Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Часть русского мира

В издательстве «Вече» вышла энциклопедия, в которой казачья тематика получила подробное и ёмкое освещение

Рецензия

  • 5 декабря 2007
  • просмотров 5121
  • комментариев 1
Энциклопедия казачества/ [Сост.: Г. В. Губарев; Ред.-изд. А. И. Скрылов]. — М.: Вече, 2008. — 538, [3] с., [16] л. цв. ил.: ил., портр.; 26 см. — ISBN 978-5-9533-2096-2 (в пер.).
Лицевая сторона переплёта «Энциклопедии казачества» (2008)Потребность в такой книге ощущалась уже давно. В русском обществе теме казачества была и остается весьма актуальной, но книги, дающей возможность серьезно ориентироваться в данной теме, пока не было. Теперь эта книга появилась. Самые разные вопросы казачьей тематики в «Энциклопедии казачества» получили подробное и ёмкое освещение, фактически это первое полномасштабное систематизированное исследование всего массива знаний по казачьей теме.

В основе «Энциклопедии» лежит выпущенный в США в конце шестидесятых — начале семидесятых годов 20 века казаками-эмигрантами Г. В. Губаревым и А. И. Скрыловым «Казачий словарь-справочник». На склоне своей жизни участники белого движения, казаки-эмигранты попытались систематизировать и сохранить для будущих поколений весь массив знаний по казачьей истории и культуре. И надо признать, с этой задачей они справились.

В своем трёхтомном «Словаре» Губарев и Скрылов в сжатой и емкой форме попытались дать информацию по всем различным вопросам, связанным с казачеством. Давалась подробная информация по истории «христианских казачьих республик», XVI—XVII вв. веками стоявших на страже Христианского мира от исламотурецкой экспансии, истории казачьих войск в Российской империи и их участии в многочисленных войнах. Большое внимание было уделено казачьей теме в истории революции и гражданской войн. Описывалась постсоветская эпопея казачества: исход и создание казачьих организаций в эмиграции, воссоздания казачьих хуторов и станиц во Франции, Китае, Австралии. Многие «белые пятна» казачьей и российской истории в «Энциклопедии» получили подробное освещение, и в плане истории России ХХ века данная книга является ценнейшим и уникальным источником.

Огромную ценность данная имеет книга как источник этнокультурных сведений о казачестве. Споры о сущности исторического феномена казачества, его происхождения не утихают многие десятилетия. Работа по научному осмыслению казачьего феномена не прекращалась и не прекращается. В этом плане «Энциклопедия казачества» является весьма серьезным источником. Этнокультурные особенности казачества, мировоззрение, особенности языка и быта казаков — все это скрупулезно было собрано в «Казачьем словаре-справочнике» и его переработанном продолжении — «Энциклопедии казачества».

Нынешнее издание «Энциклопедии казачества» нельзя полностью соотносить с предшествовавшим ему «Казачьим словарем-справочником». Это намного более серьезное и глубокое издание. Вышедший в шестидесятые годы «Словарь» был порой архаичен и эклектичен, во взглядах авторов иногда прослеживалось влияние идеологии «казакийства», провозглашавшей необходимость для казачества духовно и политически отмежеваться от России. К концу шестидесятых годов гибельность и тупиковость антирусской (а по сути и антиправославной) идеологии «казачьего национализма» была очевидна, но все же на часть казаков-эмигрантов, в том числе авторов «Словаря», «казакийство» оказало влияние.

Ныне ушедшее в небытие «казакийство» было идеологическим аналогом современной украинской «свидомости» и основывалось на высокомерно-пренебрежительном, а порой и открыто враждебном отношении к России и русскому народу. Конечной целью приверженцев «казакийства» был полный разрыв с Россией и создание на казачьих землях независимого государства «Казакии». В расчет не брался тот факт, что разрыв единого духовного пространства русского народа, объединенного Православной верой, неизбежно привел бы предполагаемое казачье политическое новообразование к духовной гибели, а в перспективе и к распаду и гибели политической (что и наблюдается ныне на Украине). Реальная трагическая история казачества показала всю гибельность попыток размежевания казачества и России.

Перед издателями «Энциклопедии казачества» стояла задача переработать «Казачий словарь справочник», освободить его от элементов «казакийства», а так же устаревшей и малопонятной современному читателю информации. Необходимо было переработать, углубить, дополнить и прокомментировать множество статей и сделать фактически новое издание, максимально отвечающее современным российским общественным запросам. Эта серьезная и глубокая работа была проведена (надо выразить особую признательность редактору издания Бажену Петухову), и в результате появилась глубокая взвешенная и многогранная книга, вполне достойная требований нынешнего XXI века.

Говоря о книге «Энциклопедия казачества», нельзя обойти вопрос, что же делает казачью тему столь актуальной? Нынешний интерес к казачеству — это следствие «мировоззренческого голода», стремления к поиску духовной основы бытия, где ценности Православия переходят в формы традиционной социальной самоорганизации. Исторический и духовный опыт казачества (в том числе и негативный, в виде вышеупомянутого «казакийства») в этом плане имеет для всего русского народа огромное значение.
  • Теги
  • Вече
  • Вече 2000
  • Гражданская война
  • Энциклопедия казачества
  • биографии
  • история России
  • казаки
  • казакийство
  • казачество
  • персоналии
  • революция 1917 года
  • русские
  • словарь
  • справочник
  • эмиграция
  • энциклопедия
  • этнография
  • Библиографическое описание ссылки Сошин Ю. [А.] Часть русского мира/ Юрий [Андреевич] Сошин. — Текст: электронный// Правая.ru. — 2007. — 5 декабря. — URL: http://pravaya.ru/idea/20/14528 (дата обращения: 10.04.2017). — Рец. на кн.: Энциклопедия казачества/ [Сост.: Г. В. Губарев; Ред.-изд. А. И. Скрылов]. — М.: Вече, 2008. — 538, [3] с., [16] л. цв. ил.: ил., портр.; 26 см. — ISBN 978-5-9533-2096-2 (в пер.).

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    К русскому миру казаков можно отнести примерно так же, как население Финляндии, Польши или Карсской области. Аналогию с русскими они воспринимали оскорблением, упоминания об этом можно найти и в «Тихом Доне» Шолохова М. А. Власть использовала казаков как ментально чужих населению карателей при подавлении беспорядков. Внутреннего ограничения «свои» у казаков к населению русских губерний не было. И расказачены они были при полном отсутствии сочувствия у титульной нации.
    • 1/0