Научная статья
- 1 мая 2006
- просмотров 9376
Энциклопедические справочники, посвящённые творчеству одного писателя, востребованы не только научной средой, но и широким кругом читателей. Под водя итог определённому этапу в изучении творчества того или иного писателя, они дают возможность получить полный свод данных о его жизни и творчестве, литературном и бытовом окружении, истории его наследия в искусстве, воздвигнутых ему памятниках, о литературных музеях и т. д., вплоть до справок о лицах, так или иначе) связанных с изучением и популяризацией его жизни и творчества.
В «Есенинской энциклопедии» каждый найдёт все необходимые сведения о жизни и творчестве великого национального поэта России. Учитывая всё это, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о концепции, проблемах и перспективах подготовки «Есенинской энциклопедии».
В основу «Есенинской энциклопедии» ляжет разработанная современным есениноведением и нашедшая отражение в Полном собрании сочинений
С. А. Есенина концепция творчества великого национального поэта, имеющего мировое значение.
В разработке концепции «Есенинской энциклопедии» будет учтён опыт родственных трудов и прежде всего «Лермонтовской энциклопедии». Вместе с тем «Есенинская энциклопедия» должна быть во многом оригинальной по перечню и типу статей, что связано с особенностями творчества самого поэта, революционной эпохи и литературного процесса первых десятилетий XX века.
Значение «Есенинской энциклопедии» выйдет далеко за рамки собственно есениноведения. Творчество Есенина отразило многие особенности литературного процесса первых десятилетий XX века, и поэтому подобный свод документальных и исследовательских материалов явится важным источником для понимания различных аспектов истории русской культуры этого периода.
Благоприятную возможность для подготовки «Есенинской энциклопедии» создаёт выпуск Полного собрания сочинений С. А. Есенина, Летописи жизни и творчества и Научной библиографии С. А. Есенина. Работа над этими изданиями позволила накопить значительное количество разнообразных фактических сведений о жизни и творчестве поэта.
Большой вклад в подготовку «Есенинской энциклопедии» внесут родные поэта, учёные Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, научные сотрудники Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в Константинове и Московского государственного музея С. А. Есенина, зарубежные исследователи творчества поэта, члены Международного Есенинского общества «Радуница». Всего планируется участие не менее ста авторов для написания более 2000 статей.
Отбор материала целиком определяется стремлением осветить факты и события строго в их отношении к Есенину, его жизни и творчеству. Исключены сведения общего характера, которые можно найти в известных справочниках и специальных изданиях. Это относится и к обзорным, и к персональным статьям. Принято алфавитное расположение статей.
Структура издания. Том содержит общую статью, которая даёт общую характеристику духовно-творческого облика поэта; алфавитную словарную часть энциклопедии; хронику жизни и творчества С. А. Есенина, основную литературу о жизни и творчестве С. А. Есенина, словари рифм и частотный словарь языка Есенина, а также указатель статей «Есенинской энциклопедии», указатель имён и список иллюстраций на вклейках.
Все вошедшие в словарную часть статьи можно объединить в 15 тематических рубрик (в «Лермонтовской энциклопедии» — 10 рубрик). Некоторые из них («Окружение» и «Есенин и искусство») состоят в свою очередь из подразделов. Всего планируется более 2500 статей, расположенных по алфавиту.
Структура алфавитной словарной части энциклопедии: 1) Произведения (в том числе незаконченные и приписываемые Есенину, всего более 500);
2) Биография;
3) Окружение (родственники, близкое окружение, знакомые и современники);
4) Язык. Поэтика. Проблемы мировоззрения;
5) Есенин и русская и советская литература (в том числе народов России) и русское зарубежье;
6) Есенин и зарубежная литература;
7) Есенин и литература ближнего зарубежья;
8) Есенин и фольклор;
9) Прижизненные сборники и отдельные издания произведений;
10) Коллективные сборники и альманахи;
11) Периодические органы печати;
12) Есенин и искусство;
13) Есенинские памятные места и музеи. Литературная топография;
14) История изучения и восприятия творчества Есенина. Есениноведение.
