Рецензия
- 12 сентября 2011
- просмотров 9226
Мир энциклопедий. На завершившейся во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ) прошла
презентация уникального издания «
Русская икона и религиозная живопись», которое было подготовлено Институтом русской цивилизации (ИРЦ) в рамках реализации проекта «Большая энциклопедия русского народа». Глава союза «Христианское Возрождение», сопредседатель Союза Православных Братств (СПБ)
В. Н. Осипов подготовил рассказ об энциклопедии и опубликовал на сайте «Русская народная линия».
Русская икона и религиозная живопись: [в 2 т.]. — М.: Ин-т рус. цивилизац., 2011. — 26 см. — (Большая энциклопедия русского народа/ Под ред. О. А. Платонова). — (в пер.).
Т. 1: А — Нестор. — 880 с.: ил. — ISBN 978-5-902725-72-5.
Т. 2: Неувядаемый цвет — Я. — 880 с.: ил. — ISBN 978-5-902725-74-9.
Вышли в свет
2 новых тома русской энциклопедии «Святая Русь» под редакцией известного ученого-патриота
Олега Анатольевича Платонова — «Русская икона и религиозная живопись» (каждый том примерно по
870 страниц). Это уникальное издание. На мой взгляд, ему нет равных. В двухтомнике содержится более
1000 статей и свыше
3000 великолепных цветных иллюстраций лучших русских икон и произведений религиозной живописи с древнейших времен до начала нашего 21 века. В аннотации к энциклопедии говорится: «Русская икона превзошла все мыслимые границы постижения духовного мира и создала совершенно сверхъестественную возможность приближения к Богу. Иконописание стало священной формой русского искусства, главным его направлением, отражающим духовное величие русской цивилизации».
В энциклопедии «Русская икона и религиозная живопись» собраны сведения обо всех значительных русских иконописцах, иконах, фресках, картинах на религиозную тему, отражены вопросы богословия, истории и техники иконы. Главное внимание уделено изучению иконографии
Иисуса Христа, чудотворных икон
Божией Матери и русских святых. Даны сведения и о старообрядческих иконах и иконописцах, о некоторых знаковых фигурах данного направления.
Большая энциклопедия русского народа «Святая Русь» (таково ее полное название) издается по благословению выдающегося подвижника Православной Церкви
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.
Хочу особо отметить подвиг исследователя О. А. Платонова. Помнится, в разгар перестройки группа лиц объявила об издании «Русской энциклопедии» (РЭ). На фоне здания Центрального Дома Литераторов (ЦДЛ) была сделана даже памятная фотография
30-40 человек по случаю начала большого дела. Но дело не состоялось, ушло в песок. Как канули в Лету и многие общества и партии того времени, иные даже проводили свои учредительные съезды в Колонном зале или в кинотеатре «Россия».
А вот Платонов взялся за гуж тихо, бесшумно, без банкетов и фотографий. И делает практически
20 лет свое историческое дело, выпуская энциклопедию том за томом, да еще издавая «попутно» многочисленные труды русских почвенников.
И еще хочу отметить отсутствие номенклатурной окраски в энциклопедии «Святая Русь». Платонов — убежденный монархист, как это и положено быть православному, фундаменталист в лучшем смысле этого слова, стойкий противник масонства, экуменизма, модернизма и прочих ересей. Ведь у нас в последние годы иные отцы стали стесняться предупреждать об антихристе и антихристовой глобализации (в последней находят даже «позитивные» элементы ), забывают, что не только лютеране и баптисты, но приверженцы папы римского — еретики. Платонов и его авторы (
В. Гусакова,
А. Стрижев,
С. Перевезенцев,
А. Любомудров...) не стесняются говорить правду, стоять за каноническую чистоту Православия.
Упомяну также еще
две последних книги Платонова: «Россия и мировое зло. Труды по истории тайных обществ и подрывной деятельности сионизма». (Москва, Алгоритм, 2011) и «Масонский заговор в России. Труды по истории масонства. Из архивов масонских лож, полиции и КГБ» (Москва, Алгоритм, 2011).
В энциклопедии, по-видимому, отмечены все русские иконы. Хотелось бы напомнить о тех, которые, быть может, не всем известны. Например, в 1914 г., в самом начале Отечественной войны с Германией и Австро-Венгрией, Божия Матерь явилась под Августовом в 11 час. ночи обозу 2-го разряда бригады лейб-гвардии Кирасирского Его и Ее Императорского Величества полка. Явление Богоматери русскому воинству продолжалось
полчаса. И вскоре было успешное сражение под Августовом. По распоряжению Государя
Николая Второго листовки с изображением «Агустова явления» были отпечатаны большим тиражом. Митрополит
Макарий Московский (Невский), один из немногих, кто впоследствии останется верен Помазаннику, благословил написание Августовской иконы Божией Матери.
