Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Вышел в свет 22-й алфавитный том «Православной энциклопедии»

Вышел в свет 22-й алфавитный том «Православной энциклопедии»

Рецензия

  • 4 марта 2010
  • просмотров 5048
  • комментариев 4

22-й том (Икона — Иннокентий) «Православной энциклопедии» содержит обширные материалы по тематике иконописания и иконопочитания. Том открывает статья «Икона», в которой подробно рассказывается как о православном богословии иконы, так и месте иконы в литургической традиции Православной Церкви. Также в томе присутствует статья об «Иконописи».

О религиозном и политическом движении, отвергавшем святость религиозных изображений и почитание икон, рассказывает статья «Иконоборчество». В ней рассматривается история иконоборческой ереси в Византии, а также проявления икономахии на христианском Западе, подробно анализируются причины появления движения, его богословские основания.

Статься «Иконостас» посвящена истории формирования православного храмового иконостаса и его месту в богослужебной жизни Церкви в древности и в настоящее время.

В томе также присутствует статья, рассказывающая об иконографии как канонической системе иконописных изображений. Материал «Иконология» повествует о направлении в искусствознании и одном из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры. В томе находится и ряд других статей, связанных с темой иконы — например, «Иконописный подлинник» и проч.

Одному из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения посвящена статья священника Димитрия Пашкова «Икономия».

Большая статья А.Р. Фокина и А.А. Королева «Иларий Пиктавийский» рассказывает о жизни, трудах и богословии одного из крупнейших западных богословов IV в., отца и учителя Церкви, одного из борцов с арианской ересью. Подробно разбираются творения, святителя, анализируется его учение.

В 22 томе присутствуют статьи, посвященные ряду других видных святителей Западной Церкви: св. Папе Римскому Иларию (+468); св. Иларию Арелатскому (+449), св. Ильдефонсу Толедскому (+667) и др., равно почитаемым христианами Востока и Запада.

О первом Киевском Митрополите, поставленном из русских выходцев, повествует обширная статья А.А. Турилова «Иларион, святитель, митрополит Киевский». В ней обстоятельно рассмотрены труды первого русского духовного писателя, его место в русской церковной истории.

В 22-томе множество статей посвящено русским святым и церковным деятелям, носящим имя Иларион. Среди них важное место занимает материал, рассказывающий о деятельности свт. Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского (+1708). Заслуживают внимания стати о преподобных Иларионе Киево-Печерском (XI-XII вв.), Иларионе Псковоезерском (+1476), Иларионе Оптинском (+1873). Одному из известнейших новомучеников Российских ХХ века, который известен также как крупный духовный писатель и богослов посвящена статья «Иларион (Троицкий)».

Среди статей, посвященных современным церковным иерархам, — материал, рассказывающий о митрополите Иларионе (Капрале), Первоиерархе Русской Православной Церкви Заграницей, а также биографический обзор, посвященный митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону (Шукало). Отдельная статья освещает церковную деятельность, литературные и музыкальные труды митрополита Илариона (Алфеева), председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Кстати, сам владыка Иларион является автором присутствующего в 22-м томе обширнейших материалов, находящихся на пересечении богословия, библеистики и церковной истории — «Имя Божие» и «Имяславие». Последнюю тему в 22-м томе продолжает статья о схимонахе Иларионе (Домрачеве), чья книга «На горах Кавказа» стала причиной имяславских споров в Русской Церкви и на Афоне в начале ХХ века. В данном комплексе материалов рассматриваются вопросы терминологии, истории, проблематики понятия об Имени Божием, а также о движении почитателей Имени Божия.

Отдельный обширный материал 22-го тома рассказывает о преподобном Иларионе Великом (+371), который явился основателем Палестинского монашества. Известным мученикам Готским, пострадавшим на территории современного Крыма, посвящена статья «Инна, Пинна и Римма».

Крупная статья в новом томе «Православной Энциклопедии» посвящена одному из самых почитаемых ветхозаветных пророков — св. Илии. В ней повествуется о жизни пророка Илии, о литературе связанной с его именем, его почитании в христианском мире.

В томе также присутствует множество статей посвященных святым и церковным деятелям, носящим имя Илия, и монастырям во имя св. пророка Илии, из которых наиболее примечателен знаменитый русский Ильинский скит на Святой Горе Афон. Одна из статей 22-го тома посвящена Католикосу-Патриарху всей Грузии, архиепископу Мцхетскому и Тбилисскому Илии II, который в настоящее время является Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. Статья «Илия Муромец» рассказывает об известнейшем русском святом, герое русского героического эпоса — иноке Киево-Печерской обители, жившем в XII вв.

Большой материал нового тома сообщает о деятельности и учении знаменитого русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и известном русском философе, богослове, литературном и музыкальном критике, композиторе Владимире Ильине (1890-1974).

Также вызывает интерес статья, посвященная деятельности Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), крупного русского востоковеда, филолога и миссионера, чья деятельность оказала большое влияние на распространение Православия среди народов Поволжья и развитие их культуры.

В томе также присутствует статья о другом выдающемся русском православном миссионере XIX в. — св. Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском и Коломенском. В новом томе энциклопедии также можно прочитать жизнеописания выдающихся русских православных иерархов XVIII-XIX столетий — св. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, и св. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического.

Многие статьи 22-го тома посвящены монастырям Русской и других Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее примечательны Инкерманский мужской монастырь и Иннокентиев Комельский монастырь, история и архитектура которых подробно рассмотрены в соответствующих публикациях нового тома «Православной Энциклопедии».

Значительный интерес у читателя, несомненно, вызовет статья «Император», рассказывающая о месте православного монарха в истории и церковной жизни Византии, Западной Европы и России. Эту же тему продолжает материал «Имперская Церковь» и отчасти — статья «Инвеститура», посвященная особенностям церковно-государственных отношений в средневековой Западной Европе. Католическую тематику продолжает также статья «Индульгенция».

Весьма актуальной выглядит статья прот. Владислава Цыпина «Имущество церковное», в которой рассматриваются различные аспекты проблемы материального обеспечения церковной жизни.

Из статей философской тематики особое внимание в 22-м томе обращает на себя статья Д.В. Смирнова «Индивид», которая рассказывает о значении термина, его истории, развитии. Тесно связана с вышеупомянутой и статья «Индивидуация».

Из статьей, посвященных теме страноведения, в 22-м томе особого внимания заслуживают «Индия» и «Индонезия».

Среди религиоведческих статей особое значение имеют материалы «Индуизм» и «Инков религия». В них подробно рассказывается об истории и доктрине данных религий.  


  • Теги
  • 22 том
  • XXII том
  • Православная энциклопедия
  • православие
  • энциклопедия

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Возможно, я что-то не допонимаю, и, к сожалению, этот том пока мне в руки не попадался. Но все же почему в «Православной Энциклопедии» вдруг печатаются статьи о католических священниках или (еще более непонятно) — об индуизме?! Вопрос Восклицание Удивлённо
    Это в контексте какого-то пересечения с православной верой что ли? Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Как сказано в аннотации к изданию, ссылка на которое дана в статье:
    "Православная энциклопедия" является специализированным справочным изданием, ставящим перед собой две задачи:
    1) дать всеобъемлющую информацию по двухтысячелетней истории и современному состоянию вселенского православия;
    2) ознакомить читателя с другими христианскими конфессиями, нехристианскими религиями, а также с явлениями науки, культуры, философии, искусства, политики, так или иначе связанными с религией.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    почему в «Православной Энциклопедии» вдруг печатаются статьи о католических священниках


    А кто из упомянутых в новости зарубежных богословов и отцов Церкви — католический священник? Речь идет о людях, живших в IV-VII вв. и канонизированных Церковью, а отпадение Католической Церкви от Православия произошло в 1054 г. Точно так же православные и католики почитают святителя Николая, архиеп. Мир Ликийских, жившего в Италии (Николай-чудотворец).
    Их включение в Православную Энциклопедию вполне правомочно.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Приятно видеть, что энциклопедия имеет такой широкий охват и по времени, и по персоналиям. Самое главное, что происходит сравнение и даются различные точки зрения, например, труды Ивана Ильина, философские взгляды которого неоднозначны для православия.
    YA_HELEN пишет:
    Но все же почему в «Православной Энциклопедии» вдруг печатаются статьи о католических священниках или (еще более непонятно) — об индуизме?!    
    Это в контексте какого-то пересечения с православной верой что ли?

    Эта энциклопедия тем и ценна, что в ней есть возможность исторического диалога через правдивое описание различных вероисповеданий и труды их представителей. Все познается в сравнении, и, по-видимому, авторы издания и поставили это основной целью.
    • 0/0