Рецензия на энциклопедию «Челябинский государственный педагогический университет»
Рецензия
Челябинский государственный педагогический университет: энциклопедия/ Гл. ред. и сост. Г. С. Шкребень. — Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», 2009. — 1143 с., [40] л. цв. ил., портр. ил., портр.
Более двух с половиной столетий вопреки всем мыслимым и немыслимым трудностям развивается российская высшая школа. Сколько мирового значения научных школ выпестовано здесь, сколько питомцев этой школы получили мировое признание?! Радоваться бы и гордиться! Куда там... Каких только реорганизаций, перестроек и "инноваций" не испытали на себе студенты и педагоги! И только уж совсем ленивый не бросил камня в сторону отечественных вузов: и "от практики далеки", и "от большой науки далеки", и "методика не на высоте".
"Собаки лают, караван идет", – гласит восточная мудрость. Дилетантские пересуды – полбеды, можно пережить. Но как пережить бесконечные циркуляры, чудовищные по масштабам бессмысленности и бюрократизма процедуры аккредитации, ничтожное финансирование, нищенские (даже по российским меркам) зарплаты?
Не зря, однако, российская высшая школа, словно гигантский исполин, растет на богатой талантами российской почве. Крона отличается пышностью, а корни – глубиной. И поэтому даже самым отъявленным "новаторам" пока что не удается вырвать сие древо с корнем...
Яркое подтверждение сказанному выше – новая книга: "Челябинский государственный педагогический университет: энциклопедия", вышедшая в свет в 2009 году. И не потому вышла, что "министерство велело", а потому, что самой жизнью рождена, ибо есть о чем сказать, окидывая мысленным взором "биографию" широко известного высшего учебного заведения.
В книжной новинке свыше тысячи страниц, в двух словах о таком щедром на информацию справочнике едва ли скажешь. Все важно и все толково, профессионально и задумано, и написано. Что тут главное? Главное в том, что, несмотря на все идущие откуда-то сверху "загогулины", уральский вуз сумел сохранить свое собственное лицо, свою самобытность, свою уникальность. Словом, как раз то, что не совсем вписывается в "болонский процесс", нацеленный на обезличивание не только отдельных вузов, но и целых национальных школ высшего профессионального образования. Унификация и единообразие – мечта любого бюрократа.
Жизнь показывает, и новая книга – прекрасный тому пример, что чиновничьи мечты едва ли сбудутся.
По своему характеру новое издание – прежде всего биобиблиографический словарь, выдержанный в давних традициях отечественной высшей школы. Вспомним тут, для примера, такого рода словари Московского (Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского московского университета, за истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 года, по день столетнего юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 году, и расположенный по азбучному порядку. – М.: Унив. тип., 1855. – Часть 1 (А–Л). – 524 с., Часть 2 (М–Я). – 696 с.), Юрьевского (Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Юрьевского, бывшего Дерптского университета за сто лет его существования. (1802-1902)/ под ред. Г.В.Левицкого. – Юрьев: Тип. К.Маттисена, 1902. – Том 1. – 666, [VI] с., табл.; 1903. – Том 2. – 656, [XVI] с., табл.) Казанского (Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904)/ Под редакцией П.Н.Загоскина. – Казань: Типо-лит. имп. ун-та, 1904. – Часть 1. – 453, [2] с.; Часть 2. – XV, 552, [1] с.) университетов. Цены им нет!
Рассчитывать на получение полной и достоверной научной информации, связанной с деятельностью ЧГПУ, из каких-то других источников, кроме энциклопедии, о которой идет речь, конечно, не приходится. Поэтому без тени сомнения данное издание можно назвать уникальным.
Уникальна новая книга и по своему жанру. Статьи биографического характера соседствует здесь со статьями о самых разных подразделениях университета – кафедрах и лабораториях, библиотеках и научных обществах. Именно эта универсальность и позволяет считать новую книгу не просто справочником, а именно энциклопедией. Первой в России университетской энциклопедией.
Наибольшими по объему, как и следовало ожидать, стали статьи, посвященные ключевым подразделениям Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ) – о факультетах и кафедрах: историческом, историко-педагогическом и естественно-географическом факультетах, и кафедре всеобщей истории и др.
Факультеты и кафедры – давние приметы любого высшего учебного заведения. Однако внимательный читатель найдет на страницах энциклопедии информацию о тех подразделениях, что нечасто встречаются даже в крупных университетах – о гербарии ЧГПУ им. В. П. Самарина, об институте здоровья и экологии человека, о медицинском центре профилактики и оздоровления, а также об отделах воспитательной работы и информационной политики.
В научной жизни университета, как видно из рецензируемой книги, почетное место занимают "бирюковские чтения", в области учебно-методической – ежегодный конкурс учебно-методических публикаций.
Информация не существует сама по себе. Она неизбежно наталкивает на сопоставления и на раздумья. Вот, к примеру, статья, посвященная библиотеке ЧПГУ. Многие ли вузы могут похвалиться такой прекрасной библиотекой?