Другую икону Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на Вы» освятил сам
Иоанн Кронштадтский, а позднее он благословил купца
Василия Муравьева, будущего старца
Серафима Вырицкого и предрек, что он будет молиться перед этой иконой «Спасительницей России» за всю Русскую землю
1000 дней. В годы Великой Отечественной войны старец выполнил наказ о. Иоанна. Он повторил подвиг св. Серафима Саровского. Наряду с Державной иконой образ «Аз есмь с вами, и никто же на вы» считается Покровительницей современной России и Спасительницей Русской земли. Не будем об этом забывать.
В свое время святитель
Григорий Великий (6 — нач. 7 в.) сказал: «Иконы выставляются в храмах, дабы неграмотные, смотря на стены, могли читать то, чего они не могут читать в книгах». В этой связи в России имел большое значение жанр житийных икон. Как пишет один из авторов энциклопедии: «в России житийный жанр был особенно любим и потому получил самое широкое распространение по сравнению с другими православными странами. Это позволяет рассматривать житийную икону как исключительное явление русской национальной культуры, сочетающее в себе слово и образ».
Двухтомник «Русская икона и религиозная живопись» посвящен, конечно, иконам, иконописцам, художникам. Но поскольку персонажи этих шедевров искусства посвящены большей частью святым и особенно русским святым, то в издании нашлось место и для самого сжатого изложения житий наших подвижников. Трудно оторваться и от этой части текстов. Монах,
архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (1896-1966 ) — «один из самых ярчайших носителей духовных ценностей и идеалов Св. Руси. В Шанхае епископ Иоанн вел жизнь сурового аскета, лишал себя сна и нищи, носил зиму и лето сандалии без чулок, его ряса была похожа больше на одежду нищего». И при этом владыка вел кипучую деятельность, создал, в частности, приют для бездомных детей, где было более
3-х тысяч младенцев и отроков.
Основатель Александрова Свирского Свято-Троицкого монастыря в 22 км от Ладожского озера святой
Александр Свирский (1448-1533 ) сподобился лицезреть Пресвятую Троицу в виде
3-х ангелов (ок. 1507 г.). «За всю историю человечества, — отмечает энциклопедия, — откровению Триединого Бога сподобились только ветхозаветный праотец
Авраам и преподобный Александр Свирский. Это откровение несет таинственный смысл и знак любви Божией к русскому народу. В лице преподобного Александра Свирского — русского новозаветного Авраама — сама Святая Троица избирает русский народ народом-Богоносцем (вспомним
Достоевского), исповедником истинной веры Христовой в конце мировой истории» (
том 1, стр. 25).
И нашим мученикам приходилось страдать не только от масоно-большевистских изуверов в 20 веке, но и на протяжении всей истории от других гонителей Православия. Игумен
Афанасий Брестский (+ 5.09.1648) был умучен врагами истинной Веры католиками и униатами. Он выступил в польском сейме в защиту гонимых, заключен властями в тюрьму, а после освобождения был схвачен и после жестокой пытки расстрелян в лесу. Это был 17 век. А
двумя столетиями раньше пресвитер о.
Исидор Юрьевецкий (Дерптский) встал на защиту Православия, попираемого рыцарями Ливонского ордена. Эти рыцари принуждали православных граждан Юрьева ( он и тогда был заселен русскими, в Прибалтике всегда чересполосно обитали эсты, латыши и русские, да еще пришлые немцы) к унии с Римом. Вот и сейчас в начале 21 века слышны голоса в пользу дружбы с католиками. Так вот, в праздник Крещения Господня, когда о. Исидор совершал великое водоосвящение на реке Омовже, он и
72 прихожанина — мужчины, женщины и дети — были схвачены ливонцами и после
2-х-дневных издевательств утоплены в крещенской проруби ( т. 1, с. 617). А в 20 веке на Втором Ватиканском соборе 1962—1965 гг. эти еретики вовсе предали Иисуса Христа, духовно соединяясь с нехристями.
История помнит и святых, ритуально замученных иудаистскими экстремистами. Это, в частности. 6-летний
Гавриил Белостокский ( 1684—20.04.1690) и преподобномученик, святой
Евстратий Печерский (+1097, конец 11 в.). Святой Евстратий был захвачен половцами в плен и продан иудейскому изуверу в город Корсунь. Тот за отказ пленников отречься от Христа в течение
10 дней уморил всех голодом. Выжил только Евстратий. И тогда христоненавистник дождался Св.Пасхи и распял в Светлое Христово Воскресение киево-печерского инока на кресте.
