами разного положения и возраста, и всегда поражаюсь их уму, мудрости, собранности, настойчивости. Одним из слагаемых упомянутой выше флуктуации мне представляется то обстоятельство, что чеченцы, единственные среди народов Российской империи, не имели аристократии, никогда не знали крепостного права, и лет уже примерно триста живут без феодальных князей". (Вадим Белоцерковский, 22.02.08 г.)
Чеченцы – немногочисленный народ, их страна занимает не много места на географической карте. Но на этнической карте, на карте народов и культур, Чечня представляет собой цивилизацию, сравнимую по статусу, скажем, с российской. Это звучит крайне неожиданно, но это так. Ян Чеснов
"...Как плеть, выпавшая из рук застигнутого в пути песчаной бурей всадника, чеченцы исчезнут... Однако тот же ветер, подувший в обратную сторону, унесет песок и плеть снова появится на белый свет. Так и чеченцы уйдут на время в небытие, вновь воскреснут для добра и справедливости и доживут до Судного Дня". Предсказание из старинной рукописи 18 века (тептар).
"Чеченцев, как своих врагов, мы старались всеми мерами уничтожить и даже их достоинства обращать в недостатки. Мы их считали народом до крайности непостоянным, легковерным, коварным и вероломным потому, что они не хотели исполнять наших требований, несообразных с их понятиями, нравами, обычаями и образом жизни. Мы их так порочили потому только, что они не хотели плясать под нашу дудку, звуки которой были для них слишком жестки и оглушительны..." Генерал М.Я. Ольшевский
Правительственная комиссия России, изучив вопрос о привлечении их на службу в русскую армию, в 1875 году сообщала: «Чеченцы... самые воинственные и опасные горцы Северного Кавказа, представляют из себя ...готовых воинов, которая военная служба едва ли что-либо в смысле лихой езды и умения владеть оружием... Чеченцы буквально с детского возраста привыкают общаться с оружием... Стрельба ночью на вскидку: на звук, на огонёк показывает явное преимущество горцев в этом над обученными казаками и особенно солдатами». Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции 20-22 июня 1989 г. Махачкала, 1989 г., с. 23.
«Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа», но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это – хищники, каких немного среди гордых рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка» «Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904 г. Каспари.)
«Симпатичные стороны чеченцев сказываются в их былинах и песнях. Бедный по количеству слов, но чрезвычайно образный язык этого племени как будто создан, по словам знающих исследователей Андийского хребта, для легенды и сказки – наивной и поучительной в одно и то же время. Униженные хвастуны, наказанные завистники и хищники, торжество великодушных, хотя иногда и слабых, уважение к женщине, являющейся помощницей мужу и товарищем, – вот корни народного творчества в Чечне. Присоедините к этому остроумие горца, его умение шутить и понимать шутку, веселость, которую не осилило даже тяжелое нынешнее положение этого племени, и вы, разумеется при всём своём уважении к мундирным моралистам, согласитесь со мной, что чеченцы – народ как народ, ничем не хуже, а пожалуй, и получше всякого другого, выделяющего из своей среды таких добродетельных и беспощадных судий. Способности этого племени – вне всяких сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они – ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны в то же время согласиться (...) что, разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которые почти недоступны нашему крестьянину средних губерний». Немирович-Данченко В. Вдоль Чечни.
Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а на смерть. В.А. Потто. Исторический очерк Кавказских войн... (Тифлис, 1899).
«Чеченцы очень бедны, но за милостыней никогда не ходят, просить не любят, и в этом состоит их моральное превосходство над горцами. Чеченцы в отношении к своим никогда не приказывают, а говорят ''Мне бы нужно это, я хотел бы поесть, сделаю, пойду, узнаю, если Бог даст». Ругательных слов на здешнем языке почти не существует...» С. Беляев, дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев.
«...Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем уничтожать дар божий и труд человека», – говорили они... И это правило горского «разбойника» есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели её...» А.А. Бестужев-Марлинский в «Письме доктору Эрману».
Всегда интересно прочитать комментарий "этнографов" и "историков", которых, судя по таким уверенным определениям относительно истории и жизни чеченского народа..., здесь полным полно. Если бы вы время от времени отрывались от просмотра своих зомбоящиков и интересовались реальными фактами истории...