Печатные энциклопедии перестали соответствовать стандартам современной жизни. Большие, неудобные размеры и минимум информации по каждому вопросу — все это заставляет читателей делать выбор в пользу более эффективных онлайн-сервисов.
Интересный парадокс: процент читающего населения во всем мире неуклонно падает, однако онлайн-энциклопедии эта неприятность обошла стороной. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь у своих печатных прототипов они позаимствовали только лучшее — название и идею. А вот форма подачи информации и ее объем стали главным плюсом, переманивающим людей в виртуальные хранилища знаний.
Во-первых, их привлекает оперативность. Покупая печатную энциклопедию, вы не можете быть абсолютно уверены, что представленная в ней информация и через неделю-другую по-прежнему останется актуальной. Мир ежедневно меняется, и быть в курсе событий, обладать точными фактами на сегодняшний день — это необходимость, которой могут соответствовать только онлайн-энциклопедии.
Во-вторых, важную роль играет количество информации. Печатные энциклопедии в большинстве своем могут предоставить лишь общие сведения по заданному вопросу. Конечно, узнать определение и пару общих фактов довольно любопытно, но на деле этого зачастую оказывается мало. А онлайн-энциклопедии, не обремененные какими-либо ограничениями, стараются в полной мере раскрыть вопрос, предоставляя читателю максимум возможной информации.
В-третьих, нельзя не отметить их доступность. Такими сервисами можно пользоваться в любой момент, независимо от того, где вы находитесь, — достаточно помнить ссылку на одну из сетевых энциклопедий.
Правда, для этого еще нужно иметь под рукой компьютер или коммуникатор с доступом в Интернет.
Еще одним преимуществом сетевых энциклопедий можно назвать их четкую градацию, что позволяет сразу определиться, где искать ту или иную информацию. Онлайн-хранилища делятся на три основных типа:
Википедия (Wikipedia) — самая крупная энциклопедия за всю историю человечества, и этим все сказано. Всего за десять лет она сумела вырасти из проекта с ограниченными возможностями, предназначенного для узкого круга пользователей, в информационный портал мирового уровня, который вошел в десятку самых посещаемых в Интернете. Сегодня Википедия — это более четырех миллионов материалов, опубликованных на десятках языков мира, и тысячи энтузиастов, регулярно работающих над улучшением энциклопедии. Но самое главное — ее по праву можно считать культурным достоянием нашего века.
Несмотря на столь глобальный размах, Википедия придерживается политики общедоступности, поэтому с самого момента своего возникновения является абсолютно бесплатной и содержится на пожертвования. Дизайн проекта довольно прост, чего не скажешь про функциональность и возможности поиска: тут и поиск по прямому запросу, и через рубрикацию, и по первой букве. В общем, как говорится в рекламном слогане известного поисковика, «найдется все». Кстати, стать автором или редактором Википедии может любой желающий, ведь все статьи здесь пишут не оплачиваемые специалисты, а простые пользователи. Как это ни странно, такое положение вещей самым положительным образом сказывается на качестве и достоверности материалов. Создатели энциклопедии уверяют, что гонятся не за количеством, а за качеством, поэтому в системе реализован порядок наград. Так, зеленой звездой награждаются избранные материалы, которые соответствуют всем параметрам и являются примером для подражания. А статьи, достойные похвалы, но не более, — синей звездой как хорошие материалы.
Все сообщество Википедии общается на местном форуме, где разворачиваются дискуссии вокруг энциклопедии.
В целом, проект создан таким образом, что вы можете одновременно быть в курсе актуальных событий (благодаря разделу «Текущие события») и расширять свой кругозор. На главной странице собраны интересные факты, избранные материалы дня, лучшее изображение за последние сутки, а также события, которыми текущая дата запомнилась в истории.
В общих чертах проект можно охарактеризовать одним слоганом: «Не знаешь? Найдешь ответ в Википедии.
Сколько людей — столько мнений. Поэтому каждая энциклопедия стремится выделиться на фоне других, давая свои определения по всем терминам. В итоге на нас, рядовых читателей, обрушивается ворох информации, в которой на один вопрос разные ресурсы предлагают различные ответы, и хорошо еще, если они не противоречат друг другу. Поэтому для получения достоверной информации приходится штудировать сразу несколько книг. Но быстрее это можно сделать с помощью отечественного проекта «Рубрикон». Этот информационно-энциклопедический инструмент позволяет за несколько секунд получить ответ по запросу сразу из нескольких источников в категориях «Энциклопедии», «Словари», «Интернет», «Иллюстрации», «Книги» и «Кругозор». В отличие от Википедии здесь ответ выдается в сжатом энциклопедическом стиле. Зато пользоваться сервисом можно прямо из Microsoft Office 2003. Для этого необходимо в меню «Сервис» выбрать пункт «Справочные материалы», после чего нажать на «Параметры», а затем щелкнуть по кнопке «Добавить службы» и ввести http://serv.rubricon.com/registration.asmx. Далее жмем на «Добавить» — и наслаждаемся встроенным справочником.
