Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Левон Акопян (музыковед-энциклопедист): российские статьи часто перегружены «теоретизированием»

Левон Акопян (музыковед-энциклопедист): российские статьи часто перегружены «теоретизированием»

Интервью

  • 14 мая 2012
  • просмотров 5193
  • комментариев 3
Мир энциклопедий. Из интервью музыковеда, доктора искусствоведения, завотделом современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания, автора первой в России энциклопедии музыки XX века Левона Оганесовича Акопяна (на фото) корреспонденту радио «Орфей».

— Левон Оганесович, Вы были переводчиком «Музыкального словаря Гроува» на русский язык. Со всеми ли формулировками, представленными в книге, Вы были согласны? Или есть какие-то принципиальные различия в оценке явлений между создателями словаря Гроува и российским музыкознанием?

— В оригинале отсутствовали некоторые статьи, так как он вышел ещё в начале девяностых, поэтому мне приходилось что-то вносить от своего имени уже с позиций нашего времени. В Гроуве есть позитивные стороны, которые можно было бы взять на вооружение и нам. Он написан очень хорошим, простым, но литературным языком. Информация изложена ясно, книга читается легко. Наши энциклопедические статьи и музыковедческие работы очень часто бывают излишне усложнены, перегружены «теоретизированием».

— В своём словаре «Музыка XX века» Вы не упомянули некоторых композиторов новой формации. К примеру, Леонида Десятникова, Виктора Екимовского. Почему так получилось?

— Это интересный вопрос. Там действительно могли бы быть статьи о некоторых современных композиторах. Сейчас я жалею о том, что не включил их. Например, безусловно, должна была быть статья о недавно ушедшем композиторе Юрии Фалике из Петербурга. Или об испанском композиторе Луисе де Пабло. Или о модном аргентинском «постмодернисте» Освальдо Голихове. Что касается упомянутых Вами отечественных композиторов, не могу не сказать, что когда занимаешься такого рода книгами и работаешь с источниками со всего мира, приходит осознание иерархии ценностей, и ты уже оцениваешь личность композитора не в национальном масштабе, а в мировом.

  • Теги
  • Левон Оганесович Акопян
  • Музыка XX века
  • Музыкальный словарь Гроува
  • Россия
  • Словарь Гроува
  • музыка
  • музыковедение
  • энциклопедические словари

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Я считаю, что по отдельным пунктам с позицией уважаемого доктора Акопяна сложно согласиться. Все-таки он подготовил энциклопедический словарь "Музыка ХХ века", а не книгу "Мои любимые композиторы". Исключение из словаря ряда персоналий, обоснованное субъективными оценками масштаба их дарования, как представляется, не позволяет создать максимально полную картину музыкальной жизни прошлого века.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    ...Наши энциклопедические статьи и музыковедческие работы очень часто бывают излишне усложнены, перегружены «теоретизированием».

    А ЧТО в этом плохого? Вопрос
    Энциклопедия — это не "курортное чтиво", а научное издание, и следовательно, теоретичность — обязательный элемент энциклопедической статьи. Восклицание И  упоминаемое здесь издание «Музыка XX века. Энциклопедический словарь» — как раз тот случай, когда "теоретичность" изложения идет только на пользу качеству издания! Восклицание
    И совершенно напрасно автор этого "стесняется"...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Все это, конечно, правильно, энциклопедия — это, конечно, не художественная книга, но ведь согласитесь, читающему ее человеку тоже хочется понять, о чем речь. Российские энциклопедии действительно зачастую перегружены слишком большим объемом теоретических знаний не всегда нужных читателю.
    • 0/0