L'encinéclopédie: cinéastes "français" des années 1930 et leur oeuvre/ Paul Vecchiali. — Montreuil: les Éd. de l'Oeil, impr. 2010 (impr. à Singapour). — 2 vol. (880, 738 p.); 21 cm.
Французский режиссёр Поль Веккиали (Paul Vecchiali), снявший картину «Женщины женщины» (Femmes femmes), известен своим пристрастием к старому кинематографу — недавно в Центре Помпиду в рамках программы «Бобур, последний мейджор!» (Beaubourg, la dernière Major!) он читал лекцию о мелодрамах Жана Гремийона (Jean Grémillon). Над монументальным двухтомником «Энкиноклопедия», который посвящён французским фильмам 30-х годов, Веккиали трудился десять лет. В результате, получился язвительный и пристрастный словарь, способный потеснить на книжной полке «Авторскую энциклопедию фильмов» Жака Лурселля.
Является ли книга подарком, даже если в ней нет ни одной фотографии? Совершенно точно, да, поскольку работа по её изданию выполнена тщательно, а содержание превосходно. Автор работы — режиссёр Поль Веккиали, автор фильмов «Женщины женщины» (Femmes femmes) и «Тело с сердцем» (Corps à coeur), который собрал вокруг себя два десятка редакторов, чтобы написать этот словарь «французских» кинематографистов тридцатых годов. Зачем нужны кавычки в слове «французских»? Поль Веккиали включил сюда всех тех, кто работал во Франции, начиная с изобретения звукового кино и вплоть до конца 1939 года, а также тех, кто снимал для Франции. Помимо прочих, Дрейер («Вампир» /Vampyr/, 1931), Ланг («Завещание доктора Мабузе» /Das Testament des Dr. Mabuse/, 1932, «Лилиом» /Liliom/, 1934), Пабст (восемь фильмов в период с 1930 по 1939), Дуглас Сирк («Финальный аккорд» /Accord final/, 1939), Билли Уайлдер, который в 1934 году снял «Дурное семя» (Mauvaise graine) с Даниэль Даррьё (Danielle Darrieux) в главной роли.
«Французское кино всегда было в авангарде письма. Несомненно из-за того, что опорой ему служили наглость и благородство, особенно в тридцатые годы», — пишет Поль Веккиали, которого раздражают установленные правила и официальная история. «Дерзкость высказывания, будь оно политическим, социальным или сексуальным, прикрытая парадной привлекательностью. Щедрость или самопожертвование в том смысле, что оно не заботилось о том, чтобы быть услышанным. В том смысле, что оно предавалось радости в надежде разделить её с публикой».
То, что предлагает нам Веккиали после десяти лет исследований, это пристрастный взгляд, безапелляционные суждения о всех рассматриваемых картинах (ответственная субъективность), уважение к массовому кино, равное уважение к барахлу и к фильмам, хранящимся в синематеке. И особое внимание к актёрам, идёт ли речь о звёздах или второстепенных ролях, которые назывались «эксцентрическими».
Веккиали говорит то, что думает, не смущаясь известностью тех, чьи фильмы он анализирует. Названный «помпезным женоненавистником и гомофобом» Саша Гитри (Sacha Guitry), к примеру, получает жестокий приговор: «Комичная неуклюжесть, избыточность, выспренность и заимствованные идеи». И это при том, что он признаёт за режиссёром один шедевр — «Подари мне твои глаза» (Donne-moi tes yeux). Достаётся и Марселю Паньолю (Marcel Pagnol): «У него получается много лучше, когда он опирается на тексты Жионо, чем на свои собственные», — пишет он об «Отаве» (Regain, 1937). Жана Ренуара он поправляет, обвиняя в том, что тот ищет в интеллектуалах «нездоровую сложность» и претендует на преемственность по отношению к Штрогейму, хотя у него нет «ни его мощи, ни его сарказма», что он развивает «чрезмерную дидактичность, которая обрывает высказывание».
Автор книги претендует не только на упражнения в колкости. Он защищает «Пансион Йонаса» (Pension Jonas) Пьера Карона (Pierre Caron), запрещённый цензурой по причине бестолковости — «людьми, которые не знают ни Превера, ни Кено, ни Фейдо, ни Лабиша, уж точно». Он выводит из забвения Жеффа Мюссо (Jeff Musso), автора «Пуританина» (Puritain, 1937): «Это великий кинематографист, совершенно точно выбивающийся из рамок: именно поэтому его так часто игнорируют, как если бы он являл собой затруднение». Он реабилитирует Ива Миранда (Yves Mirande) и его фильм «Баккара» (Baccara, 1935) — «пиршество!». Отан-Лара (Autant-Lara), раскритикованный Новой волной? «Важничание и карьеризм не были его качествами».
Пересмотрев «Ноль за поведение» (Zéro de conduite, 1933) Жана Виго и «Славную компанию» (La belle équipe, 1936) Жюльена Дювивье (Julien Duvivier), Веккиали умеряет вчерашние восторги. О первом: «Бунтарское начало преувеличено: по большей части я вижу лишь ребяческие выходки». Второй «не шедевр, как мне подсказывала моя память»... Именно эта авторитетная честность составляет суть энциклопедии.
«Энкиноклопедия. «Французские» кинематографисты 1930-х годов и их творчество» под руководством Поля Веккиали, в двух томах. Œil, 738 и 880 стр., 40 €, в магазинах с 6 декабря
Текст: Жан-Люк Дуен
Перевод: Кирилл Адибеков
Подготовка к публикации: Борис Нелепо
(Голосов: 4, Рейтинг: 3.52) |
То, что предлагает нам Веккиали после десяти лет исследований, это пристрастный взгляд, безапелляционные суждения о всех рассматриваемых картинах (ответственная субъективность), уважение к массовому кино, равное уважение к барахлу и к фильмам, хранящимся в синематеке.