Структура разделов (деление условное): 1. Произведения. Тематическая рубрика содержит статьи обо всех произведениях С. А. Есенина, законченных и незаконченных, а также письмах, автобиографических заметках, набросках, планах и т. д., а также о циклах произведений («Персидские мотивы»), всего около 500 статей.
Объём статей колеблется от 1,3 а. л. до нескольких строк и определяется значимостью того или иного произведения, а также степенью изученности его в литературе о поэте. Статьи максимального объёма: «Пугачёв», «Страна негодяев», «Анна Снегина», «Черный человек», «Ключи Марии»; минимального — экспромты, наброски.
Построение статей об отдельных произведениях:
— творческая история произведения;
— идейное содержание;
— художественные особенности;
— свод фактических сведений о нём;
— характеристика критических отзывов;
— суммарная характеристика и перечень наиболее известных художников-иллюстраторов, композиторов, создавших произведения на текст Есенина.
Кроме того, статьи содержат специальный раздел (набран более мелким шрифтом), где сообщается место хранения автографа, указана первая его публикация, дано обоснование датировки, и, наконец, приводится список основной литературы, посвященной полностью или частично этому произведению.
Кроме статей о конкретных произведениях, предполагается десять статей общего историко-литературного характера: Автобиографические заметки; Частушки. Фольклорные записи; Письма; Дарственные надписи; Владельческие надписи на книгах; Деловые бумаги; Афиши и программы вечеров; Планы. Наброски. Сюжеты; Приписываемое Есенину.
2. Биография. Основу биографических сведений дает хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, которую предполагается поместить в ЕЭ.
В отдельных статьях даётся родословная Есенина, обрисованы разные этапы и обстоятельства его жизненного пути (в том числе города, учреждения, организации, издательства, литературные кафе, объединения и кружки, в которых состоял, сотрудничал поэт, и те, с которыми враждовал,— РАПП, ЛЕФ, футуристы):
Константиново;
Константиновское земское училище;
Спас-Клепиковская учительская школа;
Московский университет им. А. Шанявского;
Типография товарищества Сытина и др.
3. Окружение. Раздел содержит четыре подраздела, границы которых достаточно условны:
а) родственники;
б) близкое окружение;
в) знакомые;
г) современники (в том числе литературное и бытовое окружение).
По возможности, персоналии объединяются в общие статьи. Например, Родственники: Есенины и Титовы. Это не исключает наличия персональных статей об отце, матери или деде поэта.
4. Язык. Поэтика. Проблемы мировоззрения. Раздел содержит проблемные статьи о творчестве Есенина. Сюда относятся статьи, рассматривающие центральные родовые категории есенинского творчества: лирику, прозу, драматургию; стиль, стилистику и стихосложение, жанры его поэзии (элегия, драматическая поэма, маленькая поэма, стансы и др.) и такие характерные для есенинского мира понятия, как автобиографизм, исповедь, демонизм, богоборчество. Специальные статьи посвящены общественно-исторической проблематике в творчестве Есенина, проблеме лирического героя, этического идеала и др. Ряд статей освещает разные стороны есенинской поэтики: поэтический язык, заимствования, символ, портрет и др.
5. Есенин и русская и советская литература, в том числе народов России. Связи Есенина с русской литературой рассмотрены в двух аспектах: усвоение поэтом традиций предшественников (статьи о
А. С. Пушкине,
М. Ю. Лермонтове,
Н. В. Гоголе,
Н. А. Некрасове,
Ф. М. Достоевском,
Н. А. Клюеве и др.) и влияние творчества Есенина на дальнейшее литературное развитие (статьи о
Л. Леонове,
А. Платонове,
Н. Рубцове,
А. Твардовском,
В. Шукшине и др.). Обобщенную характеристику места Есенина в русской литературе содержат статьи «Есенин и русская классическая литература» и «Есенин и русская литература XX века».
