Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Учим не по учебникам: справочные издания для школы

Рецензия

  • 7 июня 2011
  • просмотров 12146
  • комментариев 18

Школьные энциклопедии и биографические словари издательства «Просвещение»

Школьные энциклопедии и биографические словари издательства «Просвещение»
Издательство «Просвещение» выпустило серию школьных энциклопедий и биографических словарей, посвященных писателям-классикам, начиная с древнейших времен до нашего времени. Это своеобразные навигаторы в освоении интеллектуального пространства отечественной классики, с которой старшеклассники знакомятся на уроках литературы.
Словари и энциклопедии, выпущенные в «Просвещении», носят не академический, а научно-просветительский характер. В авторских коллективах справочных изданий участвуют ведущие ученые, критики, опытные учителя и методисты, сотрудники музеев.

Работая с дополнительной литературой, ученик научится самостоятельно ориентироваться в научных достижениях современного литературоведения, находить и обрабатывать нужную информацию. Как показывает педагогическая практика, работа школьников со справочными изданиями, безусловно, помогает их духовно-нравственному взрослению, развивает творческие задатки, приучает самостоятельно ориентироваться в обилии современной научной информации.

К 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина издательство выпустило книгу «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (под редакцией В. И. Коровина). Энциклопедический словарь знакомит со всеми сторонами творческого наследия поэта, его биографией. Специальный раздел посвящен школьным сочинениям на пушкинские темы в разные периоды истории отечественной школы, пушкинским школьным праздникам, изучению Пушкина в школе.

В статьях словаря проанализировано каждое произведение Александра Пушкина, подробно представлены памятные места и пушкинское окружение. Школьники, которые склонны к само-стоятельной исследовательской работе, оценят материалы по таким темам, как «Русская история в творчестве А. С. Пушкина», «А. С. Пушкин и фольклор», «А. С. Пушкин и мифология», «Пушкин и искусство».

К 200-летию со дня рождения Федора Ивановича Тютчева издан школьный энциклопедический словарь (составитель — Г. В. Чагин). Как и стихи Пушкина, лирика Тютчева сопровождает нас всю жизнь. «Люблю грозу в начале мая...» читаем мы в начальных классах, «Чародейкою зимою...» — в средних, «Я встретил Вас...» — в старших.

Участники школьных олимпиад могут найти в энциклопедии ответ практически на любой вопрос по творчеству Федора Тютчева. Словарь освещает все стороны его литературной и общественной деятельности. Это разделы, рассказывающие о биографии поэта, его поэтических произведениях, об окружении Тютчева и его взаимоотношениях с современниками. В словаре нашли отражение и такие проблемы, как «Ф. И. Тютчев и мифология», «Тютчев и русская литература XVIII–XIX и XX веков», «Ф. И. Тютчев в музыке», «Ф. И. Тютчев в критике и в отзывах современников и потомков».

В энциклопедии, посвященной Льву Николаевичу Толстому (научный редактор и составитель — Н. И. Бурнашева), объяты все грани творчества писателя. Среди основных задач издания — помочь старшеклассникам постичь личность Льва Толстого, понять его сложный художественный мир, получить много новых сведений о его отношениях с современниками. Особое внимание в энциклопедии уделено художественным произведениям, предложенным школьной программой для текстуального изучения, а также публицистике, дневникам, письмам Толстого. Специальные статьи рассказывают о Толстом-педагоге, общественном деятеле, философе, офицере, хозяине Ясной Поляны, отце семейства... Значительное место отведено окружению Толстого, его мировоззрению, изданию его сочинений, местам, связанным с его жизнью... Раскрывается и проблема изучения творчества писателя в школе.

Издание оснащено богатым иллюстративным материалом. Большинство статей сопровождаются фотографиями, репродукциями, воспроизведением черновиков рукописей Льва Толстого. В книге представлен герб и генеалогическое дерево Толстых.

Энциклопедия о Федоре Михайловиче Достоевском создана доктором исторических наук С. В. Беловым. «Проблемы, которые волновали и мучили Достоевского, — это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным», — утверждает Белов. Автор энциклопедии рассказывает о жизни и творчестве «самого читаемого и самого изучаемого в мире» русского писателя, оказавшего грандиозное влияние на мировую литературу XX века. В энциклопедию вошли не только статьи о литературно-общественной деятельности Достоевского, но и материалы о драматических и музыкальных спектаклях, кинофильмах по его произведениям, художниках, иллюстрировавших сочинения писателя, классиках западной литературы, на которых он оказал влияние.

