Рецензия
- 7 июня 2011
- просмотров 12146
Издательство «Просвещение» выпустило серию школьных энциклопедий и биографических словарей, посвященных писателям-классикам, начиная с древнейших времен до нашего времени. Это своеобразные навигаторы в освоении интеллектуального пространства отечественной классики, с которой старшеклассники знакомятся на уроках литературы.
Словари и энциклопедии, выпущенные в «Просвещении», носят не академический, а научно-просветительский характер. В авторских коллективах справочных изданий участвуют ведущие ученые, критики, опытные учителя и методисты, сотрудники музеев.
Работая с дополнительной литературой, ученик научится самостоятельно ориентироваться в научных достижениях современного литературоведения, находить и обрабатывать нужную информацию. Как показывает педагогическая практика, работа школьников со справочными изданиями, безусловно, помогает их духовно-нравственному взрослению, развивает творческие задатки, приучает самостоятельно ориентироваться в обилии современной научной информации.
К
200-летию со дня рождения
Александра Сергеевича Пушкина издательство выпустило книгу «
А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (под редакцией
В. И. Коровина). Энциклопедический словарь знакомит со всеми сторонами творческого наследия поэта, его биографией. Специальный раздел посвящен школьным сочинениям на пушкинские темы в разные периоды истории отечественной школы, пушкинским школьным праздникам, изучению Пушкина в школе.
В статьях словаря проанализировано каждое произведение Александра Пушкина, подробно представлены памятные места и пушкинское окружение. Школьники, которые склонны к само-стоятельной исследовательской работе, оценят материалы по таким темам, как «Русская история в творчестве А. С. Пушкина», «А. С. Пушкин и фольклор», «А. С. Пушкин и мифология», «Пушкин и искусство».
К
200-летию со дня рождения
Федора Ивановича Тютчева издан
школьный энциклопедический словарь (составитель —
Г. В. Чагин). Как и стихи Пушкина, лирика Тютчева сопровождает нас всю жизнь. «Люблю грозу в начале мая...» читаем мы в начальных классах, «Чародейкою зимою...» — в средних, «Я встретил Вас...» — в старших.
Участники школьных олимпиад могут найти в энциклопедии ответ практически на любой вопрос по творчеству Федора Тютчева. Словарь освещает все стороны его литературной и общественной деятельности. Это разделы, рассказывающие о биографии поэта, его поэтических произведениях, об окружении Тютчева и его взаимоотношениях с современниками. В словаре нашли отражение и такие проблемы, как «Ф. И. Тютчев и мифология», «Тютчев и русская литература XVIII–XIX и XX веков», «Ф. И. Тютчев в музыке», «Ф. И. Тютчев в критике и в отзывах современников и потомков».
В
энциклопедии, посвященной Льву Николаевичу Толстому (научный редактор и составитель —
Н. И. Бурнашева), объяты все грани творчества писателя. Среди основных задач издания — помочь старшеклассникам постичь личность
Льва Толстого, понять его сложный художественный мир, получить много новых сведений о его отношениях с современниками. Особое внимание в энциклопедии уделено художественным произведениям, предложенным школьной программой для текстуального изучения, а также публицистике, дневникам, письмам Толстого. Специальные статьи рассказывают о Толстом-педагоге, общественном деятеле, философе, офицере, хозяине Ясной Поляны, отце семейства... Значительное место отведено окружению Толстого, его мировоззрению, изданию его сочинений, местам, связанным с его жизнью... Раскрывается и проблема изучения творчества писателя в школе.
Издание оснащено богатым иллюстративным материалом. Большинство статей сопровождаются фотографиями, репродукциями, воспроизведением черновиков рукописей Льва Толстого. В книге представлен герб и генеалогическое дерево
Толстых.