Всего по пятой тематической рубрике в энциклопедии около 200 персоналий. Среди них:
В. Маяковский,
А. Куприн,
И. Северянин,
М. Цветаева,
П. Орешин,
С. Городецкий и др.
6. Есенин и русское зарубежье. Наряду с обобщающей статьей «Русское зарубежье и Есенин», раздел содержит статьи по отдельным темам, например «Эмигрантская критика» и отдельным центрам русской эмиграции: Берлин, Париж, Прага, Нью-Йорк и др.
Отдельные статьи раздела войдут в тематические комплексы: Прижизненные сборники и отдельные издания произведений; Коллективные сборники и альманахи; Периодические органы печати; Биография (Учреждения, Организации и Издательства; Учебные заведения и т. п.); Памятные места; Театр и Есенин; Изобразительное искусство и Есенин и др. Значительную часть работ составляют персоналии (не менее 60):
Г. В. Адамович,
И. А. Бунин,
Д. Д. Бурлюк,
Г. Д. Гребенщиков,
Р. Б. Гуль,
Г. Б. Забежинский,
В. М. Левин,
Ю. Морфесси,
И. В. Одоевцева,
В. Ф. Ходасевич и др.
Редактор-составитель —
Н. И. Шубникова-Гусева.
7. Есенин и литература ближнего зарубежья. Обзорная статья «Переводы и изучение Есенина в литературах народов СССР» раскрывает влияние поэта на развитие многонациональной поэзии Советской страны — эти темы затронуты в отдельных статьях, посвящённых отдельным литературам.
Основная часть дается по отдельным литературам, например: Абхазская литература; Азербайджанская литература; Армянская литература; Грузинская литература и др., а также языкам: Азербайджанский язык, Тюркские языки и нескольким персональным статьям:
А. Атабаев;
И. Драч;
В. Давтян;
К. Кулиев;
Кюрчайлы;
М. Танк и др.
8. Есенин и зарубежные литературы. Тема рассматривается в двух аспектах: восприятие русским поэтом мирового литературного наследия и распространение его творчества за рубежом. Статьи первого рода посвящены как целым литературам (английская, немецкая, французская) или литературным комплексам (античная литература), так и отдельным писателям, известным Есенину и повлиявшим на него (например,
Дж. Байрон,
У. Шекспир,
А. Мюссе и др.).
Восприятие творчества Есенина, прежде всего переводы стихов и прозы за рубежом, в основном рассматривается по странам, иногда по группам стран (например, арабские страны). Эти статьи обзорного типа собраны под рубрикой «Переводы и изучение Есенина за рубежом».
9. Есенин и фольклор. Включает статьи теоретико-литературного и историко-литературного характера (песня, сказка, частушка, притча, загадка, пословица, фольклорные записи и др.). Имеется общая статья теоретико-литературного характера «Есенин и фольклор», в которой раскрывается интерес Есенина к фольклору на протяжении его жизни.
10. Прижизненные сборники и отдельные издания произведений. Представлены статьи о вышедших и не вышедших прижизненных сборниках Есенина, включая подготовленное поэтом Собрание стихотворений.
Статьи включают историко-литературную часть (творческая история) и библиографическую справку (состав сборника и краткий обзор критических откликов).
11. Коллективные сборники и альманахи. Даются библиографические справки о коллективных сборниках и альманахах, которые имели принципиальное значение в творчестве Есенина, как вышедшие в свет: «Скифы», «Красный звон», «Имажинисты», «Конница бурь» и др., так и не изданные: «Эпоха Есенина и Мариенгофа».
12. Периодические органы печати. Библиографические обзоры и справки о тех газетах и журналах, которые имели существенное значение для творческого пути поэта: «Мирок», «Друг народа», «Красная новь», «Бакинский рабочий» и др.