Жанр справочного издания позволяет охватить все стороны творческой деятельности Федора Достоевского: это биография писателя, анализ всех его программных произведений — романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», повестей «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Кроткая», публицистических статей и так далее. Подробно рассказывается о взаимоотношениях Достоевского с современниками-писателями, критиками, философами.

Необычность для энциклопедического издания состоит в литературном стиле автора: некоторые страницы книги напоминают фрагменты романтического повествования.

В чеховский юбилейный 2010 год «Просвещение» выпустило издание «А. П. Чехов. Энциклопедия» (составитель и научный редактор — В. Б. Катаев). Структура энциклопедии соответствует типу справочного издания. Книга открывается вводной статьей, характеризующей значение творчества Чехова для нашего времени. Специальные разделы посвящены произведениям писателя — прозе, драматургии, публицистике, записным книжкам, письмам.

Крупным планом представлена поэтика писателя. Старшеклассники, познакомившись с этим разделом энциклопедии, убедятся, что в кратких, казалось бы, простых рассказах писателя таятся неразгаданные тайны. Проникнуть в них помогут статьи о художественной детали, чеховских заглавиях, подтексте и подводном течении и так далее.

В 2010 году театры России и мира инсценировали чеховские произведения. Понять современную интерпретацию режиссеров и актеров, играющих персонажей пьес Чехова, помогут статьи энциклопедии в разделе «Чехов и театр». Расширят искусствоведческие познания старшеклассников такие разделы энциклопедии, как «Чехов и музыка», «Чехов и кино», «Чехов и другие виды искусства». Вышедшие энциклопедии богато иллюстрированы документальными фотографиями, автографами писателей, снабжены обширной библиографией.

Освоение терминологии — важный этап в изучении науки об искусстве слова, без этого невозможно почувствовать неповторимость каждого значительного явления литературы и искусства. Понять роль слова в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств, научиться анализировать художественный текст и постигать поэтику прозаических, стихотворных и драматургических произведений поможет «Школьный словарь литературоведческих терминов» (авторы — Л. В. Чернец, В. Б. Семенов, В. А. Скиба).

Своеобразные мини-энциклопедии, выпущенные издательством, — это словари-справочники о русских писателях: «Литература Древней Руси» (под редакцией О. В. Творогова), «Русские писатели XVIII века» и «Русские писатели XIX века» (составитель С. А. Джанумов), «Русские писатели XX века» (под редакцией И. О. Шайтанова).

Специфика каждой статьи в словарях — в сочетании научности и популярности, живости изложения, иногда беллетризованности. Авторы статей дают целостное представление о писателе, его жизненном и творческом пути, его основных произведениях, преемственности идейно-художественных исканий русской литературы от древности до XXI века.

Знакомство со словарями расширяет кругозор школьников, позволяет им увидеть творчество прозаиков и поэтов на реальном, литературном, историческом и общественном фоне эпохи, включиться в диалог с писателем, приобщиться к духовно-нравственным ценностям, которые проповедуют художники слова.

Назначение словарей-справочников — помочь школьникам развить свою познавательную активность, выработать умение самостоятельно подготовиться к написанию творческой работы о литературе XVIII–XXI веков, а может быть, и победить на олимпиадах.

  • Теги
  • Достоевский
  • Просвещение
  • Пушкин
  • Толстой
  • Тютчев
  • Чехов
  • биографические словари
  • литературоведение
  • русская литература
  • художественная литература
  • школьные энциклопедии
  • энциклопедии для школьников
  • Библиографическое описание ссылки Пронина Е. [П.] Учим не по учебникам: справочные издания для школы/ Елена [Петровна] Пронина. — Текст: электронный// Интернет-издание «Просвещение». — 2011. — 7 июня. — URL: http://prosvpress.ru/2011/06/uchim/ (дата обращения: 25.08.2013).

(Голосов: 7, Рейтинг: 3.84)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Что ж, любая подобная энциклопедия наверняка пригодится школьникам для подготовки всевозможных докладов по литературе. Впрочем, я бы предложил издательству создавать не только вот печатные версии этих книг, а еще и электронные, ведь для многих школьников сейчас гораздо ближе компьютерные технологии, а не библиотеки. Тогда подобные литературные энциклопедии наверняка будут востребованы гораздо больше!
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Иван Некайский написал:
    ...Впрочем, я бы предложил издательству создавать не только вот печатные версии этих книг, а еще и электронные, ведь для многих школьников сейчас гораздо ближе компьютерные технологии, а не библиотеки. Тогда подобные литературные энциклопедии наверняка будут востребованы гораздо больше!
    Персональные энциклопедические сборники материалов о творчестве писателей и других деятелей искусства тоже выпускаются на дисках. Только туда входит не только биографический, историографический и литературоведческий материал, но и как правило, полное собрание их произведений, а иногда — и фильмография. Идея
    Другое дело, что ни представленные здесь так называемые «школьные» словари, ни диски использовать в школьном курсе литературы нецелесообразно (кроме случаев «углубленного изучения». Шутливо Прежде всего, потому что объем самих художественных текстов достаточно приличный: школьникам дай Бог хотя бы его осилить, какая уж там «самостоятельная исследовательская работа»! Печально
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Издания бесспорно полезные. Только вряд ли родители отдельного ученика осилят приобретение всей серии школьных энциклопедий. Особенно если соотнести цену издания и количество уроков (или вопросов на олимпиадах), посвященных тому же Ф. И. Тютчеву. Другое дело, что в школьных библиотеках наличие этой серии более чем желательно. Издание же всей серии на одном диске сделало бы книги намного доступнее читателю.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Абсолютно бесполезный, мартышкин труд. Вы подумайте, господа: это не совсем энциклопедии, а «облегчённые», для школьников (?!). Не представляю себе школьника, просящего родителей купить сей кирпич, а родителей — покупающих это всё за свои кровные... Всего, что написано в таком компактном и удобном учебнике литературы (причём — про всех нужных писателей вместе взятых), вполне достаточно для получения пятёрки, мало того, и это далеко не все осиливают. Ну я бы ещё понял издание на диске, но в виде бумажных кирпичей?  Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Смешная статья —
    ...работа школьников со справочными изданиями, безусловно, помогает их духовно-нравственному взрослению...
    Ну да, почитал школьник энциклопедию — и тут же девочек перестал дергать за косички. Ну, или под юбку им лезть. Ценность данной серии энциклопедий и словарей действительно представляется сомнительной. Современные школьники «слизывают» рефераты и доклады из интернета. Халява да и думать особо не надо. Может, эта серия поможет тем, кто действительно сам учится, но таких мало. А покупать будут да еще как. Подвид родителей, фанатично зацикленных на образовании своих деток, еще и не такой объем макулатуры скупит. Широкая улыбка
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Игорь Прохоров написал:
    Ценность данной серии энциклопедий и словарей действительно представляется сомнительной. Современные школьники «слизывают» рефераты и доклады из интернета. Халява да и думать особо не надо.
    Правильно, будем брать пример с лентяев и неучей! Им-то ни к чему такие справочники. Закроем глаза на то, что есть и другие (и немало других!), кому эти книги необходимы. Скептически
    Игорь Прохоров написал:
    А покупать будут да еще как. Подвид родителей, фанатично зацикленных на образовании своих деток, еще и не такой объем макулатуры скупит.
    Вот уж не знала несколько лет назад, покупая биобиблиографические словари издательства «Просвещение», что отношусь к подвиду родителей-фанатов. Спасибо, глаза открыли! С улыбкой
    Да только эти книги (кстати, есть ещё «Зарубежные писатели» под ред. Н. П. Михальской) у нас не пылятся на полках. Ими пользовалась и дочка, и её подруги, а теперь и соседские дети частенько забегают за этими и другими книгами. Учителей уже тошнит от работ, скопированных из интернета.  С улыбкой  
    Об электронных книгах: существует замечательная серия «Классика» с полными собраниями сочинений, библиографией, иллюстрациями, видеофрагментами и т. д. Но часто удобнее пользоваться именно бумажными источниками.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Редкий человек купит серию справочников для самообразования. С улыбкой Зато школьники и их родители не дискутируют: цейтнот сейчас такой, что каждая толковая систематизация на вес золота. Я позволяю детям «прорабатывать» справочник вручную: выделять яркими маркерами, вычеркивать «ненужные» абзацы и пр.
    Главные требования — не к носителю информации, а к авторам и содержанию.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    На самом деле, инициатива двоякая: с одной стороны, ценность подобных энциклопедий, бесспорно, высока, с другой, вряд ли так уж нужны столь «узкие» персональные справочники по Тютчеву или Толстому, тем более в формате такого талмуда. Обзорный справочник, посвящённый определённому литературному периоду системно (которые в этой серии как раз тоже выпускаются), имхо, будет гораздо востребованней. Хотя ограниченный тираж для библиотек будет в самый раз.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Илья Евтухов написал:
    Издания бесспорно полезные. Только вряд ли родители отдельного ученика осилят приобретение всей серии школьных энциклопедий. Особенно если соотнести цену издания и количество уроков (или вопросов на олимпиадах), посвященных тому же Ф. И. Тютчеву. Другое дело, что в школьных библиотеках наличие этой серии более чем желательно. Издание же всей серии на одном диске сделало бы книги намного доступнее читателю.
    Согласна с мнением Ильи, хочу только добавить: доступность таких изданий в интернете может повысить их популярность не только для учащихся, но и для более широкого круга читателей. Восклицание
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересная полемика тут образовалась по вопросу, а, значит, издательство «Просвещение» сделало еще один правильный шаг в образовании наших деток да и их родителей тоже. Каждое энциклопедическое издание из этой серии — мечта любой продвинутой домашней библиотеки. А уж для школьной библиотеки их иметь точно нужно. Прошло время бездумного скачивания безграмотной и безликой информации в виде докладов и рефератов. Постепенно вновь умная и качественная книга находит своего потребителя. И эти книги обязательно будут востребованы.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Наталья Любимова написала:
    Я позволяю детям «прорабатывать» справочник вручную: выделять яркими маркерами, вычеркивать «ненужные» абзацы и пр.
    И правильно делаете: всё равно после окончания школы этот справочник детям уже не понадобится, а Вам он тем паче не нужен. Так и стоят, пылятся на полке, и понимаешь, что эти школьные справочники никому не нужны, а выбросить жалко.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Правильным шагом издательства «Просвещение» было бы бесплатное распространение этих словарей и энциклопедий через интернет. Иначе это не просвещение, а обычный заработок.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Все эти книги будут полезны и востребованы, лишь находясь на полках в кабинетах русского языка. На расстоянии протянутой руки от ученика. Печатные энциклопедические издания безнадёжно проигрывают интернету среди молодёжной аудитории. При нынешнем темпе жизни, важнее всего скорость поиска информации.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Многие люди считают, что лучше пользоваться поиском информации по Интернету, чем найти и прочитать ту же информацию в энциклопедии, но я считаю, что скоро многие уже забудут, как выглядит печатное издание, и это очень печально. Издательство «Просвещение» сделало очень важный и правильный шаг, выпустив такие замечательные школьные словари и энциклопедии. Родители, которые понимают, что ребенок должен развиваться и учиться не только благодаря Интернету, естественно, приобретут эту полезную литературу.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ну очень полезные справочные издания. Сама в школе обнаружила, что по критике произведения или послесловию можно прекрасно написать сочинение или ответить на уроке, а также узнать, о чем книга, даже не читая ее. Ведь в таком произведении будут описаны и главные герои, и сюжет, и мораль произведения.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    А я не стану заставлять своего ребенка читать эти энциклопедические издания, хотя на полку поставлю. Просто чтобы было под рукой. Во-первых, мне самой любопытно. Во-вторых, если ребенка когда-нибудь заинтересуют биографии писателей и поэтов, то материал — вот он, бери справочник и вперед. Все лучше, чем в экран смотреть и глаза портить...
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Не соглашусь с теми, кто считает, что данные справочные издания не найдут своего читателя. Училась я уже в эпоху интернета, но все же информацию для сочинений и рефератов старалась брать именно из подобных энциклопедий. И для своего ребенка буду приобретать книги, а не диски. А в том, что дети все вытягивают из интернета, считаю виноватыми родителей. Надо подавать правильный пример, а приобретение таких изданий — вклад в будущее развитие ребенка.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Надежда Жильцова написала:
    Не соглашусь с теми, кто считает, что данные справочные издания не найдут своего читателя. Училась я уже в эпоху интернета, но все же информацию для сочинений и рефератов старалась брать именно из подобных энциклопедий. И для своего ребенка буду приобретать книги, а не диски. А в том, что дети все вытягивают из интернета, считаю виноватыми родителей. Надо подавать правильный пример, а приобретение таких изданий — вклад в будущее развитие ребенка.
    Абсолютна согласна. Работа с печатным изданием позволяет развить логическое мышление, так как печатный источник информации по сравнению с электронным более нагляден и позволяет усваивать информацию во взаимосвязи с остальным текстом справочника. А стремление получать сведения только из интернета появляется у тех детей, родители которых не пополняют домашнюю библиотеку полезными изданиями. Безусловно, данные справочники — просто находка для детей и родителей, тем более что носят они не академический, а научно-просветительский характер, то есть должны быть изложены доступным языком.
    • 1/0