Рецензия
- 17 ноября 2011
- просмотров 4451
Том открывает статья, посвященная прп. Исааку Сирину (Сполетинскому), подвижнику сирийского происхождения, который подвизался в 6 в. на территории современной итальянской провинции Умбрия.
Среди вызывающих особый интерес материалов нового тома следует отметить статью об Исааке Собаке — известном древнерусском книжнике 1-й половины XVI в., трудившемся в Москве.
Крупная статья нового тома рассказывает о знаменитом Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Из нее можно узнать как об истории строительства и последующей судьбе этого грандиозного храма, так и об особенностях его уникального внешнего и внутреннего убранства.
В новом томе «Православной энциклопедии» читатель может ознакомиться с материалами, посвященными замечательным представителям плеяды Оптинских старцев — прп. Исаакии (Антимонове; 1810-1894) и преподобномученике Исаакии (Бобракове; 1865-1938), одном из последних оптинских подвижников, пополнившем сонм Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. .
Том содержит статьи, посвященные трем преподобным Киево-Печерской Лавры — это прп. Исаакий (Чернь), подвижник XI в., прп. Исаия Киево-Печерский, чья жизнь пришлась на XI-XII вв., и преп. Исидор Киево-Печерский.
Тему истории Православия в Киеве и на Украине продолжает статья, рассказывающая об
Исаакии (Борисковиче; +1643), епископе Луцком и Острожском, одном из тех иерархов 1-й половины XVII в., которые возрождали православную Киевскую митрополию после Брестской унии.
Созвучен этой статье и материал, посвященный Исаии (Копинскому; ок. 1580-1640), митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси, выдающемуся церковному деятелю, подвижнику монашеской жизни и духовному писателю Украины 1-й половины XVII в., поборнику церковного и государственно-политического единства украинского и русского народов.
Статья «Исаия (Трофимович-Козловский)» повествует еще об одном выдающемся украинском богослове и духовном писателе 1-й половины XVII в., сподвижнике митрополита Киевского Петра (Могилы).
27-й том «Православной энциклопедии» также предоставляет возможность своим читателям познакомиться с житием и почитанием святых Исаакия, Далмата и Фавста – ранневизантийских преподобных, подвизавшихся во 2-й половине IV – начале V в. в Константинополе. В честь одного из них — прп. Исаакия – и был освящен ранее упоминавшийся Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Причиной особого почитания этого древнего преподобного, которое наблюдалось в России в синодальную эпоху стало примечательное обстоятельство: в день памяти этого подвижника, 30 мая 1672 г., родился будущий царь Петр I Великий.
Ряд важных материалов нового тома посвящены ветхозаветным книгам и персонажам. В частности, в 27-м томе можно найти статью об Исаве – старшем сыне праотца Исаака от Ревекки, брате Иакова, родоначальнике народа идумеев. Здесь же присутствует статья, посвященная знаменитому ветхозаветному пророку VIII в. до Р.Х. — Исаии, которого позднее за его пророчества о грядущем Мессии — Иисусе Христе нередко назвали «ветхозаветным евангелистом». В комплексе с этой статьей находятся обширный материал, рассказывающий о библейской Книге пророка Исаии – каноническая книге Ветхого Завета, относимой к книгам великих пророков, а также статья «Исаии пророка Вознесение». Последняя дает возможность подробнее узнать о раннехристианском апокрифе, в котором рассказывается о мученичестве и пророческих видениях св. пророка Исаии.
27-й том «Православной энциклопедии» рассказывает о ряде православных святых и церковных деятелях, носивших имя Исаия. Среди них наиболее примечателен св. Исаия, епископ Ростовский (XI в.), которого наряду со св. Леонтием почитают апостолом Ростовского края и крестителем финского племени меря. Отдельные статьи посвящены Патриарху Константинопольскому Исаии (XIV в.) и архиепископу Кипрскому Исаии (XIII в.). Примечателен материал об Исаии (Лукошкове), архимандрите Владимирского монастыря Рождества Богородицы (ок. 1555-1621), выдающемся мастере русского церковно-певческого искусства, который, как показали недавние изыскания, также являлся духовником… самозванца Лжедмитрия I. Обращают на себя внимание и статьи, повествующие об Исаии I (Зубкове) и Исаии II (Путилове) – настоятелях знаменитой Саровской пустыни в XVIII-XIX вв.
Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (+250 или 251 г.). Жизненный путь преп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V в., и его труды нашли отражение в большой статье, также вошедшей в состав 27-го тома энциклопедии. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на 2-ю половину XV в.
Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72 других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе – Юрьев, ныне Тарту) в XV в. Тему непростых отношений между католиками и православными в XV в. продолжает обширный материал, рассказывающей о такой противоречивой фигуре, как Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, кардинал (+1463). Именно этот Русский митрополит греко-болгарского происхождения стал одним из творцов Флорентийской унии, за что был осужден и извержен из сана на Соборе в Москве в 1441 г.
Новый том энциклопедии содержит крупный материал, посвященный Исидору (Никольскому; 1799-1892), митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому, видному церковному деятелю синодальной эпохи. Рядом размещены и статьи, рассказывающие об иерархах XX-XXI вв. — Исидоре (Богоявленском), епископе Таллиннском и Эстонском (1879-1949), и Исидоре (Кириченко), митрополите Екатеринодарском и Кубанском (род. в 1941 г.).
Читатель 27-го тома также может ознакомиться с жизнеописаниями Патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (ок. 1300 – 1350) и Исидора II Ксанфопула (сер. XV в.), а также прочесть очерк, рассказывающий о жизни и трудах Исидора из Милета, знаменитого византийского зодчего VI в., построившего храм св. Софии в Константинополе.
Обширный материал в новом томе посвящен епископу Исидору Севильскому – выдающемуся латинскому церковному писателю, богослову, энциклопедисту, святому Католической Церкви (кон. VI-VII вв.).
Также новый том энциклопедии содержит статью о прп. Исихии Иерусалимском, видном проповеднике и экзегете 2-й пол. IV – 1-й пол. V в.
В 27-м томе, в отличие предшествующих томов, содержавших статьи на букву «И» преимущественно биографического содержания, можно ознакомиться с обширными материалами, которые касаются фундаментальных вопросов богословия и философии. Это масштабная статья «Искупление», рассказывающая об одном из основных догматов Христианства, а также статьи «Искушение» и «Истина».
Новый том энциклопедии предоставляет возможность всесторонне ознакомиться с тем, что представляет собой таинство Исповеди. Обширная статья на эту тему отражает как богословие таинства, так и его литургические особенности в различных поместных традициях.
Статья «Исповедники» посвящена сонму святых, прославляемых Церковью за открытое исповедание веры во время гонений, а обширныйматериал под заголовком «Исихазм» дает возможность представить самые различные стороны церковной жизни, традиционно именуемые этим термином. Это, прежде всего, христианская монашеская жизнь, преимущественно отшельническая, ставящая своей целью созерцание и молитву. Это и практика молитвы Иисусовой и особые связанные с ней психофизические приемы. Кроме того, исихазм отражается в указанной статье как комплекс богословских взглядов св. Григория Паламы, а также как «политический» исихазм – комплекс социокультурных и политических идей, зародившихся в поздней Византии и распространившихся в славянских странах.
Отдельные крупные статьи 27-го тома «Православной энциклопедии» посвящены Исагоге (Эпанагоге) – знаменитому византийскому правовому памятнику, возникшему по инициативе императора Василия I Македонянина, а также исагогике – библейской дисциплине, предметом которой является история возникновения текста и канонического собрания книг Библии.
Читатель 27-го тома может узнать об особенностях Испано-мосарабского обряда – древней литургической традиции в Западной Церкви, возникшей в раннем средневековье на Пиренейском полуострове, а также испано-мосарабском пении.
Статья «Истинно-православные христиане» рассказывает о таком явлении в новейшей истории Русского Православия, как т.н. «Истинно-православная церковь». В ней рассказывается как о «катакомбной» Церкви периода советских гонений, так и о современных квази-церковных структурах, пытающихся представить свою сектантскую практику как преемницу нелегально действовавших церковных групп эпохи гонений.
Вызывает значительный интерес статья «Исповедующая Церковь», которая рассказывает о возникшем в 1930-е гг. движении внутри Евангелической церкви Германии, направленном против внедрения идей национализма.
Масштабный материал нового тома всесторонне освещает тему ислама — одной из крупнейших мировых религий. Тему продолжает статья «Исмаилиты», повествующая об одном из направлений шиитского толка в исламе.
Традиционные для «Православной Энциклопедии» страноведческие статьи представлены крупным очерком об Исландии и огромным материалом «Испания», всесторонне отражающим богатейшую государственно-политическую, церковную и культурную историю этой страны.
Завершает 27-й том статья, посвященная историческим книгам Ветхого Завета.