13. Есенин и искусство. Входят три больших подраздела:
Музыка; Изобразительное искусство; Театр и кино. Музыка и Есенин: Музыка в жизни и творчестве Есенина, Сочинения Есенина в музыке: Вокальная и инструментальная музыка. Опера. Балет. Музыкальные произведения, посвящённые Есенину,— около ста персональных статей о композиторах.
Изобразительное искусство: Есенин и художники-современники; иллюстрирование произведений Есенина; книжные знаки (экслибрисы); памятники Есенину; портреты Есенина; русские лаки; филателия. Среди персональных статей:
Ю. Анненков,
Б. Григорьев,
П. С. Наумов,
М. В. Нестеров,
К. С. Петров-Водкин,
В. А. Юнгер и др.
Театр и кино. Театр и Есенин: Есенинская драматургия на сцене; «Пугачёв», «Страна негодяев», «Анна Снегина». Инсценировки повести «Яр».
Кинематография и Есенин. Персональные статьи на тему: «Театр и кино».
14. Есенинские памятные места и музеи; литературная топография. В разделе имеются краеведческие справки обо всех известных есенинских местах и музеях и около ста статей по топографии: Государственный музей-заповедник С. А. Есенина в Константинове, Московский государственный музей С. А. Есенина; Кавказ (Кавказский край); Баку, Тифлис и др.
15. История изучения и восприятия творчества Есенина. Есениноведение. Можно ограничиться одной обзорной статьей в жанре библиографического обзора с выделением наиболее важных этапов и имен по истории вопроса.
Типология статей. Статьи «Есенинской энциклопедии» подразделяются на монографические (об одном произведении или цикле произведений), проблемные — теоретико-литературного, историко-биографического и историко-литературного характера, персональные, статьи краеведческого характера, библиографические обзоры и справки.
Ряд статей имеют общий или обобщающий характер, то есть включают сведения, которые, как правило, более полно даются в статьях, посвященных конкретному вопросу.
I. Статьи о произведениях или циклах произведений, набросках и отдельных записях охватывают все творчество писателя. 1. Статьи общего характера.
2. Статьи о крупных прозаических произведениях (роман, драма в стихах, поэма) являются своего рода миниатюрными монографиями, но построены не строго однотипно, а с учетом особенностей произведения и литературы о нем. Их объем колеблется от 1,3 а. л. до 6,6 страницы.
3. Статьи о небольших прозаических произведениях (повесть, рассказ) и стихотворениях объемом от 7 до 0,1 страницы («У Белой воды», «Бобыль и Дружок»).
II. Проблемные статьи теоретико-литературного характера можно разделить на пять типов. 1. Статьи об общественно-исторической проблематике и мотивах творчества Есенина (библейские мотивы, религиозные мотивы и др.), проблеме лирического героя и др. — объём от 3, 25 а. л. до 2, 6 страницы.
2. Статьи, рассматривающие эстетический идеал и центральные родовые категории есенинского творчества: лирику, прозу, драматургию; стиль, стилистику и стихосложение (метрика, ритмика, строфика, рифма, мелодика, фоника) — объём от 1, 2 а. л. до 6,6 страницы.
3. Статьи о жанрах поэзии Есенина (поэма, баллада, элегия и др.) объемом от 8,2 до 2,9 страницы.
4. Статьи о характерных для есенинского мира понятиях — автобиографизм, исповедь, притча, богоборчество — объём от 7 до 2,5 страниц.
5. Статьи о есенинской поэтике: поэтический язык, символ, пейзаж, портрет и др., их функции в художественных произведениях — объём от 9 до 4 страниц.
III. Историко-биографические статьи разделяются на два типа. 1. Обзорные статьи: Родословная Есенина; Есенины; Титовы — 12 264 знака; 7 страниц;
2. Статьи о конкретных периодах жизни Есенина: например, военная служба, Университет Шанявского — объём от 0,75 а. л. до 1,9 страницы.