Однако в этой бочке меда есть и ложка дегтя: главный минус проекта состоит в том, что его создатели всеми силами пытаются извлечь из него хоть какую-то прибыль. В итоге мы наблюдаем развлекательные всплывающие окна и предложения о платной подписке к полному собранию материалов, что, конечно, значительно снижает доступность ресурсов этого сервиса. Впрочем, стать полноправным клиентом можно и бесплатно. Для этого «Рубрикон» предлагает поучаствовать в играх эрудитов, проходящих в партнерском интернет-казино. Зарабатывая там баллы, вы получаете свободный доступ ко всем материалам «Рубрикона».
Многие наверняка не раз попадали в ситуации, когда не могли дать внятный ответ на простой вопрос, поставленный близким человеком — например ребенком. Оказываясь в таком неудобном положении, мы часто теряемся, не зная, где найти нужную информацию. Помните детские вопросы? «Почему трава зеленая?», «Почему небо голубое?» — и тысячи разных других «почему», в ответ на которые мы вынуждены поднимать белый флаг и с умным видом отмахиваться: «Потому!», «По кочану!» или «Подрастешь — сам узнаешь!». Удивительно: мы можем знать сложные финансовые определения и компьютерные термины, но быть при этом совершенно не в курсе, почему, например, закат имеет багряный цвет. Если описанная выше ситуация вам близка, энциклопедия «Потому.ру» станет отличным решением проблемы. Каждый день квалифицированные педагоги и психологи дают здесь десятки ответов на самые популярные детские вопросы. База энциклопедии уже включает более 2500 всевозможных фактов. Немаловажный плюс проекта состоит в том, что с ним могут заниматься как дети, так и их родители. Ведь помимо расширения кругозора ресурс позволяет спросить совета по ситуации у профессиональных педагогов или нанять личного специалиста.
Не бойтесь обращаться за помощью к этому сервису — здесь всегда помогут. Помимо того что для участия в проекте отбираются только лучшие педагоги, специально для удобства пользователей здесь реализована система рейтинга. Чем лучше и активнее специалист отвечает на вопросы, тем выше у него рейтинг и больше шансов оказаться в числе рекомендуемых. Поэтому будьте уверены — ваш вопрос не останется без внимания.
Этот проект — блестящий пример того, как созданная однажды энциклопедия может долгие годы служить в качестве имидж-представителя и менеджера по продажам. Собранная в далеком 2000 году из серии статей Тимофея Бокарева «Энциклопедия рекламы» остается в верхних строчках поисковых запросов и служит настольной книгой для начинающих рекламщиков. Несмотря на то, что энциклопедия не обновлялась уже девять лет и является статическим проектом, она по-прежнему отлично функционирует и собирает на своих страницах заинтересованную аудиторию. Такие «карликовые» энциклопедии стали весьма перспективным направлением. Реализацией подобных проектов уже начали заниматься фанаты и создатели фильмов, игр и других развлекательных продуктов. Ведь привлечь внимание заинтересованной аудитории к энциклопедии гораздо проще, чем к блогу или форуму.
Множество небольших специализированных энциклопедий, ежедневно пополняющих Интернет, стали не только новой площадкой для общения, но и инструментом маркетинга и рекламы различных услуг.
Интернет разрушает стереотипы о нормальной жизни. Что мы знали об энциклопедиях прежде? Только то, что из них можно почерпнуть информацию почти о любой вещи. Но порой на практике возникают расхождения с полученными теоретическими знаниями. Вы когда-нибудь пробовали по книге приготовить вкусное блюдо? Наверняка с первого раза это удавалось не многим. В университете можно получить обширные знания, но с практикой они зачастую несколько расходятся. Так стоит ли тратить время на теорию — не лучше ли сразу перейти к практической части? Второй вариант уже выбрали несколько тысяч человек — пользователи живой энциклопедии навыков Skillopedia.ru.
Забудьте о сухих статьях — лучшие эксперты в своих областях научат вас действительно важным навыкам в формате видеоурока. Более 15 основных разделов содержат тысячи тренингов, развивающих полезные знания почти в любой сфере деятельности: кулинарии, бизнесе, спорте, науке — и это только вершина айсберга.
