. Интервью сооснователя Википедии (Wikipedia)
в Киевском национальном университете (КНУ) 15 мая, украинскому журналу «Коррeспондент» (опубликовано в № 19 от 18 мая 2012 года).
— Запуская 11 лет назад Википедию, предполагали ли вы, в какого гиганта она превратится? Какую цель тогда ставили?
— Создавая Википедию, я был настроен оптимистично. И я предполагал, что в поисковиках энциклопедия будет в числе первых 50, по крайней мере я все для этого делал. Но сегодня Википедия входит в пятерку самых посещаемых сайтов в Сети. Даже с учетом моих оптимистичных прогнозов я не представлял себе такого ошеломляющего результата.
— Википедия сделала вас знаменитостью, но сделала ли она вас богаче? В какую сумму оцените свое состояние?
— Нет, не особо [сделала богаче], но чувствую я себя неплохо. (Улыбается.)
— Все же о какой сумме идет речь?
— Понятия не имею. У меня есть коммерческие компании, которые вполне успешны в бизнесе. Возможно, когда-нибудь я подсчитаю их стоимость.
— Известно, что первым вашим проектом (предшественником Википедии) был онлайн-поисковик порно. Существует ли он сегодня?
— Нет, не было никакого сайта...
— О нем говорит соответствующая статья в Википедии. Она врет?
— Ну я не знаю, о каком сайте вы говорите.
— Он называется вomis.com.
— Да, такой сайт действительно был. Это сайт-поисковик, как Yahoo!. Его уже давно нет. Фактически это был прадед Википедии. Пользователи делились ссылками и могли таким образом обмениваться информацией, создавая сообщества. Это был коммерческий сайт, но впоследствии прибыль получать с него стало непросто.
— Общеизвестно, что в Википедии немало недостоверной информации. Вас это не огорчает?
— Общеизвестно, что в Википедии мало недостоверной информации. Мы исследовали и изучали ее качество в сравнении с другими энциклопедиями: конечно, Википедия несовершенна, но она достаточно качественная.
— Каков штат редакторов в Википедии?
— Зависит от того, как считать. Конечно, мы не учитываем тех, кто делает лишь одну запись, — они не становятся частью Викисообщества. Если говорить об активных редакторах во всем мире, то это приблизительно 80 тыс. человек. Очень активных редакторов — от 8 тыс. до 10 тыс. Но если говорить об основном составе, то это 5 тыс. редакторов, которые знают друг друга.
— В 2011 году вы вышли из состава жюри немецкой премии Квадрига (присуждается политикам разных стран за гуманитарные достижения) из-за того, что премию решили присудить премьеру Российской Федерации Владимиру Путину. Фактически из-за вас Путин не получил Квадригу. Зачем вы это сделали?
— Больше всего в той ситуации меня возмутило, что со мной как с членом жюри никто и не думал советоваться. То есть организаторы объявили о присуждении премии, даже не спросив жюри. И дело было не в Путине, хотя я действительно не считаю его главным номинантом на премию за гуманитарные достижения в политике. Но что в итоге получилось? Организаторы поставили сами себя в неловкое положение: объявили Путину о награде, а потом сами же ее и отменили.
— Вы оказались в Украине накануне Евро-2012 и в то время, когда Запад активно критикует официальный Киев за его позицию по делу экс-премьера Юлии Тимошенко. Каким вы видите имидж Украины в мире?
— Имидж Украины в мире на сегодняшний день отрицательный из-за отношения [властей] к Юлии Тимошенко. Ощущается, что в Украине что-то пошло не правильно, не так, как должно быть. Знаете, после воодушевления оранжевой революцией и положительных тенденций в Украине очень жаль, что сейчас так получилось.
— Это ваш первый визит в Украину. Что впечатлило вас и что расстроило?
— Да, это мое первое знакомство с Украиной, и я здесь буду недолго, поэтому у меня не будет возможности увидеть все сполна.
Я успел пообщаться со студентами. Это был отличный опыт — веселая, любознательная молодежь у вас в Украине. Что касается Киева, у меня сложилось впечатление, что в нем соединились два города: очень много несуразной советской архитектуры в соединении с современностью. Но видно, что у страны огромный потенциал.
— Вы приехали по приглашению мецената и миллиардера Виктора Пинчука. Какие у вас отношения?
— Я бы сказал, что мы просто знакомые, но я думаю уже о том, что нам пора становиться друзьями. (Улыбается.) Мы познакомились семь лет назад, я выступал с докладом во время круглого стола в Давосе. Я считаю его умным и интересным человеком, он делает много интересных проектов.