Троцкистам-ленинцам было с кого брать пример. Ведь только в первые 5 лет «пролетарской революции» (1918—1922 ) новые богоборцы и русофобы уничтожили
18 миллионов русских или
12% населения Россия. РКП(б)-ВКП(б) прямо заявляла вплоть до начала 30-х годов, что ее главный враг — «великодержавный русский шовинизм». Это была поистине Русская Катастрофа. Сегодняшняя номенклатура загораживает, заслоняет, маскирует эту катастрофу деяниями
Сталина в 30-е годы. Словно и не было жуткого тотального геноцида 1918—1922 годов.
Учение о Третьем Риме нашло отражение и в иконописи. «В конце 14-15 в.в. сложилась иконография
святых Бориса и Глеба, стоящих по
обе стороны от отца, святого
князя Владимира. Все трое представлены в богатых княжеских шубах с крестами и мечами в руках. Так в Византии изображали императоров. В России эти иконы получили распространение в княжение великого князя
Василия Второго и последующую эпоху формирования Московского царства. Они, — отмечает энциклопедия, — знаменовали концепцию «Москва-Третий Рим», которая легла в основу русской государственности (т. 1, с. 161). В статье «Владимир Святой» говорится: при
Иване Грозном «образа святых Владимира, Бориса и Глеба стали обязательными в убранстве домовых церквей и палат Кремлевского дворца в Москве. Они знаменовали о том, что правящая династия рода Рюриковичей отмечена святостью своих представителей, и потому Богом избранная, а, следовательно, русский великий князь имеет все права венчаться на царство, именоваться царем — помазанником Божиим и считать себя преемником византийских императоров» (т. 1, с. 241).
Выдающийся русский художник
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1916) считается одним из ведущих деятелей православно-национального направления в церковном искусстве к. 19 — нач. 20 вв. «В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота..., духовная мудрость, отвага и стойкость — качества, характерные именно для русских святых». Васнецов активно участвовал в мероприятиях Союза русского народа им. Михаила Архангела. «Созданный им сонм подвижников, благоверных князей, святителей и преподобных стал изобразительным гимном православному миру и его центру — Святой Руси.» (т. 1, с. 711).
Когда смотришь на иконы, созданные
двумя гениями —
Андреем Рублевым и
Дионисием, другими талантливейшими художниками московской школы иконописи, новгородской, тверской, строгановской школ, осознаешь четко и зримо: мы имели великое искусство, создали изумительную красоту Божьего мира. Русская иконопись — это мировое явление, стоящее в одном ряду с искусством Древней Греции, Византии, Италии. Это искусство вселяет гордость за наше славное прошлое.
Обращаю особое внимание на статью в 1-м томе «Мироточение и плач икон». В ней говорится: «История Православной Церкви насчитывает около
тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода». Иконы исцеляли болящих, оберегали от врагов, пожаров, стихии. «От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро».
«Вплоть до 20 века мироточение или слезоточение иконы... было редким, исключительным явлением». Например, в книге
Е. Поселянина отмечены
6 случаев мироточения и
12 слезоточения — за почти
2000-летнюю историю Церкви. И вдруг что-то совершенно невиданное случилось в 20 веке.
Сначала — знамения, случившиеся с начала 20 века. Православный писатель
Сергий Нилус свидетельствовал, что на Украине обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях. В Ростове-на-Дону таким образом обновился собор и много церквей. В Новгородском и Старорусском уездах было более
150 случаев.
И вот второй период — 1991 год. Начало времени повсеместных знамений от икон. «...Именно с 1991 г. сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы
СОТНИ СЛУЧАЕВ. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат — в храмах, монастырях, в домах простых людей. На Светлой седмице 1991 г. источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 г., в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 г. в смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. Это случилось за
две недели до беловежского злодеяния — расчленения Великой России на куски, на кровоточащие куски.
И если в 1920-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области, то в 1990-е местом знамений стала вся Россия, городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно.
«Это небывалое явление в истории страны — несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему русскому народу.
Тем не менее, по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происходящего» (А. Любомудров, т. 1, с. 784-785).
С 1991 г. Россия оказалось ввергнутой в пучину новых скорбей и испытаний. Иеросхимонах, преподобный Серафим Вырицкий (1866—3.04.1949) предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Мы дожили.
Добавлю, что незабвенный Серафим Вырицкий говорил о России так: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел, говорите всем, чтобы никто не отступал от Православия».
Мы — русские! С нами — Бог!
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи