Рецензия
Красиво оформленная, солидно выглядящая «Кольская энциклопедия» (КЭ) продается в магазинах. Просматриваю материал, имеющий отношение к моим краеведческим исследованиям. И прихожу в уныние. Даже при беглом просмотре обнаруживаю серьезные ошибки.
На протяжении многих лет я искала материалы об участниках экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Св. Анна». Обнаружила их в нескольких архивах России. И они дают мне право возражать по поводу того, как изложены в «Кольской энциклопедии» сведения о штурмане Валериане Альбанове, человеке незаурядной судьбы.
Напомню: в июле 1912 года из Петербурга отправилась экспедиция на «Св. Анне». Цель — пройти вдоль северного побережья России до Владивостока, параллельно проводя гидрологические исследования и собирая в местах стоянок этнографические материалы.
В силу ряда обстоятельств команда перед встречей с Арктикой оказалась не укомплектована. И потому на Кольском полуострове, в Александровске, куда парусно-паровая шхуна зашла пополнить запасы, пришлось искать и членов экипажа. Несколько местных жителей (их имена я, кстати, установила) отважились отправиться с Брусиловым. Теперь в экипаже было 24 человека, но всего один штурман — как раз Альбанов — вместо трех необходимых.
Итак, экспедиция отправилась на восток. Однако именно той осенью и зимой ледовые условия в Арктике оказались гораздо сложнее, чем обычно. И 2 октября в Карском море «Св. Анна» попала в ледовые тиски. Вскоре начался дрейф ― в общем направлении на север... Две зимовки пришлось провести членам экспедиции на скованном торосами судне. Заканчивались продовольствие, керосин, медикаменты. На исходе были и силы — физические и моральные. Порой возникали конфликты. После одного из них Альбанов попросил отстранить его обязанностей штурмана. Тем не менее ежедневно три раза в сутки люди вели гидрологические и метеорологические наблюдения.
Когда дрейфовали в 120 километрах от архипелага Земля Франца Иосифа, Альбанов решил идти по льдам к архипелагу, где, по имевшимся сведениям, в свое время оставили припасы английские экспедиции. 10 апреля 1914 года он и 13 членов команды с согласия капитана отправились в путь. Четверо, впрочем, через несколько дней повернули обратно. По полярным льдам вел Альбанов людей, торопил, подбадривал, как мог и умел. Преодолевая торосы, тащили они сани с прикрепленными к ним лодками — каяками, помогавшими переправляться через полыньи. Все было в том ледовом походе: воля боролась с апатией и нехваткой сил, смелость — с суровым нравом природы.
Большая часть людей погибла. Только двое — Альбанов и матрос Конрад добрались до одного из островов у мыса Флора, где наткнулись на строение и припасы, оставленные англичанами. Этот путь занял у них три месяца. А через полторы недели, 20 июля, случилась удивительная встреча. На безлюдный мыс зашел за топливом «Св. мученик Фока» — корабль, на котором Георгий Седов, и тоже в 1912 году, отправился на покорение Северного полюса. Но сам Седов к тому времени уже погиб, пытаясь добраться до цели на нартах... Судно направлялось к Мурманскому берегу, который Альбанов хорошо знал. Потому он рекомендовал идти в Рынду. Это и было сделано. Именно из становища Рында с Мурманского берега разлетелись по миру первые телеграммы с известием о драме, случившейся со «Св. Анной», и о гибели Седова... В августе 1914 года Альбанов прибыл в Архангельск.
Могла ли «Кольская энциклопедия» обойтись без статьи об этом человеке? Конечно, нет. Он совершил подвиг. Не только вышел победителем в борьбе со стихией, но и стал, пусть непроизвольно, исследователем Арктики — тех ее районов, где прежде не ступала нога человека. Доставил «Выписку из судового журнала» капитана «Св. Анны» и таблицы гидрометеорологических наблюдений, давшие огромный материал для ученых. Сообщил о людях, оставшихся на шхуне. В конце концов написал записки, которые переиздаются до сих пор. Валериан Альбанов занимает видное место в плеяде первопроходцев Арктики. Его имя носят остров, мыс и ледник, оно было присвоено гидрографическому судну.