IV. Историко-литературные статьи подразделяются на три типа. 1. Статьи обобщающего характера о месте Есенина в русской литературе объёмом от 1,8 а. л. до 0,4 а. л.
2. Статьи о восприятии русским поэтом мирового литературного наследия посвящены как целым литературам (английская, немецкая, французская), так и литературным комплексам (античная литература) — объём от 3,2 до 1,7 страницы.
3. Статьи историко-литературного характера, посвященные отдельным проблемам (историзм, цензура), объёмом от 8,1 до 4,6 страницы.
V. Персональные статьи. Персональные статьи наиболее многочисленны и разнообразны.
1. Статьи о родственниках — объём от 3 до 1—1,6 страницы:
а) персоналии, объединенные в общие статьи, напр. Родственники: Есенины, Титовы, Разгуляевы;
б) отдельные статьи о самых близких родственниках:
А. Н. Есенин (отец);
Т. Ф. Есенина (мать),
Ф. А. Титов (дед), бабки, дядья, сестры,
Е. А. Есенина,
А. А. Есенина.
2. Статьи о близком окружении (
A. M. Сахаров и др.).
3. Знакомые и современники. Краткие сведения о лице, история взаимоотношений, творческие связи, библиография — объём от 8,35 до 0,2 страницы.
4. Статьи о писателях, которые оказали влияние на творчество Есенина и известных Есенину (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др., а также Дж. Байрон, У. Шекспир) — сведения о лице, упоминания, отклики на некоторые мотивы и художественные открытия, диалог писателей — объём от 0,52 а. л. до 1,2 страницы.
5. Статьи о писателях, которые испытали прямое или косвенное влияние Есенина, знали и любили его творчество и упоминали его в своих произведениях (и др.).
Построение статьи: краткие сведения о лице, упоминания и интерпретация поэтических образов и мотивов в творчестве, дневниках и воспоминаниях, библиография — объём от 5,15 страницы до 0,5 страницы.
6. Статьи о композиторах, художниках и театральных режиссерах и постановщиках, которые отразили произведения Есенина в музыке, живописи, театре, кино — объём от 1,1 до 0,24 страницы.
VI. Статьи краеведческого характера подразделяются на два типа. 1. Обзорные: Есенинские места и маршруты, Имени Есенина, Памятники Есенину (от 7 560 знаков; 4,3 страниц до 0,2 а. л.).
2. Статьи по топографии — объём от 1,8 до 0,96 страницы. Константинове, Рязань, Москва, Кавказ, Баку, Тифлис и др.
VII. Библиографические обзоры и справки. 1. Обзоры: Есениноведение — 88 500 знаков; 2 а. л.
Издания Есенина: Прижизненные издания. Посмертные издания. Послереволюционные издания.— 21 798 знаков; 12,5 страниц; 0,55 а. л.
Переводы и изучение Есенина за рубежом — содержит 31 статью по странам— 132 552 знака; 75,7 страницы; 3, 25 а. л. (см. также около 100 отдельных статей-персоналий).
Переводы и изучение Есенина в литературах народов СССР раскрывают влияние поэта на развитие многонациональной поэзии Советской страны — эти темы затронуты в отдельных статьях, посвящённых отдельным литературам, — 94 500 знаков; 54 страницы; 2,3 а. л.
Изучение Есенина в школе; рукописи Есенина; книжные знаки (экслибрисы); сочинения Есенина в музыке; вокальная и инструментальная музыка (опера; балет; музыкальные произведения, посвящённые Есенину);
Иллюстрирование произведений Есенина; театр и Есенин; кинематография и Есенин.
2. Библиографические справки о газетах, журналах, альманахах, в которых печатался Есенин — объём от 5,8 страниц до 0,3 страницы. Среди них:
Красная новь — 10 248 знаков; 5,8 страницы.
Мирок — 546 знаков; 0,3 страницы — в 1914 году опубликовано стихотворение «Береза» — дебют Есенина в печати.
Ряд статей «Есенинской энциклопедии» имеет комплексный характер. Примером является статья «Музыка в жизни и творчестве Есенина», сочетающая историко-биографические и библиографические подходы. Кроме того, каждая статья содержит основную библиографию по интересующему вопросу.
Этапы работы над «Есенинской энциклопедией». Первый этап. Разработка концепции, определение круга проблем, выявление малоизученных вопросов (белых пятен). Определение ответственных за тематические разделы энциклопедии (произведения, окружение, поэтика и т. д.) и авторов ряда основных статей.
Второй этап. Подготовка словника — перечня заглавий отдельных самостоятельных статей, которые предполагается включить в издание с указанием их ориентировочного объёма. Определение всего круга авторов.
Третий этап. Написание статей энциклопедии. Создание словаря рифм; частотного словаря языка Есенина; хроники жизни и творчества С. А. Есенина, Списка «Основная литература о жизни и творчестве С. А. Есенина».
Четвертый этап. Научное редактирование статей энциклопедии.
Пятый этап. Подготовка труда к печати. Работа издательских редакторов и корректоров.
Словник — это перечень заглавий отдельных самостоятельных статей, которые предполагается включить в издание, с указанием их ориентировочного объема.
Заглавия статей должны быть в той форме, в которой предполагается представить их в энциклопедии. Например:
Андреев Леонид Николаевич (1871—1919),
Кашина Лидия Ивановна (1886—1937), Ассоциация вольнодумцев, Всероссийский союз поэтов (не «Союз поэтов»), «Стойло Пегаса», кафе (не Кафе «Стойло Пегаса»), Романс, Частушки, Анна Снегина.
Даты жизни к именам в словнике указывать желательно, но не обязательно, ограничиваясь только годами (в Энциклопедии надо давать сведения полностью, с указанием места рождения и смерти. Например: Кашина Лидия Ивановна (1886— 16.08.37, Москва). Если имя или понятие малоизвестно, желательно дать краткое пояснение. Такие пояснения нужны и в случаях появления двух одноимённых статей (например, «Скифы» (сборник) и «Скифы» (скифство, лит. группа), если составитель считает целесообразным представить отдельно обе статьи.
1. Каждый раздел словника строится в алфавитном порядке. Если раздел словника естественно членится на части, то можно делить его на подобные подразделы. Это будет давать возможность лучше, нагляднее представить себе принципы отбора имён и понятий (например, в разделе «Бытовое и литературное окружение Есенина» можно выделить подразделы «Односельчане, товарищи детства», «Московское окружение 1912—1915 гг.» и т. п.).
2. Объём статей указывается в знаках и страницах или авторских листах. При расчетах можно исходить из следующего: 1 машинописная строка — 60 знаков, 1 машинописная страница — 29 строк — 1740 знаков. Это цифры ориентировочные.
Одновременно желательно указывать необходимость и число иллюстраций к статье (в том числе фото лиц, которым посвящены персональные статьи).
3. К проекту соответствующего раздела желательно (но не обязательно) приложить краткую пояснительную записку — принципы отбора понятий и имён для данного раздела, спорные вопросы и т. п.
Примерная форма позиции в словнике:
Объём в тысячах знаков.
«Стойло Пегаса», кафе 2 000,1 ил.
Романс 5 000
Кашина Лидия Ивановна (1886—1937) 1000,2 ил.
4. По завершении первого этапа работы над словником такого рода работа может быть опубликована в печати для широкого обсуждения учёными России и других стран (подобный опыт имеется по «Словнику «Пушкинской энциклопедии»» (М.: Сов. энциклопедия, 1976).
С 28 сентября по 1 октября 2006 года в Москве, Рязани и Константинове пройдет специальная Международная научная конференция на тему: «Есенинская энциклопедия: концепция, проблемы, перспективы», в рамках которой будут обсуждаться актуальные вопросы подготовки данного издания.
Впереди — большая коллективная работа.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи