Рецензия
Организм как механизм. Интерактивная энциклопедия. М.: Махаон, 2010.
Последовательно стилизуя учебное пособие по анатомии и физиологии человека под компьютерную инструкцию, создатели этой книги не останавливаются ни перед чем
Идея уподобления человеческого тела механизму не нова. Даже если не брать Фалеса Милетского с его полумифическими автоматонами, уже в XVIII веке эту метафору вовсю использовали философы-просветители для обоснования необходимости организации человеческой жизни на разумных, рациональных началах. И окончательно довели до металлического блеска радикальные позитивисты второй половины XIX века: никакой души нет, а есть одна химия и электричество. Но всё-таки до недавнего времени метафора оставалась метафорой: слишком велик оставался зазор — даже не зазор, а зияющая пропасть — между живым и неживым, органикой и механикой.
Однако в последние несколько лет края этой пропасти начали с обеих сторон всё быстрее и быстрее осыпаться и сглаживаться. С одной стороны, искусственные (и искусственно выращенные) органы, вживлённые суставы, стимуляторы и симуляторы становятся всё менее отличимы от настоящих. А с другой — виртуальные миры компьютерных игр всё полнее сливаются с «я» включённого в них человека. Так что для современного ребёнка школьного возраста, не видящего ровным счётом ничего странного в выражении «здоровье пополнено на 23%», слова «организм как механизм» — это уже не смелая метафора, а данность.
Именно на таких современных детей, которых уже как-то смешно называть «компьютероголовыми» (это всё равно что всех имеющих на руке часы назвать «часоручными»), видимо, и рассчитана это 80-страничная переводная мини-энциклопедия. Начинается она с ключевой фразы: «Эффективная работа человеческого механизма — результат строго согласованного взаимодействия 12 специализированных систем органов». И дальше последовательно перечисляются эти системы: «электропроводка» (то есть нервная система), «внутренние сети», «комплект инструкций» (гены), «наружные датчики» и т.д. Кроме того, как оно обычно бывает в прилагаемом к сложному устройству мануале, начинается книга с разделов — разворотов «Спецификация продукта» и «Срок службы». А заканчивается разделами «Текущее обслуживание», «Отказ системы» и «Запчасти» (Последнее, впрочем, не в смысле «разобрать на запчасти», а наоборот, в том смысле, что некоторые части можно вставлять взамен вышедших из строя.).
Кроме того, на каждом развороте присутствует врезка «Конкурентные модели», где описывается, как данная функция реализована в других механизмах (явный отзвук «священных войн» писюшников и макинтошников), а также врезка «Элементы дизайна», экспресс-вопрос «Выборочная проверка» и мини-рубрика «Правда или нет?» (видимо, это и дало маркетологам основание назвать энциклопедию «интерактивной»). И тут-то, в этой рубрике, и таится подлинное «драгоценное перло» (как сказал бы ещё один яростный позитивист — Белинский). На развороте, посвящённом «бортовому компьютеру» (по старинке — головному мозгу) читаем: «На ощупь головной мозг напоминает густую тёплую овсянку».
Думается, что это не пустое хулиганство автора оригинального текста Ричарда Уокера (доктора философии, подчёркивается в «приветствии») и не ляп русской редакции, а сознательный расчёт. Расчёт на то, что до современных детей, убаюканных тотальной виртуалией («у вас осталось ещё две жизни») и жёстко настроенных на извлечение из любого текста конкретной информации, по-другому просто не достучаться. Может быть, и так, но книги-то покупают всё-таки родители. Многие ли из них уже готовы к такому буквальному воплощению механистических метафор — трудно сказать.
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |
Именно на таких современных детей, которых уже как-то смешно называть «компьютероголовыми» (это всё равно что всех имеющих на руке часы назвать «часоручными»), видимо, и рассчитана это 80-страничная переводная мини-энциклопедия.
Идея уподобления человеческого тела механизму не нова.
«Эффективная работа человеческого механизма — результат строго согласованного взаимодействия 12 специализированных систем органов»
Андрей Барабанов пишет:
Без духовности, души, идеи никак не объяснить то или иное действие человека.