Энциклопедия о Федоре Михайловиче Достоевском создана доктором исторических наук
С. В. Беловым. «Проблемы, которые волновали и мучили
Достоевского, — это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным», — утверждает Белов. Автор энциклопедии рассказывает о жизни и творчестве «самого читаемого и самого изучаемого в мире» русского писателя, оказавшего грандиозное влияние на мировую литературу XX века. В энциклопедию вошли не только статьи о литературно-общественной деятельности Достоевского, но и материалы о драматических и музыкальных спектаклях, кинофильмах по его произведениям, художниках, иллюстрировавших сочинения писателя, классиках западной литературы, на которых он оказал влияние.
Жанр справочного издания позволяет охватить все стороны творческой деятельности Федора Достоевского: это биография писателя, анализ всех его программных произведений — романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», повестей «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Кроткая», публицистических статей и так далее. Подробно рассказывается о взаимоотношениях Достоевского с современниками-писателями, критиками, философами.
Необычность для энциклопедического издания состоит в литературном стиле автора: некоторые страницы книги напоминают фрагменты романтического повествования.
В чеховский юбилейный 2010 год «Просвещение» выпустило издание «
А. П. Чехов. Энциклопедия» (составитель и научный редактор —
В. Б. Катаев). Структура энциклопедии соответствует типу справочного издания. Книга открывается вводной статьей, характеризующей значение творчества Чехова для нашего времени. Специальные разделы посвящены произведениям писателя — прозе, драматургии, публицистике, записным книжкам, письмам.
Крупным планом представлена поэтика писателя. Старшеклассники, познакомившись с этим разделом энциклопедии, убедятся, что в кратких, казалось бы, простых рассказах писателя таятся неразгаданные тайны. Проникнуть в них помогут статьи о художественной детали, чеховских заглавиях, подтексте и подводном течении и так далее.
В 2010 году театры России и мира инсценировали чеховские произведения. Понять современную интерпретацию режиссеров и актеров, играющих персонажей пьес Чехова, помогут статьи энциклопедии в разделе «Чехов и театр». Расширят искусствоведческие познания старшеклассников такие разделы энциклопедии, как «Чехов и музыка», «Чехов и кино», «Чехов и другие виды искусства». Вышедшие энциклопедии богато иллюстрированы документальными фотографиями, автографами писателей, снабжены обширной библиографией.
Освоение терминологии — важный этап в изучении науки об искусстве слова, без этого невозможно почувствовать неповторимость каждого значительного явления литературы и искусства. Понять роль слова в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств, научиться анализировать художественный текст и постигать поэтику прозаических, стихотворных и драматургических произведений поможет «Школьный словарь литературоведческих терминов» (авторы —
Л. В. Чернец,
В. Б. Семенов,
В. А. Скиба).
Своеобразные мини-энциклопедии, выпущенные издательством, — это словари-справочники о русских писателях: «Литература Древней Руси» (под редакцией
О. В. Творогова), «
Русские писатели XVIII века» и «
Русские писатели XIX века» (составитель
С. А. Джанумов), «
Русские писатели XX века» (под редакцией
И. О. Шайтанова).
Специфика каждой статьи в словарях — в сочетании научности и популярности, живости изложения, иногда беллетризованности. Авторы статей дают целостное представление о писателе, его жизненном и творческом пути, его основных произведениях, преемственности идейно-художественных исканий русской литературы от древности до XXI века.
Знакомство со словарями расширяет кругозор школьников, позволяет им увидеть творчество прозаиков и поэтов на реальном, литературном, историческом и общественном фоне эпохи, включиться в диалог с писателем, приобщиться к духовно-нравственным ценностям, которые проповедуют художники слова.
Назначение словарей-справочников — помочь школьникам развить свою познавательную активность, выработать умение самостоятельно подготовиться к написанию творческой работы о литературе XVIII–XXI веков, а может быть, и победить на олимпиадах.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Пронина Е. [П.] Учим не по учебникам: справочные издания для школы/ Елена [Петровна] Пронина. — Текст: электронный// Интернет-издание «Просвещение». — 2011. — 7 июня. — URL: http://prosvpress.ru/2011/06/uchim/ (дата обращения: 25.08.2013).