Рецензия
Енциклопедія історії України: у 10-ти т./ Редкол.: В. А. Смолій (голова), Я. Д. Ісаєвич, С. В. Кульчицький та ін.; ред. рада: В. М. Литвин (голова) та ін.; НАН України, Ін-т іст. України. — К. : Наук. думка, 2003 —. — ISBN 966-00-0632-2.
В «Энциклопедии истории Украины» (Енциклопедія історії України), которую готовит Институт истории Национальной академии наук Украины (НАНУ), исковеркано жизнеописание целого народа.
Институт истории НАНУ вот уж более десяти лет трудится над серьезнейшим изданием — «Энциклопедией истории Украины». К 2014 году в свет должен выйти ее последний, десятый, том. Но уже сегодня можно ознакомиться со значительным массивом информации, изложенным в энциклопедии. Так, в одном из томов смогли прочесть о себе караимы, один из самых малочисленных народов мира. Однако прочитанное повергло их в шок.
Караизм исповедуют не только этнические тюрки, проживающие в Крыму, но и славяне Северного Кавказа, некоторые группы ближневосточных арабов. Правда, чтящие Иисуса и Мухаммеда караимы неожиданно для себя выяснили, что исповедуют они «одну из версий иудаизма». Более того, Энциклопедия утверждает, что крымские караимы-тюрки своего языка вовсе не имеют, а говорят на невесть откуда взявшемся «этнолекте крымско-татарского языка».
Удивляют и другие мелкие ошибки. К примеру, солидное академическое издание утверждает, будто в Галичину и Литву караимы стали переселяться в XVI веке, хотя представителей этого народа набирали в личную гвардию еще князья Витовт и Данила Галицкий.
Окончательно же шокировал караимов список использованных при подготовке статьи источников. Так, среди авторов фигурируют лица, против которых в свое время собирались заводить уголовное дело за вандализм по отношению к древнему караимскому родовому кладбищу.
Одним словом, караимы не на шутку обиделись и взялись исправлять ситуацию. Были направлены письма в Институт истории, Президиум Национальной академии наук. А заодно и спикеру парламента Владимиру Литвину, который совсем недавно занимал пост гуманитарного вице-президента Академии наук.
Из службы Литвина прибыл коротенький ответ, в который утверждалось, что редколлегия энциклопедии «готова к плодотворному сотрудничеству». А вот ответ из Института истории (за подписью замглавы редакционной коллегии «Энциклопедии истории Украины» Станислава Кульчицкого) был куда более пространным.
Кульчицкий отметил, что версий о происхождении караимов несколько, каждая община в разных странах мира придерживается своей. Историк посетовал на то, что правды добиться будет практически невозможно из-за отсутствия первоисточников, но не объяснил, почему в статье не приведена, например, версия, которой придерживается Научный совет Ассоциации крымских караимов. Словом, доктор Кульчицкий отослал всех — дословно — «к академическому дискурсу». Однако письмо содержало и конструктивный элемент: караимам было предложено «подготовить новую версию статьи, которая будет размещена в дополнительном томе и электронной версии Энциклопедии истории Украины».
Как рассказал в интервью «Комментариям» глава Научного совета Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» Юрий Полканов, представители ассоциации попросили Институт истории указать требования к формату такой статьи, ведь издание академическое. Но институт на письмо караимов так и не ответил. А заодно и обошел вниманием тот факт, что издание дополнительных томов энциклопедии в планах Научно-издательского совета НАН Украины попросту не значится. Что же касается электронной версии Энциклопедии, то в ней благополучно и без малейших изменений размещена статья, вызвавшая негодование крымских караимов.
««Энциклопедия истории Украины» — это государственное издание, своего рода визитная карточка державы, — отметил Юрий Полканов. — Авторы и составители должны бы осознавать лежащую на них ответственность. А вместо этого они пишут о мифической «деиудеизации» неиудеев и «тюркизации» крымских караимов-тюрков».
(Нет голосов) |
версий о происхождении караимов несколько, каждая община в разных странах мира придерживается своей