— Говорят, вы аскет. А в чем себе никогда не отказываете?
— В доступе к интернету. (Смеется.) Но в быту я действительно очень неприхотлив.
— Что для вас значит интернет и сколько времени вы проводите в онлайне?
— Интернет и компьютер — это моя работа. Поэтому, как только я встаю утром, я уже онлайн. Потом обедаю — и снова онлайн. Получается, что часов десять примерно я в Сети.
— Но вовсе без материального обойтись нельзя. В какой квартире вы живете, на каком автомобиле ездите?
— У меня есть апартаменты и в Лондоне, и во Флориде. Я живу в самом центре Лондона, но не из-за пристрастия к дорогим апартаментам, а из-за удобства: не люблю долго добираться до работы, да и на интервью удобно ходить.
В Лондоне у меня нет машины, а во Флориде есть: в Америке ведь у всех есть машины. В Штатах я езжу на небольшом Hyundai.
— В вашем гараже есть еще Ferrari…
— Да, но только Ferrari у меня был несколько лет назад. Я его продал. Это самая ужасная машина, которую только можно себе представить. Очень неудобная.
— В Украине быстро растет интернет-аудитория, и много активных пользователей Википедии. Как вы оцениваете местную Википедию?
— В Украине одна из крупнейших Википедий в мире, у украинской Википедии 14-е место. Она всего лишь на две ступени ниже китайской, да и то лишь потому, что китайцев больше, чем украинцев. Вики-сообщество в Украине активное и очень ответственно относится к своему делу. Википедия здесь очень популярна.
— Планируете запустить еще что-нибудь грандиозное?
— Я думаю, что Википедия достаточно грандиозна. (Улыбается.) У меня всегда в голове имеются идеи и планы, но на данный момент я не готов что-либо анонсировать.
— Чего хотели бы добиться?
— Банального: сделать так, чтобы у каждого жителя Земли был доступ к бесплатной энциклопедии на его родном языке. И мы достигаем этой цели, но впереди еще очень много работы. Жители Африки и Индии только начинают появляться в онлайне, и нам предстоит еще много работы в этом направлении.
— Каким видите будущее человечества в связи с его глобальным погружением в интернет?
— Я считаю, что влияние интернета зависит от того, на кого и где это влияние оказывается. Уникальная возможность людей объединяться в сети с целью что-то узнать и чему-то научиться, а иногда и потребовать перемен уже сильно влияет на реальную жизнь. Интернет станет для многих уголков нашей планеты проводником грамотности: ведь для того, чтобы что-то узнать в Сети, нужно научиться читать.
Интернет — это уникальное влияние виртуального мира на реальный. Сегодня более 2 млрд ежедневно находятся в онлайне. Через два-пять лет эта цифра станет значительно больше, поэтому и влияние интернета будет более ощутимым.
— Интернет может оказывать и плохое влияние...
— Да, есть несколько отрицательных аспектов. К примеру, мне никогда не понять, когда друзья или пара, придя в ресторан, уткнувшись в телефоны, забывают друг о друге. Это очень некрасиво, на мой взгляд.
Конечно, есть риски в связи с использованием интернета, но они невелики. К примеру, микроблоги Twitter: короткие экспрессивные сообщения-призывы могут стать причиной несанкционированного протеста. А такие вещи нужно делать, тщательно продумав и отложив эмоции в сторону.
Чтобы избежать подобного, необходимо, прежде всего, это понимать. И тогда можно говорить о высокой эффективности и пользе интернета.
— Читаете ли вы обычные книги? Художественную литературу?
— Да, конечно, я много читаю. Правда, цифровую версию на своем iРad. Из последнего — Властелин колец Джона Р. Р. Толкиена. Моя 11-летняя дочь читала ее [книгу] по школьной программе, и я позаимствовал.
— Следите за безопасностью вашего ребенка в Сети?
— Это интересный момент. Тут опять-таки все зависит от ребенка. Моя дочь — суперфанатка интернета. Она отлично в нем себя чувствует. Ведет блог, общается в соцсетях. Да, она действительно живет в Сети. Но в Википедии пока ничего не писала. (Улыбается.) В будущем, думаю, будет.
— Хотели бы, чтобы о вас, как о [основателе Apple] Стиве Джобсе, написали книгу или сняли фильм, как о [создателе Facebook] Марке Цукерберге?
— О нет, только не это. Это было бы очень скучное кино. Я лично знаю Марка Цукерберга. Когда я увидел его героя в фильме, то понял, что его герой и он настоящий — разные люди. Фильм Facebook сам по себе очень интересный, но он не имеет ничего общего с реальными его героями. В жизни они совершенно другие.