Отдельная тема – музейный комплекс ЧГПУ. Ничего подобного нет даже в самых престижных университетах страны – ни в Москве, ни Санкт-Петербурге. Прекрасный инструмент наглядности в процессе обучения, музеи давно заняли почетное место не только в учебной, но и в научной жизни педагогического университета. Судите сами, в новой энциклопедии отдельные статьи посвящены музеям истории дошкольного воспитания и образования, истории народного образования Челябинской области, музею истории ЧГПУ, а также музеям отдельных факультетов – естественно-технологического, подготовки учителей начальных классов, физического и исторического. Прибавьте сюда несколько профильных музеев – анатомический, геологический, зоологический, эволюции органического мира, и вы поймете, что вузовский музей – это не столько "храм муз", сколько творческая лаборатория.
Музеи настолько органично вписались в структуру учебного и воспитательного процесса, что имеют даже свое периодическое издание – "Музейный вестник".
Нашли свое место в новой энциклопедии и материалы обзорного характера: "Географические исследования XIX века", "Высшая школа в годы Великой Отечественной войны", "Высшее профессиональное образование" (вузы Челябинской области).
Среди статей биографических, а таковых большинство, нельзя не отметить те, что посвящены педагогическим династиям Бароненко, Ивановых и Костюшевых.
Учеба в вузе – это не только лекции и семинары. Это возможность попробовать свои силы и науке научное общество учащихся научное студенческое общество ЧГПУ, и на художественном поприще театр моды "Дикэ", театр моды "Овация", театр русского костюма. Надо ли говорить, что этим ярким явлениям студенческой жизни посвящены отдельные статьи энциклопедии?
Далеко за пределами Челябинска известны команда университетского КВН "Боже мой" и студенческий театр кукол "Волшебный веер". Естественно, составители и их не оставили без внимания.
Словом, энциклопедия дает всестороннее представление о Челябинском педагогическом университете как научном, педагогическом и просветительном центре.
Кому адресована "челябинская педагогическая энциклопедия"? На чье внимание она может рассчитывать?
Во-первых, на школьников, стоящих перед выбором: в какой вуз и на какой факультет поступать. Думается, рецензируемая энциклопедия произведет должное впечатление и на самих абитуриентов, и на их родителей.
Во-вторых, на студентов. Новая книга – своего рода "путеводная звезда" по многочисленным кафедрам и иным подразделениям педагогического университета. Энциклопедия подскажет, чему, у кого и как учиться в стенах данного учебного заведения.
В-третьих, на коллектив состав самого университета, ибо знакомство с солидным энциклопедическим томом не может не вызывать чувства законной гордости у всех его сотрудников – от лаборанта до ректора.
В-четвертых, на широкий круг специалистов, как в России, так и за рубежом, заинтересованных в установлении и поддержании творческих связей с Челябинским государственным педагогическим университетом.
Широко известно, сколь труден и трудоемок процесс составления словника научно-справочного издания, порою только на это могут уйти годы. И всегда терзают сомнения: не забыт ли кто, не слишком ли велика (мала) та или иная статья, оптимальны ли ссылки на источники и литературу? И чем больше объем издания, тем больше масштаб "терзаний". Надо признать, и главный редактор, и большинство членов редакции выдержали это испытание с честью: их труд ничуть не уступает лучшим изданиям научно-справочной литературы, выходящей из недр "Большой Российской энциклопедии".
Кстати сказать, новая книга – аргумент в пользу тех, кто в "смертельной схватке" изданий "на традиционных носителях" (на бумаге то ж) с "сетевыми" (Интернетом то ж), стоит на стороне книг с обычными страницами и обычным переплетом, а не их призрачных "виртуальных" собратьев. Тем более, что переплет и оформлен изящно (автор дизайна обложки М. В. Садкова) и изготовлен добротно (Челябинское полиграфическое объединение "Книга"). И это радует, поскольку новой книге суждено на долгие годы стать повседневным тружеником, а не печатной безделушкой для украшения казенных офисов.
Совершенство, как известно, не имеет пределов. И в данном издании тоже. Это касается удобства ориентации читателя в огромном массиве информации. И если привычный алфавитный принцип расположения материала хорош для статей биографического характера, для всех других он едва ли удачен. Отыскать нужный материал (особенно, если не знаешь единственно верного ключевого слова) – задача не из простых. Выходом мог бы стать дополнительный указатель статей обзорного и тематического характера. Такой указатель существенно упростил бы нахождение сотен статей, увидевших свет на страницах нового справочного издания.
Жаль, что в состав Приложений составители не сочли возможным включить "Краткую хронику" университета, а также список важнейших публикаций, посвященных деятельности вуза. Своеобразным "украшением" могла бы послужить и "Хроника проверок", которым подвергся университет за 75 лет своего отнюдь не безоблачного существования.
Не приходится сомневаться, что "великому почину" Челябинского государственного педагогического университета последуют и другие российские вузы, как государственные, так и негосударственные. В первую очередь, конечно, те, где повседневно кипит студенческая жизнь, где не в погоне за благополучием, не в погоне за должностями и званиями трудятся великие труженики высшего профессионального образования России.
Фролов Александр Иванович,
заведующий кафедрой Российского нового университета (г. Москва),
кандидат исторических наук, доцент,
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
(Нет голосов) |