Тем обиднее было обнаружить ошибки в посвященной отважному путешественнику статье «Кольской энциклопедии». В первой же строчке, содержащей основные биографические даты, — ошибки и неточности. «(26.05) (07.06).1881, Воронеж — 1919, станция Ачинск)», — значится в тексте. Однако родился наш герой годом позже и не там, где утверждает энциклопедия.
Поиски его следов в свое время привели меня в Уфу. В метрической книге, выданной из Уфимской духовной консистории причту церкви богоугодных заведений г. Уфы, нашла запись, которая однозначно говорит, что он родился 26 мая 1882 года, крещен и наречен Валерианом 30 мая 1882 г.
Не все так очевидно, как представлено в энциклопедии, также с датой и местом смерти. Строгих документальных доказательств, что она случилась в 1919 году на станции Ачинск, просто нет. Одни утверждают: да, он погиб там при взрыве снарядов. Другие, что умер от тифа в санитарном поезде, третьи, что погиб от случайной пули... Нет и свидетелей. Поэтому дата может считаться лишь предполагаемой. В таких случаях обозначать ее принято так: «1919 (?)».
Более того, у меня есть письма, указывающие на то, что он жил еще многие годы. Весной 1918-го с матерью и младшей сестрой Альбанов перебрался в Красноярск. И две соседки видели его в начале 30-х годов! По их словам, тогда Валериан приходил к матери, одетый в поношенную морскую форму, выглядел он очень больным... В общем, финал его жизни, как я считаю, до сей поры является непроясненным.
Зато хорошо известно, чем он занимался сразу после эпопеи «Св. Анны». И здесь в «Кольской энциклопедии» опять-таки содержатся неточности.
Да, он служил в Архангельске с 1914 года на ледорезе «Канада», но не вторым помощником капитана, как говорится в энциклопедии, а сначала ревизором, затем же, с 1915-го года, — старшим помощником. С октября 1916 года он действительно командовал портовым ледоколом № 6. Но лишь около месяца. В ноябре Альбанов — уже капитан по запасной команде Службы «Лед» Архангельского порта (о чем КЭ вообще не упоминает). Это данные Архангельского областного архива.
Откуда взялись ошибки, в принципе, понятно — из опубликованной в 1949 году в журнале «Летопись Севера» статьи знаменитого географа и исследователя Арктики Владимира Визе, очевидно, не располагавшего достоверными сведениями. Оттуда они перекочевали во многие другие издания. Но ведь уже более 25 лет известны точные факты. Впервые я опровергла ошибки с архивными материалами в руках еще в 1984 году. Истинные сведения об Альбанове с тех пор публиковались во многих самых разных изданиях — от газет (в их числе «Полярная правда» и «Мурманский вестник») до журналов, сборников и монографий.
Кстати, во время работы над энциклопедией я обращала внимание членов редколлегии: во многих публикациях о знаменитом штурмане хватает серьезных ошибок. Не наступите на те же грабли!.. И вот результат – ошибки вновь повторены. Более того, закреплены авторитетом энциклопедического издания.
Все это очень печально. И говорит, пожалуй, о том, что к важной работе далеко не всегда привлекались люди, владеющие исчерпывающей, как то положено по статусу издания, информацией. И, честно говоря, с недоверием я теперь перелистываю страницы КЭ. Где еще дало о себе знать недостаточное владение предметом авторами статей? Сомневаюсь, что только в одном случае, — при таком подходе к делу.
Очень хотелось бы, чтобы оставшиеся тома готовились более тщательно. Допущенные же ошибки, на мой взгляд, следует серьезно обсудить специалистам и исправить в какой-то доступной читателям форме.
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.2) |
Очень хотелось бы, чтобы оставшиеся тома готовились более тщательно. Допущенные же ошибки, на мой взгляд, следует серьезно обсудить специалистам и исправить в какой-то доступной читателям форме.