Зарегистрированному пользователю проект открывает отличные возможности. Помимо стандартных блогов, размещения материалов, клубов по интересам и голосований самой перспективной, на наш взгляд, является функция Live-трансляций. Она позволяет не только посещать лекции и тренинги в момент их проведения, но и зарабатывать деньги путем ведения собственных закрытых семинаров в прямом эфире. Это дает возможность показать себя как высококлассного специалиста, а заодно и пополнить бюджет.
Ну а лучше всего получать желаемые навыки в компании единомышленников, которых можно найти в клубах по интересам. Каждый клуб — это не только полезные материалы по интересующей теме, но и дискуссии. А что еще нужно для эффективного развития? Для создания урока доступны абсолютно любые форматы, начиная с видео и аудио и заканчивая обычным текстом и слайд-шоу.
Несмотря на свой скромный возраст (проект был запущен 12 апреля 2008 года), Skillopedia доказала, что новый формат энциклопедий уже готов потеснить немало признанных гуру в этой области (уже в мае 2008 года бюджет проекта составил $1 млн, а в конце того же года Cкиллопедия получила премию «Студенческий стартап года» — Мир энциклопедий).
В декабре 2007 года Google объявил о создании собственной энциклопедии, которую в прессе сразу же окрестили «убийцей Википедии». Несмотря на заверения разработчиков о том, что они всего лишь хотят дать обществу больше нужных и полезных знаний, было совершенно очевидно: Google готовится захватить новый рынок. Главным отличием нового сервиса стала возможность пользователей зарабатывать на контекстной рекламе, размещенной в своих статьях. Именно поэтому каждый материал в Knol подписывается, а его редакция может осуществляться только с согласия самого автора. Еще один интересный момент — наличие сервиса дебатов. Это в своем роде интернет-версия политических программ, в которые приглашаются два эксперта для обсуждения очередной глобальной проблемы. На данный момент энциклопедия доступна на английском, французском, немецком и итальянском языках.
Создание собственной энциклопедии открывает перед своим разработчиком большие возможности, ведь ее можно использовать не только как дополнительный сервис к основному сайту, но и отдельный имиджевый проект и даже координатор личных дел. В качестве прочного фундамента новой энциклопедии лучше всех зарекомендовал себя движок MediaWiki.
Стоит ли рассказывать о движке, на котором работает сама Википедия? Да-да, один из самых популярных в мире проектов функционирует на базе свободно распространяемого ПО, которое может скачать любой желающий. Однако не стоит ждать от него универсальности, ведь он выполняет только одну задачу — работает с базой материалов, но реализует ее как никто другой.
История MediaWiki началась в Германии, когда студент Магнус Манске (Magnus Manske) принялся разрабатывать оригинальное ПО, предназначенное специально для Википедии. А 25 января 2002 года произошло историческое событие: очередная версия движка перешла на РНР и стала прочной основой для строительства лучшей энциклопедии в мире.
Тогда Джимбо Уэйлс (Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) известный в Сети под ником Джимбо (Jimbo) — Мир энциклопедий), основатель Википедии (Wikipedia), заявил следующее: «Сим постановляю, что сегодняшний день отныне будет зваться Днем Магнуса Манске. Википедисты далекого будущего будут восторгаться днем, когда открылась эра нового программного обеспечения. Сегодня за ужином каждый википедист должен произнести тост в честь Магнуса и его многочисленных изобретений».
Установка и настройка MediaWiki довольно проста и не отличается от инсталляции другого ПО. А для его запуска достаточно иметь на сервере установленный Apache, базы MySQL и поддержку РНР.
Подробную инструкцию, советы и некоторые рекомендации можно найти на официальном сайте продукта по адресу: www.mediawiki.org.
Вероятно, что уже в скором времени в сферу онлайн-энциклопедий начнут подтягиваться многие крупные игроки, желая отхватить свой кусок от этого большого и перспективного пирога. Ведь эволюция онлайн-энциклопедий только начинается.
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.35) |
В декабре 2007 года Google объявил о создании собственной энциклопедии, которую в прессе сразу же окрестили «убийцей «Википедии». Несмотря на заверения разработчиков о том, что они всего лишь хотят дать обществу больше нужных и полезных знаний, было совершенно очевидно: Google готовится захватить новый рынок. Главным отличием нового сервиса стала возможность пользователей зарабатывать на контекстной рекламе, размещенной в своих статьях.